ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОВЖИК Анита Васильевна
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКО-ИСПАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВЕКОВ
MODERN TRENDS IN RUSSIAN-SPANISH COOPERATION IN CULTURAL FIELD AT THE END OF XX – BEGINNING OF XXI CENTURY
Выпускная квалификационная бакалаврская работа
по направлению 031900 «Международные отношения»
Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент Н.М.Боголюбова
Студент:
Научный руководитель:
Работа предоставлена на кафедру
«___»________________ 2016 г.
Заведующий кафедрой:
Санкт-Петербург
2016
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Концептуальные основы исследований международных связей в гуманитарной сфере. 10
1.1. Внешняя культурная политика как элемент концепции «мягкой силы». 10
1.2. Влияние процессов глобализации и регионализации на формирование международных связей. 16
1.3. Институциализация международного сотрудничества в культурной сфере. 20
1.4. Лингвистический фактор в контексте международной политики. 23
Глава 2. Нормативно-правовая и институциональная основа российско-испанского культурного сотрудничества. 28
2.1. Программные документы и двусторонние соглашения России и Испании в культурной сфере. 28
2.2. Роль институтов в развитии российско-испанского сотрудничества на современном этапе. 35
Глава 3. Ключевые черты российско-испанских культурных связей. 43
3.1. Обзор основных направлений российско-испанского сотрудничества. 43
3.2. Характеристика основных форм культурного обмена. 49
Глава 4. Актуальные тенденции развития двусторонних связей России и Испании. 55
4.1. Структурные характеристики формирования российско-испанских культурных связей. 55
4.2. Тенденции российско-испанского сотрудничества в области образования и языковой политики. 60
4.3. Новый формат культурного обмена – перекрестные годы культур. 63
Заключение. 67
Список использованных источников и литературы. 71
Источники. Документальные. 71
Нарративные источники. 72
Литература. Монографии. 74
Научные статьи. 75
Введение.
За последние несколько десятилетий процессы глобализации и интеграции поглотили значительную часть государств мира, и Россия не стала исключением. Восстановление и развитие всесторонних связей РФ со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья после распада Советского Союза является естественным следствием стремления страны сформировать положительный образ страны и укрепить взаимоотношения с амбициозными соседями. При этом страны Западной Европы – Европейского Союза – являются одним из приоритетных направлений распространения влияния Российского государства, а культурные связи приобретают все более важное значение как инструмент внешней политики России.1
Культурное сотрудничество действительно является одним из наиболее важных направлений внешней интеграции России, что обусловлено несколькими факторами. В первую очередь, это утрата Российской Федерацией после событий 1990-х годов статуса и влиятельности СССР. Новые геополитические реалии требуют немедленной адаптации и возвращения прежнего положения страны в мирполитической системе. Известный недостаток экономического и военно-политического потенциала побуждает правительство использовать иные средства и инструменты для становления равноправных партнерских отношений со странами Запада и усиления влияния в мире. Среди них можно выделить культурные связи как один из основных инструментов в формировании позитивного образа страны в общественном сознании народов Европы, что, в свою очередь, определяет и отношение мирового сообщества к России в других аспектах международного сотрудничества. Также в начале XXI века наблюдается усиливающееся внимание правительства страны к такому аспекту внешней политики, как отстаивание национальных интересов и идентичности на международной арене, что, безусловно, ведет и к возрастанию значения культурной составляющей международных отношений. К тому же важно отметить влияние гуманитарного сотрудничества стран на развитие их политических связей, так как, вопреки расхожему мнению, не только политический курс формирует рамки экономического и культурного взаимодействия, но и наоборот.
Кроме того, как уже отмечалось, страны Западной Европы занимают особое положение в системе российских внешнеполитических предпочтений. Испания в силу своего динамичного развития последних лет представляет определенный интерес для России в сферах не только экономики и политики, но и культуры. Развитие всесторонних связей с Испанией, а также другими иберо-американскими странами, - это взаимовыгодный внешнеполитический проект, имеющий свои исторические предпосылки и преимущества.
Основами для сотрудничества в сфере культуры России и Испании можно назвать два фактора. Во-первых, обе страны представляют собой уникальные культурные цивилизации, обладающие неповторимыми особенностями, так как формировались под влиянием нескольких автохтонных цивилизационных основ и привнесенных извне культурных веяний, вследствие чего мы можем наблюдать некоторое сходство национальных характеров двух народов. Во-вторых, двухсторонние культурные отношения связывали наши страны в течение достаточно большого периода времени, что, безусловно, является хорошим подспорьем для дальнейшего развития сотрудничества в этой области.
В целом два крупных явления современного мира определяют актуальность данной темы: во-первых, возрастающая роль так называемой «мягкой силы», гуманитарного и культурного сотрудничества в аспекте мировой политики. Во-вторых, расширение интеграционных процессов требует сохранение и укрепление контактов России со странами Запада, особенно в условиях усиления напряженности в отношениях России с Европой.
Цель исследования можно представить следующим образом: это выявление актуальных тенденций развития российско-испанских культурных связей в контексте построения комплексного диалога двух стран. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить концептуальные основы исследования международных связей России и Испании в гуманитарной сфере;
рассмотреть организационно-правовые аспекты российско-испанского сотрудничества, в том числе договорную и институциональную базы;
выявить ключевые формы и содержание культурного обмена, определить его роль в построении двустороннего диалога;
выделить современные тенденции партнерства РФ и Испании в области культуры и предложить возможную схему его дальнейшего развития.
Объектом исследования являются культурные связи Российской Федерации и Испании в конце XX – начале XXI веков. Предмет исследования – содержание, формы и направления реализации российско-испанского сотрудничества в области искусства, рассматриваемого в качестве одного из инструментов внешней политики России и Испании.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования по рассматриваемой тематике можно условно разделить на несколько групп. Во-первых, это работы, посвященные общему анализу мягкой силы и внешней культурной политики. В культовых исследованиях С.Хантингтона, Ю.Хабермаса и Джозефа Ная2 излагается общая структура концепции мягкой силы и устанавливается роль культурной политики в реализации привлекательного потенциала государства. Социологи Хантингтон и Хабермас делали акцент в своих работах на различие культур отдельных цивилизаций, из чего исходят и различные подходы к эксплуатации мягкой силы. Российские исследователи и преподаватели передового университета России СПБГУ Н.Боголюбова, Ю.Николаева, профессор университета Глазго Т.Соломон3 рассматривают формы и направления осуществления культурной политики в российской и западноевропейской практике. У ряда ученых (А.Вильяройя, С.Косенко)4 мы находим различные точки зрения на место культуры во внешней политике государств.
Вторая группа представлена работами о различных формах международного сотрудничества стран. Общие аспекты современных международных связей рассматривают британские теоретики и практики международных отношений Дэвид Хэлд, Энтони МакГру,5 кандидаты политических и исторических наук России А.Каримова, С.Копацкая;6 их работы посвящены в основном вопросам изменения межгосударственных отношений в ходе развития глобализации и в частности – проблеме регионализации. Конкретно же деятельность на международной арене регионов России и Испании разбирается в трудах испанского профессора К.Колино, российского политолога А.Макарычева и других.7 К третьей группе мы отнесли другие теоретические материалы, посвященные отдельным элементам культурного сотрудничества стран – статьи об институциализации международного взаимодействия К.Косачева, М.Кастильо;8 важное место в данном исследовании занимают работы кандидата политических наук Н.В.Ковалевской,9 посвященные лингвистическому фактору в мировой политике и роли испанофонии в политике Испании и стран Латинской Америки.
Однако непосредственно вопросы сотрудничества Российской Федерации и Испании в культурной сфере исследованы лишь частично и в основном в качестве одного из «подчиненных» направлений двустороннего политического партнерства - в работах доктора экономических наук и руководителя Центра Иберийских исслудований ИЛА РАН П.Яковлева, советского и российского дипломата Ю.Дубинина, несколько лет проработавшего в Мадриде, доктора исторических наук и специалиста по политике Испании Н.Аникеевой.10
Данный обзор показывает, что на данный момент в отечественной и зарубежной теории отсутствуют комплексные исследования именно культурных связей России и Испании, и именно на это направлена данная работа. Новизну представленного исследования определяет подход к рассмотрению российско-испанских культурных контактов как самостоятельного инструмента мягкой силы двух государств, а также анализ этих связей в контексте двустороннего политического диалога.
Источниковая база представлена, во-первых, нормативно-правовыми актами,11 в том числе международными – то есть межправительственными, межведомственными и межрегиональными соглашениями и декларациями, регулирующими взаимоотношения России и Испании в сфере культурных связей.12 Во-вторых, важными источниками стали программные и концептуальные политические документы Российской Федерации и Испании; под ними подразумеваются публицистические материалы правительственных и общественных институтов, содержащие информацию о приоритетах и ключевых направлениях политического курса страны, в том числе в сфере международного гуманитарного взаимодействия (в рамках данной работы к этому виду документации относятся концепции и стратегии внешней политики, планы международного сотрудничества и другое).13 Данные документы позволили определить степень законодательного оформления двусторонних отношений, а также место культурной сферы во внешней политике государств. В-третьих, большое значение для изучения наиболее актуальных тенденций сотрудничества и установления фактологической базы имеют материалы периодической печати, информационных интернет-порталов и официальных сайтов различных ведомств внешней политики. Особенно стоит отметить новостные сводки информационного агентства Тасс и Риа Новости, а также материалы официальных сайтов Россотрудничества, фонда «Русский мир» и Института Сервантеса.
Хронологические рамки исследования охватывают период с момента образования Российской Федерации и обновления двустороннего соглашения с Испанией о сотрудничестве в начале 1990-ых годов по настоящее время. Таким образом в задачи исследования входит изучение именно современного этапа российско-испанского партнерства, с учетом исторического наследия правового и общественного взаимодействия государств.
Теоретико-методологической основой исследования являются общепризнанные принципы историзма и объективизма, а также элементы культурологического и цивилизационного подходов. В ходе разработки темы был использован системный подход, позволяющий рассматривать российско-испанские культурные связи как целостный феномен, развивающийся в определенном историческом и международном контекстах, и в то же время анализировать их на отдельных уровнях – отдельные акты культурной политики в качестве элементов системы, их комплекс как внутреннюю структуру и взаимовлияние культурного диалога и общеполитических связей как внешнюю структуру системы. Важной частью исследования стало применение методов структурно-функционального и институционального анализа, которые помогли рассмотреть и оценить деятельность отдельных институтов и регионов.
Таким образом, использование методов структурно-функционального анализа позволяет сосредоточиться на наиболее актуальных и объективных фактах реального сотрудничества и реализации культурной политики. Системный же подход дает нам возможность добиться комплексного видения объекта в рамках среды его существования и во всей совокупности составляющих его элементов, в их постоянной взаимозависимости и взаимодействии.
Практическую значимость данного исследования имеет анализ деятельности институтов российско-испанского сотрудничества и документального закрепления, так как основанные на нем рекомендации по интенсификации и расширению сотрудничества могут быть рассмотрены и применены государственными ведомствами и неправительственными организациями в планировании двусторонних акций. На выявленные тенденции развития культурных связей России и Испании можно опираться в качестве направляющих линий сотрудничества при прогнозировании дальнейшей эволюции двусторонних отношений.
Апробация результатов исследования осуществлялась в докладах автора на научных конференциях и публикации статьи по их результатам.14
Структура работы согласуется с логикой формулировки задач и цели исследования. Так, в первой главе приводится обзор ключевых концептов международного культурного сотрудничества государств; рассматриваются основные механизмы реализации мягкой силы, влияние процесса регионализации на гуманитарное взаимодействие, лингвистический и институциональный аспекты международных связей. Во второй главе мы обращаемся уже непосредственно к российско-испанским связям и разбираем нормативно-правовую и договорную базу сотрудничества, сложившуюся на данный момент, а также особенности процесса институционального оформления. Третья глава посвящена анализу содержания межкультурного диалога Испании и России, в ней выделяются сложившиеся предпочтения и приоритетные формы и направления сотрудничества. В четвертой главе, исходя из выводов предыдущих разделов, выведены особенности российско-испанского культурного обмена и его актуальные тенденции. В заключении представлены результаты всех частей исследования и на их основе сформулированы предположения о дальнейшем развитии сотрудничества РФ и Испании.
|