Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №1551»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 1551
________В.В.Балакирева.
«___» ____________2017 г.
Направление: техническое
Образовательная программа
объединения дополнительного образования
Блочное программирование
Педагог ДО: Юрковец О.П.
Блочное программирование
Составлена на основе руководства для учителей
«Введение в «Карандашное программирование в среде Pencil Code»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
МОСКВА – 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из актуальных направлений развития информационных технологий в системе дополнительного образования является программирование. Сегодня техническая и технологическая составляющая профессиональной деятельности меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые. В связи с этим возникает необходимость более раннего освоения навыков программирования и развития логического мышления. Наиболее благоприятным для развития логики и навыков программирования блоками является школьный возраст.
Рабочая программа по Блочному программированию позволяет изучать начала программирования с помощью графических блоков, подписи к которым содержат команды. Языки блочного программирования – это хороший способ для учеников начать программировать, для эффективного программирования в среде Pencil Code есть возможность переключаться между текстовым кодом и блоками.
Программа рассчитана на:
-76 ч. в год (2 часа в неделю) первый год обучения состав группы 15 человек (5 класс), 15 человек (6 класс)
Занятия в группах строятся в соответствии с возрастными характеристиками учеников, на основании планирования.
Распределение часов по темам, порядок освоения материала могут изменяться в зависимости от конкретных условий работы.
Процесс вовлечения учеников в деятельность включает в себя следующие этапы:
Делай как я (воспроизводящий);
Поисковый (педагог ставит задачу и вместе с учениками ищет пути ее решения);
Творческий (задача и выбор способа решения выполняется учениками).
Темы занятий выстроены от простого к сложному и направлены на поддержание постоянного интереса к занятиям.
Основной формой работы являются занятия в компьютерном классе, возможны экскурсии, как эффективное средство пропедевтики выбора профессии. Кроме того, планируется участие учеников в конкурсах. Итогом работы учеников в кружке является творческий проект на одну из тем.
В рабочей программе определены следующие цели:
пропедевтика базовых понятий программирования;
развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Принципы отбора содержания занятий связан с принципами практико-ориентированности, дидактической спирали, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель данной программы: овладение навыками программирования и управления исполнителем, развитие творческих и логических способностей, алгоритмического мышления.
Изучение основ карандашного программирования направлено на достижение следующих задач:
освоить графику черепахи, с целью создания визуального результата,
сформировать навыки создания и отладки последовательности команд для решения той или иной задачи,
освоить основные алгоритмические конструкции для решения задач.
В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.
|
Тема
|
Количество часов
|
|
Карандашное программирование. Начало.
Введение в среду Pencil Code.
|
1
|
|
Знакомство с блоком команд рисования (ART)
|
2
|
|
Команды движения
|
4
|
|
Рисуем фигуры.
|
8
|
|
Использование рисунков и картинок.
|
2
|
|
Мой первый проект. Проект по образцу.
|
4
|
|
Рисуем картины.
|
4
|
|
Презентация результатов работы. Круглый стол.
|
4
|
|
Работаем с условиями и циклами.
|
6
|
|
Циклы и цветы
|
4
|
|
Задачи на циклы, выполнение проектов на решение проблем.
|
2
|
|
Введение в геометрию в карандашном программировании.
|
6
|
|
Рисование одним росчерком.
|
5
|
|
Дуги и окружности.
|
5
|
|
Смайломания и подпрограммы.
|
6
|
|
Вывод изображений, текста, речи, музыки.
|
5
|
|
Итоговый проект
|
4
|
|
Презентация проекта. Публичное выступление.
|
4
|
|
Итого
|
76
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Кружковая работа по направлению Основы карандашного программирования вносит значительный вклад в достижение главной цели дополнительного образования – развитие творческой личности и способствует:
совершенствованию индивидуальных творческих навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области программирования; развитию навыков самостоятельной деятельности (проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КРУЖКА
Выполнение практических работ в среде блочного программирования, как показатель владения основными понятиями алгоритмических конструкций и команд исполнителя.
Критерии проектов
самостоятельность
полнота выполнения работы
оригинальность
эффективность
Участие в акции «Час кода», акциях, проводимых в сети интернет, конкурсах.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ КРУЖКА
Во время практических работ необходимо использование учениками персональных компьютеров, среды блочного программирования https://pencilcode.net/.
В процессе кружковой работы дети должны получить сведения о возможностях использования алгоритмического мышления в профессиях, что способствует ранней профориентации.
Карандашное программирование. Начало.
Рассматривается среда, её возможности. Pencil Code позволяет программисту использовать «блочный режим», чтобы перетаскивать мышкой блоки для создания программы. Блоки в Pencil Code – это прямое представление основного текстового языка: CoffeeScript, JavaScript, или HTML. Блоки по виду отличаются от текстового кода, они являются только визуальным способом представления и редактирования команд на языке программирования.
Введение в среду Pencil Code.
Рассматриваются основные правила построения блочных программ и выполняются манипуляции с блоками.
Лучше использовать блоки, когда ученик изучает новую функцию или команду. Блоки организованы на палете с корректным синтаксисом и имеют такую форму, чтобы правильно сцепляться друг с другом. Блоки облегчают задачу, когда надо протестировать новую идею - вам нужно только выбрать правильный блок. Тестирование идей.
Знакомство с блоком команд рисования (ART)
Знакомство с блоком команд рисования (ART). Основные команды рисования: перо, пятно, квадратик: (pen, dot, box). Выполнение заданий.
Команды движения.
Чтобы ускорить исполнение программы, в ее начало можно поставить команды скорости speed и бесконечной скорости speed Infinity. Основные команды движения MOVE: вперед-назад, повороты вправо-влево (fd, bk, lt, rt).
Рисуем фигуры.
Основные команды рисования: pen, dot, box, fill (заливка)
Основные команды движения: fw, bk, rt, lt, jumpto, moveto
Команды рисования дуг и окружностей: rt (градусы, радиус), lt (градусы, радиус)
Использование рисунков и картинок.
Добавление картинок, нарезка картинок, коллаж и движение. Основные команды движения по декартовым координатам jumpto, moveto
Основные команды движения: fw, bk, rt, lt,
Команды рисования дуг и окружностей: rt (градусы, радиус)
Мой первый проект. Проект по образцу.
Чтение и дополнение чужого кода. Создание проекта по образцу.
Основные команды рисования: pen, dot, box, fill
Основные команды движения: fw, bk, rt, lt, jumpto, moveto
Команды рисования дуг и окружностей: rt (градусы, радиус), lt(градусы, радиус)
Рисуем картины.
Рисование картинок на основе индивидуальных заданий.
Презентация результатов своей работы. Круглый стол.
Выступления учеников. Обсуждение результатов работы.
Работаем с условиями и циклами.
Знакомство с условиями и циклами.
Основные команды рисования: pen, dot, box, fill
Основные команды движения: fw, bk, rt, lt,
Блок условий и циклов
Циклы и цветы
Основные виды циклов
Использование циклов для поворота и рисования черепашкой
Задачи на циклы, выполнение проектов на решение проблем.
Индивидуальные задания.
Введение в геометрию в карандашном программировании.
Использование программы с линейными алгоритмами для построения с помощью простых команд вперед-назад, влево-вправо геометрические фигуры с заданными линейными размерами и углами: квадрат, ромб, трапецию и т.д. Отдельным комплексным заданием может быть практикум по созданию правильных многоугольников.
Рисование одним росчерком.
Создание проектов рисования геометрических фигур так, чтобы в процессе рисования карандаш не отрывался от бумаги, и ни одна линия не проводилась дважды. Знакомство с понятием «граф» в математике.
Дуги и окружности.
Индивидуальные задания.
Смайломания и подпрограммы.
Хорошее упражнение для ознакомления с командами рисования точками-пятнами — Смайлик. Рисование группы смайликов.
Вывод изображений, текста, речи, музыки.
Освоение способов вывода изображений, текста, речи, музыки.
Итоговый проект.
Создание композиции с использованием освоенных ранее команд.
Презентация проекта. Публичное выступление.
Публичное выступление с итоговым проектом.
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Компьютер (педагог и ученики)
Проектор
Принтер
Сеть с выходом в интернет
Методическая литература
ЛИТЕРАТУРА
Рождественская Л.В. «Карандашное программирование», авторские публикации, разработки и методические материалы, опубликованные на портале “Образовательная галактика Intel”, 2016 г.
Дипа Мурэлидхэр , «Введение в «Карандашное Программирование» руководство учителя по Pencil Code», 2016г.
https://sites.google.com/site/pencilcode2016/home
|