Дети - жертвы Холокоста и террора: педагогический аспект
Составители: И.А. Альтман, Н.В. Анисина
РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА ХОЛОКОСТА
Москва , 2014
«Российская библиотека Холокоста»
И. А. Альтман (отв. редактор), А. Е. Гербер, Ю. А. Домбровский, Ю. И. Каннер, Б. Н. Ковалев, Г. В. Костырченко, д-р ТамашКраус (Венгрия), А. И. Круглов (Украина), Д. И. Полторак, Е. С. Розенблат (Беларусь), Л. А. Терушкин (отв. секретарь), д-р К. М. Феферман (Россия – Израиль), М. В. Шкаровский, д-рАронШнеер (Израиль)
УДК 63.3(0)62
ББК 94(100) «1939/1945»
М94
ISBN
Дети - жертвы Холокоста и террора: педагогический аспект. Учебно-методическое пособие./ Сост. Альтман И.А., Н.В. Анисина. //Под ред. А. Г. Асмолова – М., 2014.
Издание приурочено к 10-летию захвата заложников в средней школе №1 г. Беслана. В учебно-методическом пособии представлен опыт мемориализации трагедии в Беслане, освещаются проблемы преподавания данной темы в российских школах и Институтах повышения квалификации. Значительное место уделено осмыслению темы террора против детей в новейшей истории. Включенные в пособие методические разработки уроков и сценарии внеклассных мероприятий призваны помочь педагогам провести занятия и организовать проектную деятельность по теме с учетом опыта мемориализации жертв Холокоста. В подготовке пособия приняли участие педагоги из 8 регионов России.
Издание адресовано историкам, педагогам, методистам, сотрудникам музеев, преподавателям вузов, студентам и школьникам.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп
Серия издается при поддержке Российского еврейского конгресса
© Научно-просветительный Центр «Холокост», 2014
© Издательство «АПАРТ», художественное оформление, верстка, дизайн обложки, 2014
Оглавление
И.А. Альтман, Н.В. Анисина. От составителей……………………….
Раздел Первый. От Холокоста до Беслана: преступления против детства
А.Е. Гербер. Не ищите врагов, ищите друзей…………………
А.Г. Асмолов. Трагедия Беслана - преступление против детства …….
И.А. Альтман. Исследования, преподавание и мемориализация
темы террора против детей в новейшей истории …………………
О.В. Горских. «Так не бывает, в детей не стреляют…»: отражение
Бесланской трагедии в литературе и культуре ……………………..…
Раздел второй. Бесланская трагедия: жертвы, герои, неравнодушные
А. Н. Гадиева. Через трагедию к гражданскому сознанию……
М. В. Жуков. Проведение операций по освобождению заложников: детский фактор…..
Р. И. Караева. Учитель был рядом…………………
Раздел третий. Методические материалы, опыт работы по теме «Дети – жертвы террора» к 10-летию трагедии Беслана
Н.В. Анисина (Москва), Д. А. Санникова (Самара), С.А. Тиханкина (Вологда).Общероссийский урок «Памяти детей - жертвы террора посвящается…»………..
С.В. Зверева. « Беслан – наша трагедия». Сценарий классного часа…………………..
Е. В. Ходжер. Преподавание тем «Холокост» и «Трагедия Беслана» в основной
школе. Из опыта работы………………………………………………..…
Т.В. Светлова. Преподавание темы Холокоста в начальной школе……………………….
Ю.В. Першина. Опасность экстремизма в современном российском обществе:
от Холокоста до Беслана (занятие для курсов повышения квалификации учителей истории)
Приложения
Методические рекомендации о проведении в образовательных организациях Российской Федерации урока памяти, посвящённого 10-й годовщине траурных событий в г. Беслане ………………………………….
Текст Федерального Закона о внесении изменений в Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» ……………………………………………..
Биографии детей – жертв трагедии Беслана
Список рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов
Фильмы о трагедии в Беслане………………..
Список музыкальных произведений, посвященных Беслану
Памятка для детей, родителей, педагогов о поведении в условиях, связанных с угрозой террористического акта
Сведения об авторах
От составителей
ХХ век оставил свой кровавый след в истории человечества. Оно до сих пор не оправилось от последствий трагедии армянского геноцида, Второй Мировой войныи Холокоста - преступной нацистской политики, унесшей миллионы человеческих жизней; геноцидов в бывшей Югославии и Руанде, в ходе которых погибли десятки тысяч детей. Терракты против детей продолжаются: от убийства в школе во французской Тулузе да захвата и казни трех израильских подростков летом 2014г.
Казалось бы, память о Второй мировой войне и геноцидах войне навсегда должна научить человечество ценить мир. К великому сожалению, приходится констатировать возрождение нацистских лозунгов. Страну, победившую нацизм, спустя чуть более полувека потрясли чудовищные события: война в Чечне, террористические акты, взрывы в московском метро, теракты в разных городах России, захват заложников в Театральной центре на Дубровке, Кизляре и Беслане…
Откуда берется ненависть? Почему потомки воинов разных национальностей, сражавшихся плечом к плечу против нацизма, убивают друг друга, по религиозным и национальным соображениям? Чудовищная правда сегодняшнего дня. Социальная напряженность в обществе, межэтнические конфликты, проявление различных видов экстремизма, стали для многонациональной России одной из главных проблем. В ряде регионов активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны скинхедов. По данным ряда социологических исследований, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистски настроенных молодых людей. Претерпела изменения и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия1. Сегодняшний мир представляется жестоким и разобщенным. В этом мире стало страшно жить: страшно ходить в школу детям, страшно пользоваться общественным транспортом, страшно посещать места массовых скоплений народа – именно они являются мишенью для террористов.
Думать о том, что это наша сегодняшняя действительность страшно. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. В таких условиях всеобщей нетерпимости, недоверия и постоянной вражды не может функционировать государство, полноценно развиваться социум. Не допустить подобного развития событий – это забота каждого гражданина, тем более педагога. Несмотря на меры, предпринимаемые государственными структурами, и деятельность общественных организаций проблема социальной напряженности не теряет своей актуальности. Все чаще в последнее время люди стали задумываться над тем, как создать условия комфортного существования в мире без насилия и жестокости, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.
Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Необходимо воспитывать и взращивать с малых лет качества, позволяющие человеку принимать человека со всей его неповторимостью. Именно в этом мы видим сегодня основную задачу педагогической науки в целом, политики государства и общественных организаций. Основным ресурсом профилактики экстремизма и терроризма среди молодых людей является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества институт.
Особую роль в процессе формирования толерантного сознания занимает педагог, работающий с детьми разных возрастов и их родителями. Сегодня существуют разнообразные методы и приемы педагогического воздействия. Их отбор для конкретных занятий и уроков – нелегкое дело. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания методического пособия, которое, надеемся, станет верным помощником в работе учителя.
Цель учебно-методического пособия - помочь педагогам в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, мемориальных церемоний, посвященных памяти детей – жертв террора. Предлагаемые материалы ориентированы на воспитание у учащихся таких качеств личности, как нетерпимость к проявлениям ксенофобии и экстремизма, эмпатия, неравнодушие к чужому горю, уважительное отношение к людям, ответственность.
Книга состоит из трех разделов, в которых помещены статьи, разработки и методические рекомендации, созданные участниками событий, учеными, общественными деятелями, методистами, преподавателями вузов и школ.
Первый раздел дает общее представление о позиции авторского коллектива по проблеме, отраженной в названии пособия «Дети – жертвы Холокоста и террора». Он включает исторический обзор трагических событий ХХ – начала ХХI в. Данный аспект раскрыт на примере одного из жесточайших преступлений перед человечностью: трагедией Холокоста, террористическими актами против мирного населения. Особое место занимает трагедия Беслана. В пособии дана характеристика таких социальных явлений как экстремизм, экстремистская деятельность, представлена их методология (с акцентом на информационно-коммуникационный экстремизм, воздействию которого сегодня подвержено молодое поколение).
Важное место в этом разделе занимает проблема сохранения памяти о трагических событиях Холокоста, жертвами которых стали дети. У каждого из авторов есть свой взгляд на то, как можно не допустить беспамятства. Объединяет их точки зрения мысль о том, что это возможно только при совместных и согласованных действиях общества и государства. Авторские идеи раздела могут стать очень хорошей основой для разработки совместных социальных проектов школьников, педагогов, институтов гражданского общества и государства.
Авторы второго раздела – непосредственные участники или очевидцы событий 1 – 3 сентября 2004 г. в Беслане. Их материалы – живой голос с места событий. Они не просто описывают эти страшные дни, но и передают чувства, которые испытывали заложники, освободители и все жители Беслана, находившиеся за стенами школы, и мысленно поддерживавшие узников. Их воспоминания и размышления – важнейшие исторические источники. Без включения этих и подобных им материалов в уроки, мемориальные мероприятия, на наш взгляд, невозможно затронуть души молодых людей, пробудить в них чувство сострадания, стремление не допустить подобной трагедии в будущем. М. В. Жуков рассказывает о своих товарищах – сотрудниках спецслужб, погибших при освобождении заложников. Их биографии помогут в проведении уроков в день памяти жертв террора 3 сентября. Материалы этого раздела могут быть использованы педагогами не только во внеурочной деятельности, но и на уроках обществознания при изучении тем, посвященных проблемам человека, общества, государства, национальным отношениям и др.
Так как пособие предназначено для педагогов, в третьем разделе представлены методические разработки мемориальных мероприятий, материалы для учебных и воспитательных занятий. Открывает его сценарный план единого общероссийского урока «Памяти детей – жертвам терроризма и геноцидов посвящается…», который, как мы считаем, необходимо проводить ежегодно в каждой школе, в каждом классе в один из первых дней учебного года (1 – 3 сентября). Далее в раздел включены авторские разработки уроков памяти, ориентированные на разные возрастные группы с учетом специфики различных регионов России. Часть авторов предлагают не отдельные мероприятия или уроки, а целую систему деятельности. В предложенных для коллег материалах учителя и методисты показывают как можно органично в рамках одного занятия (урока, мероприятия) показать связь между событиями Второй мировой войны (Холокост) и сегодняшним днем (Беслан, Осетия, Норвегия и др.). Для этого авторы используют современные интерактивные приемы и технологии (скрайбинг, cторителлинг, воркшоп и др.), основанные на системно-деятельностном подходе и ориентированные на формирование метапредметных компетенций.
Материалы приложения (дополнительные источники, список литературы и Интернет-ресурсов, фильмография ) позволят педагогам не повторяться и каждый год, вспоминая вместе с учениками их ровесников, погибших от рук террористов, нацистов и других преступников, проводить уникальную работу по воспитанию юных душ. Центральное место в них занимают биографии погибших и спасшихся школьников. Они не только раскрывают внутренний мир этих ребят и их сверстников, но и позволяют понять и оценить масштабы трагедии, сложность спасения и идентификации жертв.Среди методических пособий и разработок уроков, указанных в списке литературы, представлен и опыт работы по теме наших израильских коллег из Международной школы Яд Вашем Ирит Абрамски и Ноа Сига.
В приложение включены также нормативно-правовые акты и инструктивно-методические письма; памятки, объясняющие и закрепляющие необходимость включения уроков памяти детей – жертв терроризма и геноцидов в систему учебно-воспитательной деятельности образовательных организаций.
При подготовке пособия использовались материалы 1-го Международного Форума
«Дети –
жертвы террора в новейшей истории: проблемы исторической памяти».
В подготовке третьего раздела пособия и приложений к нему принимали активное участие наши коллеги Светлана Антонова (Москва), Татьяна Гвоздарёва (Тверь), Римма Караева (Владикавказ), Надежда Гуриева и Татьяна Светлова (Беслан), Галина Миндрина (Волгоград), Дарья Санникова (Самара), Татьяна Пасман (Псков), Светлана Тиханкина (Вологда). Оно прошло апробацию и уточнение в ходе 15-й ежегодной летней сессии преподавателей темы Холокоста в июне 2014 г.
Мы надеемся, что данное пособие, в котором впервые представлен опыт осмысления бесланской трагедии в педагогическом аспекте,
будет интересно для специалистов системы образования – руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, а также педагогической общественности, занимающейся изучением и информационно-разъяснительной работой по профилактике терроризма и экстремизма в учреждениях образования.
Илья Альтман, Наталия Анисина
Раздел Первый. От Холокоста до Беслана: преступления против детства
Алла Гербер (Москва)
Не ищите врагов, ищите друзей
Как это было, как это было?! Представить себе невозможно. Закрываю глаза, вижу: утро, рассвет. Я бужу ребенка, не знаю, чей он, кто он. Я говорю ему: пора идти в школу. Он хочет спать, он просит: я еще посплю. Нет-нет, - говорю я, - пора идти в школу, сегодня праздник, сегодня торжественная линейка, сегодня все будут вместе, сегодня будут цветы, конфеты и много- много хорошего. Он встает, он надевает штанишки, курточку, он берет свой ранец, и мы идем…
Кто он, этот мальчик? Я не знаю. Я даже не знаю, кто я? Это мне снится, это сон. Мы приходим в школу, мы приходим в школу, мы приходим в школу… И тут начинается… что начинается? Я не могу понять. Я смотрю: какие-то странные люди, зверские люди, с абсолютно людоедскими лицами. Они загоняют этого мальчика в школу… Но кто он, этот мальчик? Как его зовут?
Может быть, его зовут Ванечка, может быть, Автандил, может быть, Арсен, может быть, Армен… Я не знаю. Этот мальчик и еще десятки таких же мальчиков, и с ними десятки девочек, и их родители, их учителя… Я смотрю со стороны. Я не там, это сон.
И начинается безумие: выстрелы, крики, стоны. И это продолжается долго, целую вечность.
Шло время… Кто-нибудь помнит про это? Кто-нибудь вспомнил этого мальчика в коротких штанишках, в синей курточке, с маленьким черненьким ранцем? Я его помню. Он смотрит на меня со стены этой школы в Беслане. Он смотрит на меня и говорит: «Тетя, помогите! Я хочу жить». Рядом с ним девочка: Клара, Джила, Джима? Она молит: «Пожалуйста, пожалуйста, не уходите, помогите мне!»
А я иду дальше.
Мальчик, девочка, девочка, мальчик, женщина, учитель, подросток… И все они кричат и молят, чтобы я остановилась, помогла им выйти на воздух, выйти на волю, выйти в жизнь… Это портреты погибших, это портреты мертвых, это портреты тех, кто никогда мне ничего не скажет. Ни мне, ни миру. Впрочем, нет. Миру они говорят. Мир их помнит, мир их знает, и должен знать каждого. Должен знать по минутам, как это все было, тогда, в Беслане, 3-го сентября, 10 лет назад. Мир молчит? Мир не помнит? Нет-нет, мы ему напомним и расскажем снова, по минутам и секундам.
«Что делать?» – спрошу я мир. Мир смотрит на меня с умилением и удивлением. Почему с умилением? Потому что не понимает, что я от него хочу. Он сочувствует мне, но не знает, что делать дальше.
А я знаю. Мы должны объединиться. Мы не должны ни на кого наступать, никому мешать, не должны претендовать ни на какие территории, города и села. Мы должны жить каждый в своем доме, любить свой дом, уважать свой дом.
Никто не имеет права ворваться в наш дом, нарушить его тишину, отнять у наших детей их детство, их будущее и будущее их детей. И дальше, дальше, дальше… Потому что это долго, жизнь наша долгая, даже когда мы просто умираем, не потому что нас убили, расстреляли или сожгли, жизнь все равно долгая: потому что она в наших детях, наших внуках и правнуках. Она в наших мечтах, нашей вере в то, что все может стать лучше, светлее, радостнее.
В этой маленькой статье я обращаюсь к тем, кто прочтет… Не знаю, прочтет ли… Но если хоть один, хоть два, то прошу их: остановитесь, перестаньте ненавидеть, научитесь любить, защищать свою честь, своё достоинство! Не ищите врагов, ищите друзей.
Пожалуйста, помните этих детей, которые смотрят на вас со стены школы №1 в Беслане. Они просят вас: задержитесь в любви.
***
Александр Асмолов (Москва)
Трагедия Беслана - преступление против детства
В календаре современной мировой и российской истории иногда появляются даты, которые, по большому счету, меняют историю ментальности, историю души целых народов. Именно к таким датам относится дата 3 сентября в нашей новейшей российской истории и в мировой истории.
Именно в этот день было совершено преступление; одно из самых страшных преступлений человечества - против детства. Именно этот день входит в историю нашей страны как день памяти жертв Беслана.
И когда я думаю об этом дне, я еще раз думаю о том, что для истории человечества представляет детский геноцид, что для истории человечества представляет особые преступления против детства.
Мы имеем в истории нашей культуры (нашей – я имею в виду – человеческую культуру) такие чудовищные явления расчеловечивания, как Холокост. Геноцид любого народа – это всегда расчеловечивание человечества. Геноцид любого народа достает душу каждого, геноцид любого народа – это вызов культуре, образованию каждой личности, если она хочет остаться и быть личностью и думать о продолжении будущих поколений.
В этой ситуации я хочу сказать, что нет слов, только боль, когда думаешь о жертвах Беслана. Нет оправданий, а только душа начинает иссыхать, когда думаешь о жертвах Беслана и когда думаешь о преступлениях против человечества, преступлениях против детства.
В историю культуры навсегда войдет великий детский врач, детский писатель, детский педагог Януш Корчак. Человек, который вошел в историю, защищал своих детей и оставался с ними до конца, когда фашисты вели их в газовую камеру.
Это преступление против детства, поэтому в этот день давайте все вместе подумаем, как сделать так, чтоб взрослые осознали всю тяжесть преступлений против детства как особых преступлений против человечества. Когда бы мы поняли, что это подвергается забвению, то это тем самым дает шанс, что эти преступления могут повториться. Именно об этом мы должны сегодня думать, когда мы думаем о том, чтобы это больше не повторилось.
И Януш Корчак, и другие великие гуманисты, прежде всего, говорят: главное в истории человеческой культуры – детоцентризм. Я говорю этот сложный термин, за которым стоит попытка понимания истории мира с позиции этой истории для развития личности ребенка; с позиции этой истории для развития культуры ребенка; с позиции этой истории, чтобы она стала историей, как стать человеком.
Вопрос о Холокосте и вопрос о жертвах Беслана – это вопрос ценности, это вопрос о том, как стать и вырасти человеком. И именно поэтому этот вопрос находится в центре сознания людей, которые думают о настоящем и будущем.
Когда-то звучали слова, вложенные в уста Тиля Уленшпигеля: "Пепел Клааса стучит в моё сердце». Пепел жертв катастроф, пепел преступлений против человечества стучит в наши сердца, и надо продумать для всей России, для всех цивилизованных стран мира программу социальных гуманистических действий, чтобы эти явления остались только в истории и никогда, никогда, никогда не стали явью в нашей реальности.
Илья Альтман (Москва)
Исследования, преподавание и мемориализация темы террора против детей в новейшей истории
В этой статье мы хотим показать возможности использования педагогических и исследовательских методик при изучении и преподавании темы Холокоста для анализа и введения в образовательные программы школ России истории и уроков трагедии в Беслане. Почему именно опыт изучения и мемориализации трагедии Холокоста (этот термин ученые трактуют как политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению еврейского народа в 1933-1945гг.) может и должен быть использован, когда мы говорим о трагедии Беслана?
Среди шести миллионов жертв Холокоста – полтора миллиона были детьми и подростками. Это наиболее исследованная и документированная в современной литературе трагедия ХХ века. Она признана мировым сообществом и стала предметом двух резолюций ООН: международных форумов с участием глав государств, художественных фильмов («Список Шиндлера» Стивена Спилберга, «Пианист» Романа Полански и др.), завоевавших призы ведущих международных кинофестивалей, литературных произведений, авторы которых удостаивались самых престижных премий, включая Нобелевскую - как по литературе (ИмреКертис), так и мира (Эли Визель). Вместе с тем, именно Холокост (как и геноцид армян) стал в последние десятилетия объектом отрицания или замалчивания не только среди так называемых ревизионистов, но и лидеров государств (в частности, бывшего президента Ирана)2.
Александр Асмолов назвал преподавание темы Холокоста «вызовом современной педагогике»3. Действительно, для того, чтобы говорить о столь масштабном преступлении и трагедии жертв, тем более не своего собственного народа, необходимы особые человеческие и профессиональные качества, основанные не только на эмоциях, но и знаниях пружин ненависти. Требуется знание современных педагогических методик, в том числе - зарубежных.
Одно предварительное замечание. В исследовательской литературе нет четкого представления о терроре против детей в новейшей истории. Существуют как широкие подходы в рамках общей темы «преступления против детства», так и ограничивающие эти рамки определенным периодом, например, сталинскими репрессиями. Каждый террористический акт, либо проявление террора в политике отдельных государств или политических организаций, имеет свои особенности. Не вызывает сомнений включение в избранную нами проблематику темы террора против детей – жертв геноцида армян. Уничтожение этих детей (как и в годы Холокоста), абсолютно бессмысленное с военной точки зрения, ставило вполне конкретную цель – подорвать генофонд целой нации. Организаторы таких массовых актов террора всегда используют надуманный повод для мести за приписываемые целому народу преступления, в том числе – за якобы преследование и убийство детей - от «крови невинно загубленных христианских младенцев», до погибших детях в ходе контртеррористических операций в разных странах мира: от Чечни до Палестины. Об этом пишет, например, известный российский политолог Эмиль Паин, который один из первых начал проводить параллель между Холокостом и Бесланом. Менее очевидно включение в проблематику темы политического террора советского периода, в т.ч. расстрел детей последнего российского императора; либо гибель детей в ходе многочисленных терактов в разных уголках мира, включая недавние взрывы в Бостоне. Ниже мы попытаемся рассмотреть некоторые исследовательские задачи, имеющие непосредственную связь с темой Холокоста.
Беспрецедентность и универсальность трагедии в Беслане
В годы Холокоста целью нацистов было уничтожение целого народа с использованием самых современных технологий в виде «фабрик смерти». Ни потенциальные жертвы, ни мировое сообщество, ни те, на глазах которых совершалось это преступление, оказались к нему не готовы. Беслан стал шоком для страны и для всего мира, потому что ничего похожего раньше не происходило, как справедливо отмечает Э. Паин. На Дубровке тоже было много заложников, в том числе и дети, а в захваченной Басаевым буденовской больнице были даже младенцы. Но дети не были главным объектом действий террористов. Захват школы в Беслане – планомерно обдуманный шаг: именно дети составляли подавляющее большинство заложников. Детей подвергли здесь таким пыткам, какие до этого террористами не применялись.4 Вот почему беспрецедентность этой трагедии объединяет Беслан с Холокостом.
Но мы должны видеть и еще один трагический аспект этой проблемы - универсальность данной трагедии. В ходе многих террористических актов (в тель-авивском «Дельфинарии»; волгоградском автобусе; московском метро; на марафоне в Бостоне) одними из жертв террора оказываются дети. Ибо организаторы и вдохновители террора всегда прекрасно понимают, что таким убийством они причиняют особую боль народу или социальным группам, против которых направлен террор. Это прекрасно понимали и организаторы аналогичных террористических актов, например, в Израиле, захвативших школу в г. Маалот в 1974г. 5
Основные термины и понятия.
По словам М.Я. Гефтера, Холокост это триединство: уничтожение, сопротивление, спасение. На примере Беслана мы, прежде всего, выделяем сам факт трагедии. Именно он, по понятным причинам, был и надолго останется главным элементом исторической памяти об этом событии. Но не менее важны и другие элементы: сопротивление жертв и их солидарность, а также тема спасения (что особенно важно при преподавании данной темы в школах и вузах).
Необходимо выделить несколько аспектов: организация и проведение операции по спасению; мужество тех, кто вел переговоры; жителей Беслана и других добровольцев под шквальным огнем спасавших детей. Все это делалось с риском для жизни; люди совершали героические поступки, совершенно не думая о том, что они совершают подвиг, либо об его увековечении. Отдельная тема – это мужество педагогов, оказавшихся заложниками вместе с детьми. Именно так вел себя сначала в варшавском гетто, а потом в лагере смерти Треблинка выдающийся педагог Януш Корчак.
Другим важным элементом исследования и преподавания темы Холокоста стал анализ основных т.н. «действующих лиц» этой трагедии: палачи, жертвы, сторонние наблюдатели. Оккупировав СССР, нацисты ввели норму: 50 заложников за каждого убитого солдата, 200 за офицера, расстрел каждого 10 при попытке побега из лагерей военнопленных. В ответ на взрывы советских диверсантов немецких штабов в Киеве, Одессе, Харькове были казнены около 100 000 евреев, причем в Киеве – в течение двух дней. Мы видим здесь прямую аналогию с действиями террористов в Беслане, сразу же установившие количественные показатели расстрела заложников за каждого убитого или раненого члена своей банды.
Евреев перед казнью, как правило, сгоняли в гетто или другие места принудительного содержания. Нередко, это были здания школ, где либо целиком размещались все узники (например, в Ессентуках Ставропольского края), либо структурные подразделения гетто (например, в Смоленске). Отсутствие еды и воды было одним из важных факторов, применявшихся для того, чтобы сломить волю узников (например, при их транспортировке в места уничтожения).
При оценке трагедии в Беслане большой общественный резонанс вызвали переговоры с террористами, в том числе директора захваченной школы. Опыт Холокоста показывает, что нацисты стремились создавать в гетто т.н. «юденраты» (еврейские советы). Оценки роли этих советов в научной литературе вызывают немало дискуссий. Но, как правило, руководители и сотрудники таких советов были первыми заложниками, которых уничтожали при первой же акте неповиновения. Многие из них прилагали все усилия, чтобы спасти от полного уничтожения своих соплеменников, а некоторые активно сотрудничали с подпольщиками.
Одна из самых болезненных тем в истории Холокоста – вопрос о том, как вели себя т.н. «сторонние наблюдатели» (не только соседи евреев, но и руководители стран, которые боролись с нацистской Германией, церкви, международные общественные организации). Так и не решен вопрос: все ли возможное было сделано для спасения жертв? Например, почему союзники летом 1944г. не бомбили подъездные пути к лагерям смерти, когда туда везли 450 000 евреев Венгрии? Есть и другие вопросы, которые помогают понять и оценить обе трагедии в историческом контексте.
Проблемы мемориализации
Сегодня эта проблема, может быть, наиболее востребована для наших друзей и коллег в Северной Осетии-Алании. Прошло всего лишь 10 лет после трагедии, еще не зажили раны (в прямом и переносном смысле) у жертв и очевидцев этой трагедии, их родных и близких. Но уже немало сделано. Сохранено место захвата заложников и сооружен пантеон – «Город ангелов», ставшие поистине «живым мемориалом», который, на наш взгляд, должны в массовом порядке посещать учащиеся и педагоги России. Понятно, что широкомасштабная программа по сохранению памяти о Беслане, донесение всего трагизма захвата детей-заложников до российской и мировой общественности не могла возникнуть до тех пор, пока не были решены основные социальные, медицинские и иные вопросы, связанные с помощью жертвам.
Не только в мире, но даже в самом Израиле отнюдь не сразу заговорили о Холокосте. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы появились музеи и образовательные центры, начался поиск и запись свидетельств, появились литературные произведения, художественные документальные фильмы. Назовем лишь несколько уникальных проектов. Это, прежде всего, мемориалы и памятники погибшим детям. В 1987г. в Иерусалиме, во всемирно известном музее «Яд вашем», открылся потрясающий «Детский зал», где беспрерывно на фоне свечи, отраженной в десятках зеркал, звучат имена, возраст и страна гибели детей. Памятники погибшим установлены в Киеве, в Бабьем Яру и совсем недавно, в 2013г. в Таганроге. Пример успешного документирования свидетельств - проект Фонда исторических видеосвидетельств «Шоа» (более известного как Фонд Спилберга). По специально разработанной методике в 90-е гг. прошлого века им было записано 52 000 видеоинтервью продолжительностью от 2 до 14 часов. Интервьюировались не только уцелевшие жертвы, но и их спасители, а также очевидцы.
Мы полагаем, что пришло время серьезно подумать об организации сохранения памяти о жертвах Беслана. Наиболее востребованы следующие направления этой деятельности:
- Создание Образовательно-мемориального Центра памяти детей - жертв террора, с использованием опыта увековечения жертв Холокоста;
- Подготовка и проведение образовательных и музейных программ по теме «Дети – жертвы террора и Холокоста» в РСО-Алания;
- Включение темы «Трагедия Беслана: память и предупреждение» в образовательные и музейные программы в России и за рубежом;
- Использование международного опыта для психологической поддержки жертв террора и их родных.
Одним из важных направлений должно стать увековечение подвига спасителей (причем, не только в Беслане, где на кладбище «Город ангелов» есть отдельный монумент погибшим сотрудникам спецподразделений), но и в регионах России, прежде всего – в их родных городах.
Связь между Холокостом, геноцидом разных народов и террором против детей наиболее остро чувствуют люди, которые в детстве пережили нацистские преследования. В предисловии к своей книге статей о нацистском геноциде «От Холокоста до Беслана» бывший малолетний узник минского гетто Яков Этингер подчеркнул: «пусть эта книга станет одним из многочисленных памятников, которые будут сооружены в память детей Беслана»6.
Израильский историк и философ Иегуда Бауэр, выступая в германском Бундестаге в Международный день памяти жертв Холокоста, сказал: « Мы должны помнить о Холокосте, чтобы мы и наши дети никогда не стали палачами, жертвами и сторонними наблюдателями»7.
Мы должны постоянно помнить о трагедии Беслана. Чтобы мы и наши дети никогда не были террористами. Никогда не стали жертвами террора. Никогда не были равнодушными к преступлениям против детства.
***
Ольга Горских (Томск)
«Так не бывает, в детей не стреляют…»: отражение Бесланской трагедии в литературе и культуре
В массовом сознании человека XXI века насилие, агрессия, терроризм стали повседневным событийным фоном. Открытые информационные вызовы террористического толка, транслируемые посредством медиа, СМИ, приводят к снижению иммунитета к восприятию насилия, вселенского зла, что неизбежно ведет к дегуманизации культуры, то есть отступлению от духовной и нравственной стороны в жизни человека. В этом смысле беспрецедентные события сентября 2004 года в Беслане бросили вызов духовным основам жизни, явились своего рода индикатором нравственного состояния общества: со времен Второй мировой войны и Холокоста дети никогда не являлись объектом целенаправленного уничтожения.
Бесланская трагедия потрясла и объединила все мировое сообщество, вызвав мгновенный отклик в общественных, политических, художественных дискурсах.
Тема сохранения памяти о трагедии в Беслане нашла свое отражение в корпусе текстов разных жанровых модификаций:
|