Обследование артикуляционного аппарата.
Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.
Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.
Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)
Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)
Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)
Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)
Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)
Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону
Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)
ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.
2. Обследование моторики артикуляционного аппарата.
Прием
|
Содержание задания
|
Характер выполнения
|
Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу
|
а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю;
з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п
|
Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается
|
2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции
|
а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед
|
Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается
|
3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции
|
а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад
|
Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается
|
4. Исследование двигательной функции мягкого неба
|
а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи
|
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается
|
5. Исследование продолжительности и силы выдоха
|
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п.
|
Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого)
|
|
|
|
ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.
Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата
Содержание задания
|
Характер выполнения
|
Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений
1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот
|
Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой
|
2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу
|
3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот
|
4. Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку
|
5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его
|
6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется)
А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА
|
ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; моторная напряженность; двигательная активность, расторможенность
Обследование мимической мускулатуры
Прием
|
Содержание заданий
|
Характер выполнения
|
1.Исследование объема и качества движений мышц лба
|
а) нахмурить брови;
б) поднять брови;
в) наморщить лоб
|
Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается
|
2. Исследование объема и качества движений глаз
|
а) легко сомкнуть веки;
б) плотно сомкнуть веки;
в) закрыть правый глаз, затем левый;
г) подмигнуть
|
Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения
|
3.Исследование объема и качества движений мышц щек
|
а) надуть левую щеку;
б) надуть правую щеку;
в) надуть обе щеки одновременно
|
Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека
|
4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
|
Выразить мимикой лица:
а) удивление;
б) радость;
в) испуг;
г) грусть;
д) сердитое лицо
|
Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая
|
5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции
|
а) свист;
б) поцелуй;
в) улыбка;
г) оскал;
д) плевок;
е) цоканье
|
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается
|
Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции.
Обследование понимания речи
(импрессивной речи )
Для оценки импрессивной речи исследуют понимание обращенной к пациенту речи:
1. понимание слов с опорой на картинку: по одному элементу; по три элемента;
2. понимание значения слов без зрительной опоры; пациенту предлагают показывать части тела: по одному элементу (ухо, глаз, нос), по два элемента (ухо-глаз, нос-рот), по три элемента (ухо-глаз-нос, нос-рот-лоб);
3. понимание малочисленных слов (заусеница, гусеница);
4. понимание обиходных инструкций и предложений (откройте рот, закройте глаза, закройте глаза – откройте рот, положите левую руку в карман);
5. понимание логико-грамматических конструкций (показать карандашом ключ, ключом карандаш);
6. выполнить инструкции на понимание пространственных отношений: положить книгу под тетрадь, тетрадь под книгу, тетрадь над книгой, нарисовать треугольник под крестом, крест под треугольником;
7. оценить понимание сравнительных отношений; пациенту предлагают дать правильный ответ на вопросы: «если Ваня идет за Петей, кто идет впереди?», «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темнее?»;
8. разъяснить значение словосочетаний: мамина дочка, дочкина мама, брат отца, отец брата.
Содержание задания
|
Используемый речевой и наглядный материал
|
Обследование понимания номинативной стороны речи
|
1. Показать называемые предметы
|
Называются окружающие ребенка предметы
|
2. Узнавание предметов по описанию: «Покажи, чем чистят зубы?»
|
Ложка, очки, ключ, зубная щетка, гребешок
|
3. Предъявление «конфликтных» картинок (слов с близким фонематическим звучанием). Ребенка просят показать ворону среди двух картинок
|
Подбирают соответствующие картинки (например, ворона и ворота)
|
4. Понимание действий, изображенных на картинках. Ребенок должен показать ту картинку, о которой говорит логопед
|
Подбираются сюжетные картинки, изображающие действия: девочка ест, шьет, стирает, спит, читает и т. д.
|
5. Понимание слов, обозначающих признаки:
а) логопед предлагает сравнить предметные картинки и показать: где большой медведь, а где маленький; где длинный карандаш, а где короткий, тонкий – толстый (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (забор)
б) игра «Пирамидка»
Надень красное кольцо, желтое, синее, зеленое и т. д.
в) покажи, где круглый стол, а где прямоугольный; где треугольный флажок, а где прямоугольный
|
Подбирают соответствующие предметные картинки
Картинки с изображением соответствующих предметов
|
6. Понимание пространственных наречий. Подними руки вверх, отведи в стороны, опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом
|
|
Обследование понимания предложений
|
1. Выполнение действий (2-3) в одной просьбе, предъявленной на слух в предложениях различной сложности
|
Даются предложения: «Закрой, пожалуйста, дверь и включи свет в комнате» «Достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул»
|
2. Понимание инверсионных конструкций типа:
а) ребенок должен определить, что сделано раньше
б) прочитать предложение и ответить на вопрос: «Кто приехал?»
|
Карточка с предложением:
«Я умылся после того, как сделал зарядку»
Петю встретил Миша.
|
3. Выбрать из слов, приведенных в скобках, наиболее подходящее по смыслу.
|
Карточка с предложением:
«Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев»
|
4. Исправить предложение
|
Карточки с предложением: «Коза принесла корм девочке»
|
5. Понимание сравнительных конструкций:
Какое из двух предложений правильное?
|
Карточки с предложениями:
«Слон больше мухи»
«Муха больше слона»
|
6. Выбрать правильное предложение
|
Карточки с предложениями:
«Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце»
|
7. Закончить предложение
|
Карточка с незаконченным предложением: «Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что…»
|
Обследование понимания грамматических форм
|
1. Понимание логико-грамматических отношений. Ребенка просят показать, где хозяйка собаки, где владелец мотоцикла
|
Предъявляются картинки, изображающие женщину с собакой и собаку; мужчину с мотоциклом и мотоцикл
|
2. Понимание отношений, выраженных предлогами, например: птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке (ребенок должен показать соответствующую картинку)
|
Предъявляются специально подобранные сюжетные картинки
|
3. Понимание падежных окончаний существительных.
Предлагают показать: линейку ручкой, карандашом – ручку и карандашом - линейку
|
Перед ребенком кладут ручку, линейку, карандаш
|
4. Понимание формы единственного и множественного лица существительного. Ребенок должен показать, на какой картинке нарисован шар (шары)
|
Подбираются предметные картинки, где изображен один предмет (шар, флажок) и много (шары, флажки)
|
5. Понимание числа прилагательных. Показать, о какой картинке говорят: зеленый – (что?), зеленые - ?
|
Предъявляются предметные картинки с изображением одного зеленого флажка и нескольких зеленых флажков
|
6. Понимание рода прилагательных. Предлагается закончить фразу, указывая при этом на соответствующую картинку: «На картинке красное…», «На картинке красная…», «На картинке красный…»
|
Подбираются предметные картинки (яблоко, шар, морковь)
|
7. Понимание единственного и множественного числа глаголов. «Я буду говорить о картинке, а ты должен показать ее» («На скамейке сидит…», «На скамейке сидят…»)
|
Предлагаются две картинки, где одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами
|
8. Понимание мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.
Ребенку объясняется, что девочку и мальчика могут звать одинаково (Валя, Женя, Шура)
Покажи, о ком я говорю: «Валя упала. Валя упал»
|
Специально готовят картинки, где изображено одно и то же действие, выполняемое мальчиком и девочкой
|
9. Понимание префиксальных изменений глагольных форм. Ребенок должен показать: где мальчик входит, а где выходит; где девочка наливает воду, а где выливает; какая дверь открыта, а какая закрыта; какая машина нагружена, а какая разгружена
|
Подбираются сюжетные картинки, где изображены соответствующие действия
|
10. Понимание глаголов совершенного и несовершенного вида
Ребенку предлагается показать, где девочка моет руки, а где вымыла (снимает – снял; льет – разлил)
|
Выдают пары картинок, где изображены действия совершенные и совершаемые (моет – вымыл, стирает – выстирала)
|
11. Понимание залоговых отношений
Покажи, где мальчик одевается сам, а где мальчика одевает мама (где девочка причесывается, а где девочку причесывают)
|
Предлагают две картинки, на которых изображено действие, совершаемое самим ребенком (мальчиком, девочкой), и где ребенку оказывают помощь в выполнении этого действия
|
ВЫВОДЫ: импрессивная речь оформлена, оформлена недостаточно.
Исследование экспрессивной речи
складывается из исследований повторной, автоматизированной спонтанной речи.
1. Повторная речь. Пациента просят повторять за врачом:
- звуки: а, о, и, у, б, д, к, с;
- дизъюнктные пары звуков: б-н, к-с, м-р;
- оппозиционные фонемы: б-п, п-б, д-т, т-д, з-с, с-з;
- серии звуков: би-ба-бо-, бо-би-ба, ба-би-ба;
- слова: дом, окно, кошка, портной, слон, полковник, поклонник, половник, кооператив, кораблекрушение;
- серии слов: дом-лес, кот-стол, дуб-ночь-игла, сад-день;
- простые фразы: девочка плачет, мальчик гладит собаку, девочка пьет чай;
- скороговорки: «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, а никто его не переколпакует».
2. Автоматизированная речь. Больному предлагают назвать цифровой ряд, перечислить дни недели, месяцы, года и сравнивают с дезавтоматизированной речью – при перечислении цифрового ряда, названия дней и месяцев в обратном порядке.
3. Спонтанная речь. Проводится беседа с больным об его заболевании, предлагается составить рассказ по сюжетной картинке, устное сочинение на заданную тему (о времени года). При анализе устного сочинения отмечается активность пациента, развернутость, связанность рассказа, наличие аграмматизма, телеграфного стиля, несогласования, соскальзывания на побочные темы.
|