Псковская область Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПсковской области
«ПЫТАЛОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
_______________________________________________________
«Утверждаю»
Директор школы-интерната
_________________/Г.А. Комар
Приказ № 203 от 29.08.2014 г.
|
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 2 от 28.08.2014 г.
|
|
Адаптированная
основная общеобразовательная программа
по изобразительному искусству
для глухих и слабослышащих и позднооглохших воспитанников.
Уровень общего образования: начальное общее образование,
основное общее образование.
Разработано учителем
Соболевой Н.В.
Рассмотрено на заседании МО учителей предметов здоровьесберегающего цикла
Протокол № 1от 14.08.2014
Пыталово
2014
Содержание
Пояснительная записка АООП
- Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного, 1—5 классов глухих обучающихся……………………………………………………3
- Пояснительная записка к адаптированной основной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» для подготовительного, 1—5 классов слабослышащих и позднооглохших обучающихся…………………11
Содержание АООП
-Учебно-тематический план для подготовительного класса………………..23
-Учебно-тематический план для 1 - 4 классов………………………………..26
-Учебно-тематический план для 1 - 5 классов………………………………..39
Рекомендуемые произведения………………………………………………..51
Основные требования к результатам реализации АООП………………..56
Система контрольно-измерительных материалов АООП……………….61
Пояснительная записка.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее программа) «Изобразительное искусство» для подготовительный, 1—5 классов глухих обучающихся составлена на основе программы «Изобразительное искусство» 1-5 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2013.
Адаптированная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.
Изобразительное искусство занимает важное место в обучении и воспитании детей, так как обладает большими возможностями их многостороннего развития.
В школе для глухих детей значимость предмета «Изобразительное искусство» определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития познавательной, эмоциональной и волевой, двигательной сфер деятельности учащихся, формирования их речи, совершенствования слухо-зрительного восприятия и общения, а также их положительных личностных качеств.
Целями уроков изобразительного искусства в школе глухих являются:
- эстетическое воспитание учащихся, развитие их художественного вкуса, эмоционального отношения к окружающей действительности, понимания красоты не только в природе, в произведениях искусства, но и в человеке, в труде;
- обучение основам изобразительной грамоты; раскрытие практического значения умения рисовать в жизни человека; формирование у детей творческой позиции в жизни;
- развитие художественно-изобразительных творческих способностей у глухих учащихся наряду с компенсацией и исправлением в изобразительной деятельности недостатков их развития, обусловленных дефектом слуховой функции.
На основе поставленных целей определяются следующие задачи преподавания изобразительного искусства в школе для глухих детей:
- развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и формирование потребности отражать их в разных видах художественной деятельности;
- овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, малой скульптуры в декоративно-прикладном искусстве;
- paзвитие у детей возможностей творческой художественно-изобразительной деятельности;
- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности, искусства и способности ими наслаждаться;
- развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы, при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы;
- ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства и архитектуры разных эпох и народов, с произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;
- обучение детей приемам рассматривания произведений искусства и формирование умений устанавливать смысловые связи, определять некоторые выразительные средства произведения, высказывать свое отношение к анализируемому произведению;
- воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности;
- обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
- развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, формирование навыков общения — в рамках изобразительной деятельности;
- формирование у детей умения преодолевать трудности, возникающие в процессе изобразительной деятельности, оценивать свои возможности адекватно.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности нормально развивающихся детей и глухих детей, их возможностей и интересов. Ее содержание представлено в виде различных направлений и видов работы с разными художественными материалами.
Программа по изобразительному искусству включает четыре раздела, в пределах которых решаются специфические учебные задачи в практической художественной деятельности и в беседах об искусстве. Благодаря такому принципу распределения учебного материала имеется возможность на одном занятии уделять особое внимание какой-то одной, узко сформулированной задаче, соответствующей одному из разделов обучения.
Эти учебные задачи выстроены в определенной последовательности с усложнением от I к VI классу. На протяжении всех лет обучения предусмотрено не только их постепенное решение, но и пропедевтика и закрепление. Это способствует образованию у учащихся прочных знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности и при восприятии произведений искусства.
Распределение часов по крупным разделам программы являет примерным. Учителю рекомендуется его придерживаться, однако предоставляется право несколько изменять его в зависимости от возможностей учащихся. С учетом подготовленности учитель самостоятельно планирует и почасовку программного материала I—4-го разделов по четвертям. Однако количество выбранных (или замененных) заданий и часов, отведенных на данный раздел программы, должно находиться в соответствии.
Распределение часов по крупным разделам программы является примерным. Учителю рекомендуется его придерживаться, однако ему предоставляется право несколько изменять его в зависимости от возможностей учащихся. С учетом подготовленности учащихся учитель самостоятельно планирует и расчасовку программного материала 1—4-го разделов по четвертям.
Учебное содержание каждого раздела программы сопровождается перечнем примерных заданий, в котором указывается название работы, вид изобразительной деятельности и используемые художественные материалы. Учитель имеет право выбирать задания из предложенных вариантов или заменять их на аналогичные в соответствии с возможностями и интересами учащихся. Однако количество выбранных (или замененных) заданий и часов, отведенных на данный раздел программы, должно находиться в соответствии.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе следующих видов работы:
• рисование плоскостных и объемных предметов;
• лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне);
•выполнение аппликаций: составление из частей целого изображения предмета, натюрморта, сюжетной или декоративной композиции без фиксации на изобразительной плоскости (так называемая «подвижная аппликация») и с фиксацией на ней с помощью клея;
• проведение беседы с учащимися при рассматривании произведений искусства в форме:
а) рассказа о процессе работы представителей изобразительного искусства и народного творчества;
б) анализа произведений изобразительного искусства с целью определения содержания и некоторых доступных пониманию учащихся выразительных средств;
в) подготовки учащихся к посещению музея, выставки. Рисование, лепка, работа над аппликацией осуществляются с
натуры, по образцу, памяти, представлению и воображению.
При проведении беседы используются репродукции картин, иллюстрации к книгам, фотографии, каталоги выставок, диапроекторы и др.
Использование всех перечисленных видов работы предполагает формирование у детей зрительного и изобразительного опыта, который необходим в их творческой изобразительной деятельности.
В соответствии с 1-м разделом программы на уроках обучения композиционной деятельности у детей формируются умения устанавливать пространственные и смысловые связи на основе законов композиции, усвоение которых происходит в практической деятельности. Детей учат приемам объединения объектов в сюжете, натюрморте, пейзаже и т. д. Задачи работы над композицией решаются в разных видах изобразительной деятельности (в рисунке, аппликации, лепке). При этом работа над аппликацией, лепка предваряют рисунок.
Пропедевтической частью решения этой проблемы является формирование или актуализация у учащихся представлений пространственного характера «слева — справа — посередине»):
а) между частями своего тела;
б) в окружающем пространстве;
в) в пространстве изобразительной плоскости.
По этой же схеме устанавливаются другие пространственные отношения («над — под», «наверху — внизу», «сбоку — между») и направления в пространстве («вертикально», «горизонтально», «наклонно»).
Началом работы над композицией в графической деятельности является привлечение внимания детей к связям, существующим между изображением и изобразительной плоскостью. В I — III классах умения устанавливать смысловые и пространственные связи формируются при выполнении заданий с использованием готовых изображений или силуэтов на «подвижной аппликации». В работе над декоративной композицией применение шаблонов-силуэтов (форм элементов узора) помогает детям достигать ритма, осевой и центральной симметрии в построении орнамента, понимать сущность этих явлений.
От II к VI классу в практической деятельности детей нужно научить использовать выразительные средства композиции: зрительное равновесие с помощью симметричного и асимметричного расположения объектов, величинный и светлотный контраст. Помощь в формировании этих умений оказывает сочетание разных видов изобразительной деятельности в определенной последовательности, где основное место занимают «подвижная аппликация» и наряду с ней наблюдения в натуре.
При выполнении в V—VI классах заданий, связанных с выбором точки зрения, передачей явлений перспективы, высокого и низкого горизонта, учителю следует использовать разнообразные наглядные материалы (предметы, макеты, таблицы, рисунки учащихся). Также необходимы наблюдения в натуре.
Успешная работа над композицией рисунка (лепки, аппликации) возможна тогда, когда у детей сформированы полные и отчетливые представления об объектах и способах их изображения. Для сюжетной композиции это, прежде всего образы человека, деревьев, дома, животных.
Развитие у учащихся умений воспринимать и передавать форму предметов, пропорции и конструкцию в разных видах изобразительной деятельности, достигая сходства, является центральной задачей 2-го раздела программы. На этих же занятиях у детей формируются художественно-изобразительные навыки работы с разными принадлежностями и художественными материалами.
Рисование с натуры как вид изобразительной деятельности является ведущим, с которым тесно взаимосвязаны и которому нередко подчинены лепка и работа над аппликацией. Благодаря этой тесной взаимосвязи у детей легче формируются умения обследовать предмет и анализировать его изображение, а именно: выделять форму предмета, сопоставлять ее с формой геометрических эталонов (кругом, квадратом и др.); выделять части в форме предмета и устанавливать их место в конструкции (строении) предмета; соотносить конструктивные части по размеру, т. е. устанавливать пропорциональные отношения частей в целом.
В I—II классах на выполнение изображения с натуры не следует отводить больше одного урока. Предметы для рисования с натуры располагают перед учащимися во фронтальном положении, несколько ниже уровня зрения учащихся. Чтобы облегчить учащимся передачу сходства с натурой, предметы небольших размеров (листья, фрукты и др.) раздаются на парты, и детям предлагается изображать их в натуральную величину.
В I—IV классах занятия по рисованию с натуры могут быть длительными — один, два урока и кратковременными — в течение 10—20 минут (выполнение набросков и зарисовок).
Работа над развитием у детей умения изображать предметы разной степени сложности с достижением сходства с натурой формируется с I по V класс. При одних и тех же установках «нарисуй одинаково», «нарисуй похоже» в I—III—V классах требования к результату (изображению) устанавливаются в соответствии с возрастными возможностями в развитии изобразительной деятельности детей и с учетом их изобразительных способностей. 3-й раздел программы, как и 2-й, содержит два направления работы: развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи. На протяжении всех лет обучения у детей развиваются, расширяются представления о цвете, его многообразии, богатстве и красоте проявляющихся свойств цвета в окружающей действительности.
На первых уроках по живописи учителю нужно определить, правильно ли дети дифференцируют основные цвета, установить знание детьми названий цветов солнечного спектра, сформированность предметной отнесенности цвета, а также показать приемы работы красками и кистью. Очень важно также с первых занятий формировать у детей умения организовывать свое рабочее место на уроках живописи, убирать за собой после работы художественные материалы и принадлежности, ухаживать за кистями и красками.
В течение первого и второго годов обучения гуаши отдается предпочтение перед акварелью, так как гуашь позволяет активно действовать с материалом и исправлять работу. Может быть использована загущенная белилами акварель или комбинированная техника, когда рисунок детализируется цветными мелками.
В начальных классах у детей развиваются представления о цвете и его свойствах в практической деятельности. В I—V классах они усложняются и расширяются в результате выполнения изображений с натуры при целенаправленных наблюдениях за объектами действительности с усложняющимися задачами цветовых решений. Осознанное отношение к сложности цветового образа закрепляется на уроках по композиции в заданиях творческого характера. Свойственное детям увлечение яркими «открытыми» цветами при этом нужно сочетать с применением разных оттенков цвета, получаемых посредством смешения красок.
Большое значение в обучении технике работы с художественными материалами имеет наглядный показ (демонстрация) учителем новых приемов работы красками и кистью, а также совместная поэтапная работа учителя и учеников (учитель показывает прием — дети за ним повторяют).
В обучении учащихся восприятию произведений искусства ставятся задачи систематического развития у них способности осознавать содержание произведений художественной культуры, их художественную ценность, понимать значение искусства в жизни общества.
В I—III классах учащиеся овладевают приемами рассматривания картины, скульптуры, декоративно-прикладной работы. Детей учат различать и называть произведения, определять взаимоотношения персонажей, их настроение и т.д.— понимать содержание произведения в целом.
Начиная с IV класса детей знакомят с образным языком искусства при использовании опыта практической деятельности, учат выражать свое отношение к художественному произведению. У учащихся V и VI классов формируются умения рассказывать о содержании произведений искусства и определять некоторые изобразительно-выразительные средства, которыми пользовался художник, скульптор при их создании. В программе дан примерный перечень произведений искусства для работы по данному разделу в каждом классе. Рекомендуемые работы возможно заменять другими, близкими и доступными для учащихся по содержанию и используемым художественно-изобразительным средствам.
На уроках изобразительного искусства является обязательной работа над развитием речи глухих школьников, закреплением правильного произношения. В содержании программы для каждого класса представлен речевой материал. Направления обучения речи и словесных высказываний в рамках изобразительной деятельности систематизируются в накоплении слов, словосочетаний, терминов, речевых оборотов, обозначающих: а) материалы и принадлежности изобразительной деятельности; б) практические действия, связанные с изобразительной деятельностью; в) мыслительные операции (рассматривание, сравнение); г) признаки предметов (их форма, величина, цвет, фактура, материал), состояние человека, животного, природы и др.; д) пространственное расположение и т. д.
В младших классах работа над развитием речи проводится фронтально и индивидуально, затем, вплоть до VI класса, преимущественно индивидуально в процессе практической деятельности учащихся.
Через определенные промежутки времени необходимо осуществлять контроль накопления лексического материала, формирования речевых навыков, умений использовать их в общении. Его можно осуществлять раз в месяц, в конце четверти и в конце года, отводя на это на уроке 10—15 минут. В I—III классах рекомендуется использовать игры типа «Угадай, что у меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай, какой по цвету» и т. п.
Содержание уроков изобразительного искусства увязывается с содержанием занятий по другим учебным предметам (предметно-практическое обучение, ознакомление с окружающим миром, чтение, трудовое обучение, природоведение и др.).
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система метапредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения. Наряду с основной формой организации учебного процесса — уроком — возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению. Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам. Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета. В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений. Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета. Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на светотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения. Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек и т. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу). Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю, учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых. Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции. Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина конструктивный и пластический способы лепки). Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.
Адаптированная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство» для подготовительный, 1—5 классов слабослышащих и позднооглохших обучающихся составлена на основе программы «Изобразительное искусство» 1-5 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2013.
Адаптированная программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.
Программа по курсу «Изобразительное искусство» для школ слабослышащих и позднооглохших обучающихся соответствует по объёму материала содержанию учебного курса начальной (I – IV классы) массовой общеобразовательной школы.
Курс «Изобразительное искусство. Подготовительный, 1-5 классы» с учётом учебного плана специальных образовательных учреждений для слабослышащих и позднооглохших обучающихся рассчитан на реализацию в течение 6 лет.
|