Департамент здравоохранения Тюменской области
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Тюменской области
«Областная клиническая психиатрическая больница»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Асоциальное, криминальное поведение у детей и подростков: основные проявления, оптимизация профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий
Методические рекомендации для неврологов, психиатров, психотерапевтов, клинических психологов, педагогов и социальных работников
Тюмень - 2014
Асоциальное, криминальное поведение у детей и подростков: основные проявления, оптимизация профилактических и лечебно-реабилитационных мероприятий. Тюмень. 2014.
Авторский коллектив:
Родяшин Е.В. главный врач ГБУЗ ТО «ОКПБ»
Раева Т.В. зав. кафедрой психиатрии, доктор мед.наук ГБОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия»
Минздрава РФ
Фомушкина М.Г. главный внештатный детский психиатр департамента
здравоохранения Тюменской области
В методических рекомендациях дается краткое описание особенностей асоциального, криминального поведения в детском и подростковом возрасте, которые выражаются, прежде всего, расстройствами поведения;предлагается модель реабилитационной программы для коррекции нарушений поведения у детей и подростков. Пособие может быть использовано неврологами, психиатрами, психотерапевтами, клиническими психологами, педагогами и социальными работниками.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………….4
1. Характеристика делинквентного поведения у детей и подростков……5
2. Модель реабилитационной программы для коррекции криминального поведения у детей и подростков……………………………………………….9
3. Программа коррекции асоциального, криминального поведения и развития волевых качеств личности у детей и подростков………………13
4. Заключение…………………………………………………………………...25
5. Список литературы………………………………………………………….26
Введение
Состояние психического здоровья детей и подростков имеет важнейшее значение для обеспечения и поддержки устойчивого развития любого общества (Макушкин Е.В., 2009; Дмитриева Т.Б., 2009). Коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности, изменения системы отношений ставят детей и подростков в позицию слабой психологической защищенности, снижают их адаптивные возможности, повышают эмоциональную ранимость, нарушают нормальный ход личностного становления, нередко приводят к расстройству психического здоровья, социальной и школьной дезадаптации. К числу основных начальных признаков проявления дезадаптации относят школьную неуспеваемость и различные формы нарушений поведения.
Нарушения поведения в детском возрасте наблюдаются у 4% сельского и 9% городского населения (Уолтерс Р., 2000), у мальчиков встречается чаще, чем у девочек, причем соотношение колеблется между 4:1 и 12:1. Подростки, страдающие расстройствами поведения, с трудом привыкают к новым условиям, во многих случаях не справляются со школьной программой, становятся вовлеченными в криминальную среду (Вострокнутов Н.В., 2008; Малинина Е.В. с соавт., 2012; Biederman J. еt al., 2004; Satterfield J.H. et al., 2007). Около миллиона детей и подростков доставляются в течение года в органы внутренних дел за различные правонарушения. Расстройства поведения диагностированы у 39,5% подростков, являющихся безнадзорными и правонарушителями (Пережогин Л.О., 2011). В совершении противоправных действий подростки находят своеобразный способ самоутверждения, 45% молодежи при этом реализует собственные агрессивные тенденции (Brendgen M., 2005; Burk L.R., 2010). Среди преступлений, совершенных подростками с психическими отклонениями, удельный вес убийств в три раза выше, чем среди преступлений у психически здоровых несовершеннолетних (Кривулин Е.Н., 2007).
Еще большую значимость проблема нарушений поведения приобретает в пубертатный период, который чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. В этот период подросток отличается повышенной внушаемостью к стилю поведения внешне эффектных, нередко случайных авторитетов и резко противостоит авторитету родителей и учителей; отмечается импульсивность поступков, нетерпеливость в достижении цели; желание самоутвердиться в группе сверстников является частой причиной вовлечения подростка в асоциальные действия. Нормовозрастные особенности подростковых реакций в случае их отчетливой выраженности в сочетании с незрелостью интеллекта и моральных устоев сами по себе предрасполагают к формированию поведенческих нарушений.
Характеристика делинквентного поведения у детей и подростков
Характер нарушений поведения у детей и подростков отличается разнообразием. Чаще всего расстройства поведения выражаются прогулами в школе, уходами из дома, агрессией, разрушительными действиями, воровством, поджогами, постоянным непослушанием, противоправными действиями, употреблением алкоголя, психоактивных веществ, сексуальной распущенностью, суицидальными тенденциями (Boxer P., 2003). Являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового подростка? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Проблема расстройств поведения стоит на стыке ряда наук: психологии, психиатрии, социологии, педагогики, философии, права, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее изучению, свою терминологию, понимание механизмов возникновения нарушений поведения.
С учетом представлений о расстройствах поведения как в отечественной, так и в зарубежной литературе, мы определяем это понятие как патологические формы нарушений поведения непсихотического уровня, возникающие в детском и подростковом возрасте под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, неблагоприятной микросоциальной среды и неправильных форм воспитания ребенка, а также, в некоторых случаях, на фоне дисгармонично протекающего переходного возрастного криза или генетически обусловленных патологических черт характера. Эти нарушения приобретают характер патологического стереотипа, не влияют на интеллектуальные способности и приводят к социально-психологической дезадаптации у детей и подростков.
У значительной части подростков расстройства поведения имеют делинквентный характер. В термин «делинквентное» поведение нередко вкладывается различный смысл. Словарь Webster (1963) определял делинквентное поведение как «провинность» или «психологическую тенденцию к правонарушениям». А.Е. Личко (1983) под этим понятием подразумевал цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала. В.Е. Семке (1982) отождествлял «антисоциальное» и «делинквентное» поведение. В.В. Ковалев (1981) считал, что выражение «делинквентное поведение» должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков таких как кражи, хулиганские действия, нанесение телесных повреждений, изнасилование и т.д. Расширение границ термина «делинквентное поведение» приводит к стиранию границ между криминальными и некриминальными поступками, что затрудняет решение многих судебно-психиатрических и коррекционно-воспитательных вопросов. По мнению В.Д. Менделевича (2012) отличие делинквентного от криминального поведения коренится в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается в том, что он не представляет существенной общественной опасности и отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия. У личностей с делинквентным поведением в рамках волевого сознательного действия, в силу индивидуально-психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата деликта. Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных его последствий.
Основными предикторами криминального поведения у несовершеннолетних правонарушителей являются: физическое насилие в семье, наличие лиц с криминальным прошлым в ближайшем окружении, воспитание в условиях выраженной безнадзорности, раннее включение в подростковую асоциальную группу, особенно - с участием взрослых преступников, наличие стереотипного реагирования на фрустрацию по типу короткофазовых аффективных вспышек и сохранность интеллекта.
Расстройства поведения с преобладанием делинквентности (криминальная делинквентность) наиболее характерны для личностей с неустойчивыми чертами характера и эмоционально-волевой, а применительно к социальной характеристике - моральной незрелостью: отсутствием чувства долга, ответственности, неспособностью подчиняться требованиям школьной дисциплины и наоборот, повышенной внушаемостью к неправильным формам поведения окружающих, приводящей, нередко, к совершению преступлений. Будучи неспособными к длительному волевому усилию и преодолению трудностей, предоставленные себе, в учебной деятельности несовершеннолетние быстро теряют интерес к занятиям; постоянно нуждаются в стимуляции извне.
Инфантильность находит отражение и в эмоциональном облике этих подростков. Они отличаются веселым, беззаботным фоном настроения, общительностью. Курение, эпизоды вдыхания средств бытовой химии и употребления алкоголя, использование в речи нецензурных выражений отражают усвоение внешней атрибутики уличных компаний. Психическая незрелость, слабость собственной инициативы и интеллектуальной активности обрекают этих подростков на подчиненное положение в таких группах. Их социальная адаптация значительно больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих.
Для несовершеннолетних, совершивших криминальные действия, характерна задержка нравственного развития и недостаточная ответственность за собственное поведение и практически несформированное «экзистенциальное» чувство вины – «вины по отношению к себе за собственное саморазрушающее поведение». Чем в более раннем возрасте совершено преступление, сочетающееся в дальнейшем с бродяжничеством и агрессивным поведением, тем выше может быть риск совершения повторного преступления (Barnow S. еt. аl., 2005).
Большая часть правонарушений и преступлений в подростковой среде имеет групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. Принадлежность к сплоченной группе сверстников дает подросткам возможность избавиться от тревоги, страха, неуверенности, символически преодолеть кризисы во взаимоотношениях со взрослыми и недостатка признания. Мотивация носит предметную определенность: подростков интересуют предметы молодежной моды, радиоаппаратура, спортивные принадлежности, сладости, спиртное, табачные изделия, небольшие суммы денег, реже угон мотоциклов, автомобилей. Большинство преступлений совершается из-за озорства, любопытства, желания «развлечься», показать силу, ловкость, утвердить себя в глазах сверстников, подражания другим, желания приключений и острых ощущений. Все это указывает на незрелый характер мотиваций. С возрастом ситуативно-импульсивное поведение уступает место «рациональному», заранее спланированному, преднамеренному, где на первое место выходит мотивация корысти, выгоды, пользы, зависти, что совпадает с данными, полученными при изучении делинквентного поведения подростков другими авторами (Кондрашенко В.Т., 1980; Вострокнутов Н.В. с соавт., 2008).
Модель делинквентного поведения асоциальной группы при наличии активного криминального лидера описывает Е.В. Макушкин (2009). Лидер такой группы отличается превосходством в следующих криминально-субкультуральных «качествах»: возраст, физическое развитие, сексуальный, противоправный опыт, открытые призывы к противоправному, в том числе агрессивному поведению с нарушением социальных законов. Поведение членов группы, как правило, определено такими личностными особенностями, как возрастная незрелость, инфантильность, внушаемость, ведомость, неустойчивость, а также реальными опасениями расправы со стороны лидера. Лидер заставляет подростков соучаствовать в совершении преступлений. Соучастники, переживая страх и потрясение, видя проявления агрессии у «лидера», начинают побуждать друг друга к подобным поступкам. В ситуации стресса, волевых нарушений, психической незрелости, а также при реальных опасениях за собственную жизнь следуют противоправные агрессивные действия, направленные против потерпевших.
Тяжелая криминологическая обстановка в среде несовершеннолетних (рост числа тяжких преступлений, рост количества преступлений, совершенных в группе, смещение криминальной активности в младшую возрастную группу до 14 лет) определяет необходимость разработки новых профилактических концепций и мер коррекции асоциального поведения, в том числе обусловленного аномалиями психического развития и расстройствами поведения (Пережогин Л.О., 2010).
Модель реабилитационной программы для коррекции криминального поведения у детей и подростков
В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Существует ряд проблем, сдерживающих достижение высоких результатов по духовно-нравственному воспитанию молодежи: снижение роли семьи в формировании ценностных ориентиров; размывание духовно-нравственных ориентиров средствами массовой информации; утрата веры, появление духовного вакуума в связи со сменой идеологических ориентиров; приоритет материальных ценностей и т.д. На современном этапе особое значение приобретают социальные последствия расстройств поведения у подростков, в первую очередь связанные с дефицитом волевой регуляции, ее компонентов – когнитивного, эмоционального и нравственного. Они включают в себя трудности обучения, установления межличностных контактов и ограничение круга общения, формирование примитивных потребительских установок с общим нравственным оскуднением, формирование зависимости от алкоголя, токсических веществ, малодифференцированное копирующее поведение (бродяжничество, попрошайничество) или патологическую компенсацию (делинквентное поведение, как правило, в составе группы) (Пережогин Л.О., 2010).
Оптимизация реабилитационных программ, направленных на профилактику социальных последствий расстройств поведения у подростков, является важнейшей задачей специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками, их семьями.
Реабилитация детей и подростков с расстройствами поведения должна включать в себя комплекс педагогических, психологических, медицинских, социальных мер, направленных на их ресоциализацию. В последние годы делаются попытки составления различных реабилитационных программ для подростков с асоциальным, криминальным поведением, а также безнадзорных, беспризорных детей. Особый интерес в плане комплексного подхода представляет реабилитационная программа, предложенная О.Л. Пережогиным (2010), которая была адаптирована применительно к реабилитации детей и подростков с расстройствами поведения, в том числе с асоциальным, криминальным поведением.
Реабилитационный процесс для детей и подростков с расстройствами поведения должен включать 4 блока мероприятий, проводимых практически параллельно друг другу.
Задачами первого блока является диагностика основных проявлений расстройств поведения, в том числе личностных особенностей и факторов риска нарушений социального функционирования несовершеннолетних.
Во втором блоке проводится педагогическая коррекция, направленная на компенсацию отставания в школьном обучении и дальнейшее освоение учебной программы соответствующего класса детьми и подростками.
Третий блок представляет психофармакологическую и психотерапевтическую коррекцию расстройств поведения у несовершеннолетних. Ведущие специалисты этого блока - врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог.
При расстройствах поведения у детей в препубертатный и пубертатный периоды отмечается дефицит когнитивных способностей. Он выражается отсутствием или примитивностью интересов, их бытовой ограниченностью, низким уровнем школьных знаний, поверхностностью, незрелостью суждений, снижением концентрации внимания, способности планировать ближайшие и будущие перспективы, прогнозировать последствия отрицательных поступков. Данные изменения возникают вследствие активации деятельности гипоталамуса, которые приводят к значительному повышению аффективности и влечений при недостаточной зрелости мышления в связи с незавершенностью формирования второй сигнальной системы. Период с 12 до 15 лет является критическим периодом возрастной ранимости, который связан с резкой перестройкой реактивности, нарушением физиологического равновесия организма. Период пубертатного криза, особенно при дисгармонии полового и общего физического созревания, значительно повышает риск манифестации эндогенных заболеваний, развития невротических расстройств и сопровождается заострением патологических черт характера.
Для коррекции когнитивных способностей при расстройствах поведения необходимо назначение препаратов ноотропного ряда: пантогам 0,5 2 раза в день (утро, день), пантокальцин 0,5 2 раза в день (утро, день), фенибут 0,5 2 раза в день (утро, вечер), энцефабол 0,2 2 раза в день (утро, день), продолжительностью 2-3 месяца.
С целью уменьшения агрессивности, возбудимости, эмоциональной неустойчивости применяются нейролептики в возрастных дозировках, с учетом индивидуальной чувствительности к препаратам: хлорпротиксен 0,5-2мг/кг веса в сутки, в три приема; тиоридазин 12-14 лет – 20/30мг/кг веса в сутки, 15-16 лет – 30-40мк/кг веса в сутки, в три приема; перициазин от 10 до 30мг в сутки, в три приема. С целью смягчения аффекта, уменьшения злобности, раздражительности используется сочетание выше описанных препаратов с левомепромазином - 0,35-3мг/кг веса в сутки, в три приема; антидепрессантами - флувоксамин от 25мг до 50мг в сутки, в два приема (утро, вечер); амитриптилин 25-50мг в сутки в два приема (утро, вечер). Для стабилизации фона настроения, купирования взрывчатости, жестокости, особенно при расстройствах поведением с преобладанием агрессии, назначается карбамазепин 400-600мг в сутки, в три приема.
Четвертый блок включает социально-психологическую поддержку, которая проводится воспитателями, трудовым инструктором, клиническим психологом, социальными работниками. Данные специалисты повышают уровень общей информативности подростков, развивают навыки самостоятельного труда, проводят занятия для развития творческого потенциала, изучения этических вопросов и культуры поведения, организуют вместе с несовершеннолетними праздники, концерты, выставки.
Таким образом, реабилитация детей и подростков с расстройствами поведения представляет собой единую технологическую цепь медико-психолого-педагогических и социальных мероприятий, осуществляемых на принципах междисциплинарного взаимодействия педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников, трудового инструктора, врачей-психиатров и психотерапевтов.
|