Скачать 0.64 Mb.
|
Автор: Шишкин Юрий Иванович (Организация: Межрегиональная федерация традиционного ушу и саньда, должность: президент) Название статьи: Ушу: мифы и реальность Оглавление Введение. Что такое ушу? Основной раздел. Ушу: мифы и реальность I. Возникновение ушу II. Особенности развития ушу в периоды различных императорских династий III. Ушу после падения династии Цин IV. Ушу в Китайской Народной Республике V. Развитие ушу в России и других странах Введение. Что такое ушу? Китайские боевые искусства ушу – величайшее достояние культуры Китая, а также всей человеческой цивилизации. Ушу синтезировало и отразило в себе воинский опыт и традиции многих поколений великих мастеров боевых искусств, изощренные системы психофизического тренинга многих школ и стилей, достижения традиционной китайской медицины, различные направления религиозно-философских доктрин и учений Китая за весь многовековой период его развития. Само слово «УШУ» буквально означает «боевые искусства». По-китайски слово «воинский», «боевой» — «У». Иероглиф этого слова составлен из двух других иероглифов — «ЧЖИ» и «ГЭ». «ЧЖИ» — значит «останавливаться», «прекращать», или «заканчивать», а «ГЭ» — «копье» (в более общем смысле — «оружие»). Иероглиф «ШУ» означает «искусство». Рис.1. Иероглифы «УШУ». Отсюда понятно, что первоначально смысл китайского боевого искусства заключался в том, чтобы «остановить, или прекратить использование оружия». Это означает, что в основе ушу лежит идея созидания, но не разрушения. Назначение ушу — защита, а не нападение. Эта концепция совершенно отлична от той, которая сформировалась на Западе в 60-е годы. На Западе в это время любое китайское боевое искусство называли «кунг-фу» и понимали под этим исключительно навыки рукопашного боя. В действительности же соответствующий китайский эквивалент (в принятой транскрипции) означает: «ГУН» — «энергия», а «ФУ» — «время». Если вы занимаетесь какой-либо деятельностью, требующей мастерства и времени, это и называется гунфу. Это может быть, к примеру, приготовление пищи, обучение музыке, рисованию или решение любой другой задачи, требующей внимания и полной самоотдачи. Общее наименование китайских боевых искусств со временем изменялось. Самым распространенным вариантом ранее являлось «УИ». Это слово из двух иероглифов означает «боевые искусства» и относится ко всем категориям боевых искусств, в том числе стрельбе из лука, верховой езде, метанию дротиков, оружейному делу, изготовлению доспехов и тактике ведения боя. Другой не менее известный термин «ЦЮАНЬШУ» («кулачный бой», от иероглифа «ЦЮАНЬ» — «кулак») сейчас имеет более узкий смысл и применяется реже. Восточные боевые, или воинские искусства имеют давнюю историю и традиции. Зародившись на заре цивилизации и эволюционируя вместе с развитием человека и общества, они не только служили целям самообороны и победы над врагом, но также являлись неотъемлемой частью культуры, впитывая в себя и приумножая важнейшие достижения в самых различных областях знаний, прежде всего знаний о самом человеке, о его внутреннем и духовном мире. Сначала в Индии и Китае, а затем в Японии и других странах Дальнего Востока ввиду присущих им особенностей исторического и культурного развития сложилась практика передачи «воинской традиции» для различных направлений и школ боевых искусств. От отца к сыну, от мастера к преемнику в монастырских, клановых и семейных школах передавались, накапливались и оттачивались секретные приемы и методы ведения поединка, умение обращать силу противника против него самого, воздействие на тело и сознание противника путем гипноза, активизации внутренней энергии, работы по точкам и т.п. Однако главное состояло не в этом – старые мастера хорошо знали, что в бою всегда побеждает «Дух», то что превыше всех технических и тактических тонкостей и ухищрений. «Путь воина» представлял собой следование этой традиции, когда в процессе постоянного духовного поиска и самосовершенствования человек обретал гармонию с миром и самим собой, становился, как говорили древние, совершенномудрым, «Дао - человеком». Поэтому мы говорим о традиционных боевых искусствах как о системе наиболее полных и глубоких знаний, включающих и отточенную форму, и глубокое внутреннее содержание того или иного направления, стиля или школы. В арсенал ушу входят такие технические элементы, как удары руками и ногами, броски, захваты, «рубящие» удары, уколы и т.п., выполняемые в соответствии с принципами нападения и защиты, наступления и отступления, «движения» и «покоя», ускорения и замедления движения, «жесткости» и «мягкости», «пустоты» и «наполненности». Движения ушу объединяются в формализованные комплексы - таолу, либо, в определенных условиях, подчиняются закономерностям поединка, в котором сталкиваются разум, воля и мастерство противников; что, в конечном итоге, служит повышению физических возможностей, воспитанию воли, оттачиванию техники единоборства. Имея давние исторические традиции и широкую массовую базу, ушу неуклонно развивалось, пополнялось и совершенствовалось в ходе длительной повседневной и боевой практики. Существующие столетиями школы и направления ушу накопили огромный арсенал боевых техник и методов тренинга. Известны сотни школ, направлений и стилей, причем все они имеют свои особенности, свою собственную историю и традиции. По этой причине, трудно определить единую систему классификации, которая описывает все стили и традиции ушу. Вообще говоря, они могут классифицироваться в соответствии с тремя главными критериями: 1) по способам проявления силы - разделяются на внешние (вэйцзя), и внутренние стили (нэйцзя); 2) по отношению их к тем или иным религиозно-философским системам (даосизм, буддизм); 3) по географическому происхождению (Северный, Южный, Северо-Западный регионы, горы Удан, Э-Мэй, храм Шаолинь (в провинции Хэнань) и др. Рис.2. Боец монастыря Шаолинь. Внешние и внутренние стили отличаются между собой, главным образом, по способам проявления силы, к которой в ушу относится не обычная мускульная сила, а особая сила, связанная с внутренней энергией человека. Во внешних стилях преобладают напор и мощь, жесткие удары и широко амплитудные движения. Некоторые стили могут подражать движениям реальных или мифических животных (например, Тигру, Богомолу, Журавлю, Дракону и т.д.). Для внутренних стилей главным является управление движением энергии-ци, которая, в соответствии с каноническими воззрениями древних даосов, порождается в особом энергетическом центре в тазовой области - дантянь. Основополагающий термин «ци» (пневма, жизненная энергия) восходит к ранним даосским системам и каноническим текстам натурфилософии, а также к началам традиционной китайской народной медицины. Мастер внутреннего стиля может мгновенно перемещать эту внутреннюю энергию в требуемом направлении, используя ее для контроля и нейтрализации противника. В этом случае сила противника может быть обращена против него самого. В Китае говорят, что небольшое усилие мастера преодолевает мощь в 1000 ли. Законы управления энергии соответствуют общим принципам превращений, представленным в Книге перемен (Ицзин), взаимодействию полярных сил инь-ян, а также 5 первоэлеменов и 8 триграмм. В настоящее время все специалисты в области ушу сходятся на том, что можно лишь условно говорить о разделении стилей ушу на внутренние - (нэйцзя) и внешние - (вэйцзя), так как каждый стиль и направление включает и чисто мускульную силу, а также использует и «внутреннюю» энергию. Вопрос заключается лишь в большей или меньшей степени акцентирования внимания на том или другом. Тем не менее, для внутренних стилей характерной особенностью является практика управления биоэнергией, основной акцент делается именно на «внутренней работе» - (нэйгун), характер же самих движений, как правило, мягок, экономичен, взрыв и выброс силы подготовлены накоплением энергии ци и внешне проявляются не столь заметно, как во внешних стилях. Исходя из этой схемы наиболее типичными представителями «внешних» стилей являются направления шаолиньского ушу и многочисленные отпочковавшиеся от них школы, в то время как к «внутренним» стилям боевого искусства (цюань) обычно относили: тайцзи – «великий предел», багуа - «восемь триграмм», синьи - «форма мысли-сердца». Несмотря на очевидную ограниченность подобной системы представлений, она была повсеместно широко распространена во всем мире с конца 20-х годов прошлого века. Однако в последнее время благодаря наметившейся тенденции возрождения традиционного ушу в Китае, выходу сохранившихся клановых и фамильных школ и уцелевших мастеров ушу из подполья, исследования синтоистов и специалистов в этой области внесли в нее существенные дополнения. Так, к «внутренним» стилям некоторые исследователи (в том числе известный мастер традиционного ушу доцент Ханчжоусского университета Цзи Цзянчен) теперь причисляют следующие, малоизвестные на Западе стили: Лио Хо Па Фа, Ши Сан Тайбао, Цзу Ран цюань, Ву Ксин цюань, И цюань, Цзу Мен цюань, «Южный белый журавль», «18 Лохань», а также Бацзи цюань. Также с определенной степенью условности можно разделить боевые техники ушу на четыре основные категории:
Удары руками (да) — это использование пальцев рук, ударных поверхностей кистей, предплечий, локтей или плеч для отражения атаки противника или нанесения ударов. Удары дополняются защипами, сведениями рук противника, «прилипаниями» и пр. С точки зрения техники, приемы борьбы (шуай) предназначены для противостояния ударам руками и ногами, циньна — для противостояния борьбе, а удары руками и ногами — для противостояния техникам блокирования суставов циньна. Итак, все четыре категории техники ушу имеют специальное назначение и могут противостоять друг другу. В любом стиле ушу эффективное применение одной из техник требует владения всеми остальными. Многие приемы традиционного боевого искусства трудно отнести к какой-либо одной категории, например, удар ногой в живот противника может быть начальной фазой броска с падением на спину («бросок с упором стопы в живот») и т.д. Из Китая, попав в Японию, эти техники выделились в множество различных самостоятельных направлений боевых искусств. Каратэ, например, специализируется на ударах руками и ногами, дзюдо — на борьбе, дзю-дзюцу — на блокировании суставов и, наконец, айкидо представляет собой смесь борьбы и циньна. Необходимость совершенствования искусства боя была продиктована самим ходом эволюции общества; только умелый и сильный мог победить в схватке с врагом не на жизнь, а на смерть. Этого же требовали интересы безопасности государства. С другой стороны, боевые искусства, помимо чисто прикладного назначения, всегда рассматривались как составная часть более общей единой системы саморазвития человека. И тогда каждая схватка, каждый вызов судьбы являлись своеобразным тестом, неким пробным камнем, на котором адепт мог проверить степень своей готовности: и технической – в плане мастерства, и, главное, духовной, когда на пороге между жизнью и смертью он постигал свое истинное «Я», сливаясь с Дао, достигая «просветления». Единство формы и содержания, тела и духа — основополагающий принцип ушу. Верность ему прослеживается в разных школах от первых даосов, соединявших движения, подобные движениям разных животных с дыханием и «взращиванием пилюли бессмертия», до современных мастеров традиционного ушу, наполняющих каждый элемент своих формальных комплексов (таолу) глубоким смыслом и в плане заложенного в них боевого технического потенциала, и в плане оздоровительной направленности, и с философско-мировоззренческих позиций. Прикладной и оздоровительный аспекты в занятиях ушу были неизменно связаны с духовным совершенствованием адепта. В традиции ушу и цигун под «трансмутацией духа - шэнь» имелось в виду не только чисто внутреннее преобразование одного вида энергии в другой, более тонкий, но также и выход на другой уровень осознания собственного «Я», своего места в мире, на более высокий уровень духовности, что, в конечном итоге, и являлось результатом углубленных занятий ушу и связанной с этим внутренней работы (нейгун). Занятия ушу, низведенные до голой прикладной техники, лишенные духовной наполненности и внутренней работы, не могли принести «подлинных плодов». Великие наставники ушу во все времена соотносили подобную практику с примитивным, фактически животным уровнем существования человека и его сознания. Секреты боевого искусства открывались только тем, кто постоянно и упорно работал над собой, над своим телом и сознанием, кто был в постоянном духовном поиске. Чтобы стать настоящим Мастером, необходимо было постичь внутреннюю сущность боевого искусства. Одним из аспектов такого постижения в школах ушу Китая являлась «внутренняя работа». «Заниматься ушу и не заниматься нейгун (внутренней работой) - это значит зря потратить всю свою жизнь», - говорили наставники боевых искусств. Человек в древнем Китае рассматривался как микрокосм, как неотъемлемая часть триады Земля, Небо, Человек, объединяющая в себе пять основных первоэлементов. Следование течению Дао соотносилось с деятельностью любого рода, в том числе и с процессом обучения в школах ушу. Главное внимание в соответствии с даосскими традициями всегда обращалось на гармоничное развитие, на правильное соотношение «внутреннего» и «внешнего», на постепенность и непрерывность. Занятия ушу (и другими видами искусств), как учила китайская мудрость, всегда требовали « соответствовать обстоятельствам», условиям времени и места, космическим, природным и всем прочим жизненным макро- и микроциклам, которые проецировались на реального человека с учетом его индивидуальных особенностей, преломляясь в неисчерпаемой конкретности опыта. Конечной целью подобного тренинга, помимо феноменальной военно-прикладной подготовки, становилось также формирование полноценной личности, гармонично развитой, психически и нравственно устойчивой, обладающей к тому же «многими добродетелями». Всеми способами человек стремился выйти за пределы, очерченные земными обыденными представлениями о своих возможностях: на физическом плане, на ментальном, на духовном, на уровне управления « тонкими энергиями». Сделаться подобным бессмертным небожителям, следовать и быть в гармонии с Дао— это и значило «Оседлать дракона», претворить Единое движение мира, реализовать символическое действие как семя всех движений. Основатель даосизма Чжуан-цэы говорил: «…ученик учится тому, чего не может выучить; делающий делает то, чего не может свершить...». Тело является лишь инструментом, посредством которого действует сознание, но тело - также является и частью самого сознания. Именно так следует понимать слова мастера ушу XIX века Чэнь Чансина, говорившего, что «удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой внутреннюю энергию». Основной раздел. Возникновение и развитие ушу I. Возникновение ушу Возникновение |
Прививки: мифы и реальность |
Прививки: мифы и реальность |
||
Название статьи Название статьи на английском языке: «The Roman Spirit» of the Code of Napoleon |
Исследовательская работа на тему: «Донорство крови и её компонентов, мифы и реальность» Меры социальной поддержки лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России» 18 |
||
Книга Г. П. Червонской «Прививки: мифы и реальность» Книга выпускается в сеть поэтапно, поэтому в данной распечатке представлены только главы, размещенные в Интернете. Следите за появлением... |
Галина Петровна Червонская прививки: мифы и реальность содержание об авторе предисловие ... |
||
Галина Петровна Червонская прививки: мифы и реальность содержание об авторе предисловие ... |
Инструкция по подготовке и оформлению статьи Статьи принимаются на английском (предпочтительно) и русском языках. Название реферата и статьи должно четко отражать их содержание... |
||
«Проектирование и создание веб-сайта для чоу «Спортивная школа Ушу» В работе рассматривается актуальная тема создания «Проектирование и создание веб-сайта чоу «Спортивная школа Ушу». Сформулированы... |
И. И. Иванов, П. П. Петров, С. С. Сидоров. Название статьи (to be... |
||
Вписывается название статьи/ монографии/ главы/ учебного пособия... |
Название доклада Рабочий язык конференции – русский. Статьи, оформленные в соответствии с данным шаблоном, принимаются по электронной почте до 30... |
||
Название статьи Краткая аннотация объемом до 8 строк: стиль Аннот. Формат абзаца: шрифт: Times New Roman, 9пт, интервал: одинарный, отступ слева... |
Регламента предоставления «о правилах разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг города Бузулука», на основании... |
||
Ростовская область Глава Целинского района постановление Целинском районе, упорядочения любительского рыболовства в водоемах Целинского района, в соответствии с частью 6 статьи 3, частью... |
Инструкция дапоксетин Торговое название Торговое название: Дапоксетин. Международное (патентованное) название: Дапоксетина гидрохлорид (Dapoxetine), Priligy |
Поиск |