Скачать 264.1 Kb.
|
VI районная научно-практическая конференция младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку» Секция «Прикладное творчество» «Необычные изделия из обычной бумаги» Самарина Елена Павловна ученица 4 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» Научный руководитель: Христенко Т.А., учитель начальных классов, МОУ СОШ № 9 2014 - 2015 уч. год Аннотация. Работа по теме «Необычные изделия из обычной бумаги» содержит материал об истории возникновения оригами, их видах способах сборки модулей и их крепления между собой, технологическую карту готового изделия. В приложении собраны схема сборки модулей, способы крепления модулей между собой, технология изготовления игрушки. Выбор темы обусловлен тем, что рукоделие становится сейчас все более модным увлечением. Выполненная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души. В последнее время все большую популярность приобретает оригами. Мне захотелось подробнее узнать об искусстве оригами, самой сделать поделку в стили оригами. Данная работа позволяет пополнить свои знания о таком виде искусства, как оригами, поможет другим научиться этому виду искусства. Мной решались следующие задачи:
Выдвинутая гипотеза о том, занятия оригами развивает творчество, интеллект, учит труду подтвердилась. Методы исследования: сравнительно – сопоставительный анализ, моделирование, разработка технологии выполнения оригами, работа с информационными источниками, наблюдение, практическая работа, анализ результатов. В результате данного проекта:
Отзыв о работе «Необычные изделия из обычной бумаги» ученицы 4 класса МОУ СОШ №9 Самариной Елены Проблемно-поисковая работа ученицы 4 класса МОУ СОШ №9 Самариной Елены по теме «Необычные изделия из обычной бумаги» содержит много интересной и полезной информации о работе с бумагой, а именно оригами. Работа выполнялась ученицей при поддержке классного руководителя, родителей. Самарина Елена, с мамой изучала литературу об искусстве оригами, самостоятельно осуществляла поиск в библиотеке и сети Интернет, вместе с классным руководителем анализировала полученную информацию и делала выводы. Елена умеет работать на компьютере, но в силу своих возрастных особенностей, Елене сложно было оформить работу, поэтому научный руководитель оказывал как методическую, так и практическую помощь. В работе использовались в качестве источников информации следующие Интернет-ресурсы:
Научный руководитель /Христенко Т.А./ Рецензия на проблемно - поисковую работу по теме «Необычные изделия из обычной бумаги» ученицы 4 класса МОУ СОШ№9 Самариной Елены Павловны Работу по теме «Необычные изделия из обычной бумаги» Елена начала в ноябре 2014 г. под руководством научного руководителя (учителя начальных классов) Христенко Т.А., родителей. Рукоделие становится сейчас все более модным увлечением. Выполненная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души. В последнее время все большую популярность приобретает оригами. Елена очень любознательная девочка, которая постоянно ищет ответы на интересующие её вопросы «Почему?». Активная участница всех конкурсов и мероприятий. Ученица сама выбрала тему своей работы, потому что сама заинтересовалась искусством оригами, и ей захотелось узнать больше об этом искусстве и сделать свои поделки. Она наметила задачи с помощью руководителя, изучала научную литературу вместе с родителями. Анализ представленных материалов свидетельствует о том, что автором достигнуты поставленные цели и задачи. В силу своих возрастных особенностей, Лене сложно было оформить работу, поэтому научный руководитель оказывал как методическую, так и практическую помощь. Данная работа позволяет учащимся начальных классов пополнить знания об искусстве оригами. Предоставленные технологические схемы помогут другим ребятам самим сделать поделку в стиле оригами. Подготовленный материал рекомендован к использованию на уроках технологии, а также во внеурочной деятельности. Зам. директора по УР Харламова Т.В.. Оглавление
1. Что такое оригами? 2. Оригами имеет свою историю 3. Легенды об оригами 4. Виды оригами 5. Бумага для фигурок, или из чего делают оригами 6. Отзывы разных специалистов о пользе оригами
5. Фотографии Введение Японская мудрость издревле гласит: "Великий квадрат не имеет пределов". Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечёт интересное дело. Е.А. Гайдаенко Тема: «Необычные изделия из обычной бумаги» Актуальность темы: Рукоделие становится сейчас все более модным увлечением. Выполненная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души. В последнее время все большую популярность приобретает оригами. Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги. Первый раз я его услышала в 2 классе. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя, при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников, влюбленных в бумажный лист. Все мы складывали яхты, самолеты и двухтрубные кораблики, позже с огромным удовольствием учились складывать хлопушки, водяные бомбочки, пилотки, шапочки с козырьком и тюльпаны. На этом наше знакомство с оригами, как правило, заканчивалось. Поэтому мне захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве на тему «Необычные изделия из обычной бумаги». Проблемные вопросы:
Объект: искусство оригами. Цель моего проекта: освоить технику оригами и использовать в жизни. Задачи: 1. Изучить историю возникновения искусства оригами. 2. Познакомиться с видами оригами. 3. Ознакомиться с техникой оригами 4. Научиться создавать изделия оригами 5. Сделать вывод о пользе или бесполезности оригами для моего развития. Гипотеза. Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду. Для реализации поставленных задач я определила методы исследования:
Четыре месяца я занималась подготовкой своего проекта: ходила в библиотеку, искала информацию в сети Интернет, изучала схемы сборки модулей и их способы крепления между собой, создавала изделия в стили оригами. Этапы исследования. Подготовительный этап (1 октября – 15 октября) В самом начале своей работы я узнала: - историю возникновения и развития оригами; - изучила основные техники оригами; - узнала, какие материалы используются для изготовления оригами. Основной этап (15 октября – 30 декабря) На основном этапе своей работы я: - проанализировала изделия; - познакомилась с технологическими картами; - подобрала материал для изготовления изделия в технике оригами; - выяснила на практике, какие виды бумаги лучше использовать для его создания; - освоила технологию изготовления изделия в технике модульное оригами; - изготовила изделия в технике модульное оригами. Заключительный этап (12 января - 30 января) - защита мини-проекта; - оформила выставку в классе «Необычные изделия из обычной бумаги»; - участвовала в творческих конкурсах; - оформила работу. Что такое оригами? Открыв Большой энциклопедический словарь, я нашла определение, что такое оригами. ОРИГАМИ - искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. "Ори" в переводе с японского "складывать", "ками" - "бумага". Родина оригами Япония. При модульном оригами в процессе складывания используется модули, которые соединяются путем вкладывания их друг в друга. Сила трения, появляющаяся при этом, не даёт конструкции рассыпаться. С помощью модулей можно легко складывать большие модели со сложной структурой. Оригами имеет свою историю. Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай. Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив. К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами. Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день. На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством». Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство". Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру – оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами. Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия… Легенды об оригами. Наш мир на девяносто процентов зависит от того, как мы его воспринимаем. Чувства и эмоции являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Именно эти проявления формируют наше отношение к определенным вещам, событиям и явлениям. Если мы ото всех слышим, что живопись — это прекрасно, то при встрече с ней мы на подсознательном уровне стремимся найти в ней это прекрасное, то, о чем так много слышали. Возможно именно для того, чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории — легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом. Самая главная и известная легенда об этом японском искусстве напрямую связана с самой значимой и важной фигуркой оригами — бумажным журавликом. В странах Востока журавль считается символом любви, веры и надежды. Люди издревле веруют, что если сделать тысячу таких фигурок, а потом раздарить их все близким и знакомым, то исполнится самое-самое заветное желание. Сама легенда звучит примерно так: « Когда-то давно на земле жил очень бедный мастер, который всю свою жизнь посвятил оригами и был удивительно добр ко всем и ко всему, что его окружало. Он целыми днями складывал из листов бумаги различные фигурки, а потом раздавал детям. Но однажды он встретил на дороге странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Монах был растроган. Потом он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное — твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верным своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав тебя богатым и известным». Вскоре и правда как по пророчеству монаха началась война. Молодые ушли сражаться, но конца этому ужасу и видно не было. Только бедный мастер упрямо продолжал изводить бумагу на свои фигурки. Разозлившись, люди решили сжечь его мастерскую. Но когда они оказались в ней, они были поражены разнообразием и великолепием фигурок. Тогда мастер подарил каждому фигурку по душе и по вкусу. На глазах у гостей мастер свернул из листа журавлика, который тут же захлопал крыльями и улетел — он был вестником мира. Люди поверили в себя, вдохновились, и вскоре победа была за ними». После второй мировой войны журавлик стал настоящим символом мира и свободы. А также символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с определенной легендой, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки. Она родилась в 1943 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она была больна лучевой болезнью. В больнице она начала складывать фигурки из бумаги. Малышка верила, что история про тысячу журавлей, которые исполняют желания — неподдельная истина. Мечтая выздороветь, она один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на всей планете. Но мечте не суждено было сбыться. Сложив только 644 журавлика, девочка умерла 25 октября 1955 года. Но идею подхватили многие люди по всему миру. И новые и новые журавлики стали «прилетать» в музей мира. Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира. По другой легенде фигурки оригами хранят в себе часть души человека, который ее сделал. Считается, что складывая фигурки, мастер вкладывает в них частичку себя. Рассказывают, что однажды одного богатого человека отблагодарили, подарив ему большой оригамный шар. Но он не нашел ему применения у себя дома и подарил своей старой матери, которая жила отдельно. Однажды ее сын заболел, но злая невестка не пустила старую мать даже на порог. Потом он умер. Когда к матери пришли сообщить это скорбное известие, она уже все знала, потому что в минуту смерти ее сына, шар, подаренный им, упал и рассыпался на части. Создавать оригами стоит только в хорошем расположении духа. Японцы верят, что все изделия, сделанные в плохом настроении, надо сжигать. Никогда не стоит такие фигурки дарить друзьям, чтобы на них не напала никакая хворь. А если дар мастера в какой-то момент будет испорчен, разорван или выброшен, то уже заболеет сам мастер. Именно по этой причине оригамисты просят хранить свой подарок, как талисман и редко дарят свои изделия незнакомцам. В то же время люди верят в успех и удачу, которые принося талисманы оригами. Поэтому часто они используются как символы. Например, всем известный значок автомобильной фирмы Митцубиши есть не что иное, как фигурка оригами. Стоит только поверить в хорошую силу фигурки, как она тут же становится чуть ли не магическим талисманом на удачу. Об этом повествует еще одна очень интересная легенда. Одна богатая девушка никак не хотела принимать ухаживания бедного юноши. А он каждый день клал на ее подоконник букет цветов. Но потом наступила зима. Живых цветов больше было не найти. Тогда он начал делать их из бумаги, вкладывая в них всю свою любовь. Обычно цветы с подоконника выбрасывала горничная, но однажды позабыла это сделать. И девушка все-таки взяла в руки прекрасный бумажный нарцисс, который источал настоящий, живой аромат. Девушка положила цветок в шкатулку и на следующий день обнаружила, что все-таки запах действительно исходит от бумажного цветка. Тогда она была растрогана, поняла насколько сильна любовь бедного юноши и приняла его ухаживания. Фигурки оригами действительно обладают особой энергией. Один парапсихолог решил замерить биоэнергетику оригами изделий. Он был поражен, когда установил, что в помещениях, где в качестве украшений используются оригами, положительная энергетика во много раз превышает энергетику в обычных комнатах. Поэтому фигурки оригами даже пытаются применять для врачевания. Виды оригами Простое оригами Существует несколько видов оригами, различных по степени сложности и технике исполнения. Я начинала с самых простых фигурок классического оригами: тюльпан, журавлик, собачка, кит и др. Поделки, выполненные в классической технике, не требуют очень много времени. Главное – четко следовать инструкции, складывая бумагу строго по схеме, такие схемы можно без труда найти в интернете. Образцы простейших фигурок Модульное оригами Освоив классическую технику, я приступила к модульному оригами. Принципиальные отличия этих техник заключаются в том, что классические фигурки плоские и складываются из одного листа бумаги, а для создания модульного оригами мне понадобилось определенное количество одинаковых бумажных деталей (модулей), которые вставляются друг в друга, превращаясь в объемную фигуру. Образцы классического модульного оригами Модульное (объемное) оригами более сложное и трудоемкое, зато в этой технике можно создавать целые бумажные скульптуры, а также различные полезные предметы, которые можно использовать в быту и преподнести в качестве подарка: коробочки, подставки для мелочей, шкатулки, вазы. Образцы модульного оригами: классического (слева) и кусудама (посередине и справа) Кусудама – разновидность модульного оригами Одной из разновидностей модульного оригами является техника кусудама – складывание из определенного количества бумажных конусовидных элементов шарообразных фигур. Многие оригамисты считают кусудаму принципиально иной техникой, поскольку для изготовления и сборки фигур чаще всего используется сшивание деталей. Освоив кусудаму, можно украсить свой дом фантастически красивыми цветочными композициями, глядя на которые трудно поверить, что они собраны из бумаги. Образцы кусудама Бумага для фигурок, или из чего делают оригами Для создания фигурок оригами существует специальная бумага, но можно использовать и любую другую, главное, чтобы она была достаточно плотной, подойдет, к примеру, офисная бумага (цветные листы для ксерокса или наборы блоков для записей). Я провела исследование «Из какой бумаги лучше всего изготавливать поделки?» и отразила это в таблице.
Вывод: Для оригами удобнее всего использовать специальные наборы цветной бумаги и офисную бумагу А4. Особенности бумажного конструирования Перед тем, как шагнуть в мир захватывающей японской фантазии, следует правильно подобрать материалы, без которых невозможно осуществление задуманного. В первую очередь это, конечно же, бумага. Для оригами подойдет практически любой ее сорт, главное только, чтобы материал не был слишком тонким, иначе о долговечности изделия придется забыть. Наилучший выбор – офисная бумага, специальные листы «ками», предназначенные непосредственно для национальной японской забавы, японская бумага уоши – мягкая на ощупь. Но и обычный набор цветных листов, и стикеры, и даже содержимое глянцевых журналов можно смело пустить в ход. Также понадобится клей. В принципе, он редко применяется в оригами, ведь суть японского искусства – это сложенная фигура, которую не составит труда вернуть в исходное состояние. Но в качестве способа повышения уровня прочности и закрепления на основе деталей малого формата, украшений, клей все же стоит иметь под рукой. Выручит в данной ситуации «карандаш» и ПВА. От канцелярского клея лучше отказаться по причине желтых пятен, оставляемых им на бумаге. Еще один очень нужный инструмент – ножницы. Хорошо, если это будет два вида помощников: маникюрные для особо ювелирной работы и большие, обязательно острые и удобные. Не следует забывать также о линейке, карандаше и различных ненужных в обиходе, но вполне уместных в рамках вашего нового занятия вещиц: бисере, пуговицах, бантиков из тонких ленточек и пр. Как только все это оказалось в моем распоряжении, я приступила к знакомству с многообразием техник и схем оригами. Отзывы разных специалистов о пользе оригами В сети Интернет я нашла отзывы специалистов-медиков, которые считают, что занятия оригами положительно влияют на наш мозг, психику, развивая оба полушария головного мозга. Говорится также о том, что у ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, что важно для выработки уверенного и правильного почерка, вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Интересным для меня показалось то, что художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Оказалось, что многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Поделки используют для оформления городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения. Таким образом, все отзывы говорят о пользе оригами. Заключение В ходе выполнения проекта я решила следующие задачи:
Таким образом, моя цель достигнута, я увидела, что занятия оригами: - полезно каждому человеку, оно развивает нас умственно и эстетически; - способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера; - - развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию; - способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности; - совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Поделки из оригами оказались замечательными подарками, сделанными своими руками, для любого человека. Для меня занятие оригами стало способом совершенствовать себя. Список используемой литературы 1. Долженко Г. И. «Первые шаги оригами» ОО Издательство «Астрель», 2011 г. 2. Проснякова Т. Н. «Модульное оригами для малышей», М., ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013 г. 3. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. – М.: Айрис-пресс, 2003. 4. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2004. 5. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007. Список использованных источников информации.
http://www.razvitierebenka.net/index/origami_dlja_detej/0-516
http://www.masterclassy.ru
https://sites.google.com/site/unyehozauski/modulnoe-origami Приложение № 1 Схема сборки модулей. 1. Сложите лист пополам. 2. Наметьте линию сгиба (согните и разогните) 3. Загните углы к центру 4. См. рис. 5. Переверните на другую сторону 6. Свободные концы загните вверх 7. См. рис. 8. Переверните на другую сторону 9. Загните уголки вниз 10. Переверните на другую сторону 11. Отогните края, разогнув уголки 12. Загните края вверх, спрятав уголки вниз 13. Сложите заготовку пополам 14. Модуль готов Приложение № 2 Способы крепления модулей между собой. Способ 1. Модули на длинных сторонах Способ 2. Модули на коротких сторонах Способ 3. Два модуля на длинных сторонах, один – на короткой стороне. Приложение № 3 Технология изготовления игрушки Технологическая карта Изготовление бумажного лебедя
|
Название работы Районная научно-практическая конференция школьников «Юные исследователи окружающей среды» |
Бековского района пензенской области исследовательская работа на... Исследовательская работа на научно-практическую конференцию «Старт в науку» на тему |
||
Программа «Английский с увлечением» возраст детей 6-9 лет (срок реализации... Программа предназначена для дошкольников и младших школьников, приступающих к изучению английского языка |
Тезисы представлены в авторской редакции Окружная студенческая научно-практическая конференция «Шаг в науку»: сборник тезисов. Советский: бу «Советский политехнический колледж»,... |
||
Научно-практическая конференция ... |
И муниципальное управление северо-кавказская академия государственной службы В апреле состоялись международная научно практическая конференция «Местное самоуправление в России и Германии: история и современность... |
||
Xi городкая научно-практическая конференция школьников Секция биология биотехнология Рост и развитие огурца при поливе отстоянной водой без применения биостимуляторов |
Iii межрегиональная научно-практическая конференция Конференция посвящена 15-летию кафедры Рекомендована к изданию на заседании научно-технического совета спбгусэ, протокол №2 от 31 октября 2011 г |
||
Научно-практическая конференция школьников в нп “Плещеево озеро” Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. Выпуск I / Эколого-просветительский Центр "Заповедники";... |
Научно-практическая конференция школьников в нп “Плещеево озеро” Заповедные территории и люди: Опыт работы со школьниками и местными жителями. Выпуск I / Эколого-просветительский Центр "Заповедники";... |
||
Межрегиональная научно практическая конференция учащихся в г. Архангельске... Л75 IХ малые Ломоносовские чтения. Межрегиональная научно-практическая конференция учащихся в г. Архангельске, 31 марта 2018 года.... |
Научно-практическая конференция «предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного... Научно-практическая конференция: «Предпринимательство в условиях инновационно-инвестиционного развития России». Том 2 Промышленность... |
||
Международная научно-практическая заочная конференция «перспективы... Международная ежегодная научно-практическая заочная конференция: «Перспективы развития информационных технологий», Вязьма: филиал... |
Образования и науки самарской области межрегиональная научно-практическая... Межрегиональная научно-практическая конференция среда образовательного учреждения как средство воспитания |
||
Международная научно-практическая конференция Международном научном периодическом издании, публикуемом по итогам научно-практической конференции |
Положение XI республиканская научно-практическая конференция учащихся... Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Глобализация реальность современного мира» |
Поиск |