ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО
Председатель экспертного совета
по дополнительному образованию
ГАОУ ВО МГПУ
____________________/ /
Протокол №_____ от _________________
|
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
ГАОУ ВО МГПУ
_________________Е.Н. Геворкян
«_____»______________2015 г.
|
Дополнительная профессиональная программа
(повышения квалификации)
«Музыка в театрализованных и эстрадно-игровых программах»
(36 ч.)
Автор курса:
В.И.Портников,
заслуженный работник культуры РФ, доцент
Москва, 2015
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа разработана в соответствии с профессиональными стандартами «Руководитель организации культуры и искусства», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
1.1. Цель реализации программы
Совершенствование профессиональных компетенций работников образовательных учреждений разного типа по проблемам организации творческой деятельности детей и молодежи, организации досуговых программ, сценарно-режиссерской деятельности в системе дополнительного образования.
Совершенствуемые компетенции
№
|
Компетенция
|
Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
Код компетенции
|
Бакалавриат
|
4 года
|
1.
|
Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.
|
ОК-6
|
2.
|
Готов использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы и т.д.) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив, патриотического воспитания.
|
ПК-2
|
3.
|
Способен к разработке сценарно-драматургических основ социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое и сценическое оборудование учреждений культуры).
|
ПК-6
|
4.
|
Способен выстроить драматургию, пространственное и музыкальное решение эстрадного номера и культурно-досугового представления.
|
СК-4
|
1.2. Планируемые результаты обучения
№
|
Знать
|
Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
Код компетенции
|
|
Бакалавриат
|
|
4 года
|
1.
|
Знать сущность и специфику технологического процесса, его структуру.
|
ПК-2
|
2.
|
Знать основы драматургии и постановки социально-культурных программ;
технические средства (световое, звуковое, кино- видео- и компьютерное оборудование) и сценическое оборудование учреждений культуры.
|
ПК-6
|
3.
|
Знать законы драматургического письма и музыкальной драматургии.
|
СК-4
|
№
|
Уметь
|
Бакалавриат
|
4 года
|
1.
|
Уметь проектировать и организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности в соответствие с культурными потребностями различных групп населения.
|
ПК-2
|
2.
|
Уметь разрабатывать сценарий и постановку социально-культурных программ с использованием технических средств.
|
ПК-6
|
3.
|
Уметь разработать сценарно-режиссерскую экспликацию культурно-досугового мероприятия.
|
СК-4
|
Планируемые результаты обучения по дополнительной профессиональной программе соответствуют выполняемым трудовым действиям:
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции, реализуемые после обучения
|
Код
|
Трудовые действия
|
3.1. Руководство деятельностью структурного подразделения организации культуры и искусства
|
Совершенствование деятельности структурного подразделения организации культуры и искусства
|
3.1.2
|
Разработка и осуществление мероприятий по внедрению современных технологий в практику деятельности подразделения
|
Принятие мер по повышению качества предоставления культурных благ
|
3.3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ
|
Организация и проведение массовых досуговых мероприятий
|
3.3.1.
|
Разработка сценариев досуговых мероприятий, в т. ч. конкурсов, олимпиад, соревнований, выставок и т. п.
|
Осуществление документационного обеспечения проведения досуговых мероприятий
|
1.3. Категория слушателей: руководители детских творческих объединений, режиссеры любительских театральных коллективов, педагоги, дополнительного образования.
1.4. Форма обучения: очно-заочная (с использованием ДОТ).
1.5. Режим занятий, срок освоения программы: 6 часов в день, 1 раз в неделю.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
№
п/п
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
В том числе:
|
Формы контроля
|
|
Лекции
|
Практич. занятия
|
1
|
Музыка как вид искусства и социальное явление
|
6
|
4
|
2
|
Доклад,
презентация
|
2
|
Музыкальные инструменты и оркестры
|
6
|
4
|
2
|
Доклад,
презентация
|
3
|
Жанры и стили современной музыки
|
6
|
4
|
2
|
Доклад,
презентация
|
4
|
Основы музыкального оформления культурно-досуговых программ
|
6
|
2
|
4
|
Презентация,практическое задание
|
5
|
Музыка в структуре концерта и праздничной программы
|
6
|
2
|
4
|
Презентация,практическое задание
|
6
|
Музыкально-компьютерное оснащение культурно-досуговых программ
|
6
|
2
|
4
|
Презентация,практическое задание
|
|
Всего
|
36
|
18
|
18
|
|
|
Итоговый контроль:
Зачет
|
|
|
|
Зачет
|
|
Итого:
|
36
|
18
|
18
|
|
2.2. Рабочая программа
№ п/п
|
Виды учебных занятий, учебных работ
|
Содержание
|
|
Тема 1.
Музыка как вид искусства и социальное явление
|
Лекция, 4 часа
|
Исторические корни музыкального творчества. Субъективное и объективное в восприятии музыки. Эмоциональный мир человека и музыка. Эстетика музыкального творчества. Основные музыкальные жанры (инструментальный, вокальный, вокально-инструментальный).
Значение музыки в жизни общества. Социальные функции музыки. Общественная роль музыки. Музыка как организующий и мобилизующий фактор в обществе. Музыка как важный канал передачи общественных идей, норм ценностей. Преемственность поколений и музыка. Музыка против наркомании. Музыка за экологию. Музыка в борьбе за мир. Музыка против апартеида, за демократию.
|
Практическое занятие, 2 часа
|
Временная природа музыки. Звуковая природа музыки. Музыкальная речь, интонации. Возраст и его влияние на музыкальные вкусы, интересы. Музыкальные интересы в зависимости от профессиональной принадлежности человека. Уровень образования и музыкальные интересы. Различия музыкальных интересов мужчин и женщин. Социальное положение и музыка. Роль в становлении и развитии наций, народностей, национальное и общечеловеческое в музыке.
|
Тема 2.
Музыкальные инструменты и оркестры
|
Лекция, 4 часа
|
Струнная смычковая группа: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Струнные инструменты: мандолина, домра, балалайка, гитара, банджо, арфа, гусли.
Деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот, группа саксофонов.
Медные духовые: труба, валторна, тромбон, туба, корнет, альт, тенор, баритон. Сурдина.
Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, ударная установка, бубен, колокола, ксилофон, маримбофон, треугольник, колокольчики.
Орган. Язычково-духовые: баян, аккордеон, гармошка.
Фортепиано, рояль, клавесин, клавикорд.
Электромузыкальные инструменты: электроорган, электропиано, клавинет, синтезатор, электрогитара, электробарабаны.
|
|
Практическое занятие, 2 часа
|
Оркестр и его виды (симфонический, народных инструментов, джазовый, эстрадный).
|
|
Тема 3.
Жанры и стили современной музыки
|
Лекция, 4 часа
|
Городской романс – предтеча популярной лирической песни.
Джаз как феномен музыки ХХ века. Истоки джазовой культуры: рабочие песни, баллады, спиричуелс. Регтайм. Блюз. Период свинга. Би-боп, кул, симфоджаз. Звезды джаза.
Элвис Пресли и рок-н-ролл. Джаз-рок. «Битлз» - основоположники современной рок-музыки.
Французская популярная музыка, шансонье. Испанская гитара и музыка Латинской Америки.
|
Практическое занятие, 2 часа
|
Ритм-энд-блюз и соул. Современная рок-музыка – стили, направления.
Мюзикл – американская форма музыкального театра. Рок-опера – современный синтезированный музыкально-театральный жанр.
|
Тема 4.
Основы музыкального оформления культурно-досуговых программ
|
Лекция, 2 часа
|
Характер выбора музыкального материала в зависимости специфики культурно-досуговой программы. Социально - психологические особенности музыкальной аудитории. Основные принципы подбора музыки для культурно-досуговых программ. Подбор музыки - творческий процесс. Соотношение драматургии сценического действия и стилистики музыкального языка. Единство и конфликт сценических и музыкальных образов. Подбор музыки в строгом подчинении сверхзадаче и сквозному действию культурно-досуговой программы.
|
Практическое занятие, 4 часа
|
Драматургические функции музыки в культурно-досуговых программах. Музыка как средство раскрытия всего идейно-художественного замысла культурно-досуговой программы. Музыка как способ развития сюжета. Музыка как главное действующее лицо в программе. Лейтмотив и его обобщающе-смысловая роль. Музыкальный образ на сцене. Трагическое и комическое в музыке и на сцене.
Музыка и ее способность раскрывать характер эпохи, национальный колорит, место и время действия. Музыка и ее изобразительные возможности на сцене. Музыка как средство формирования темпо-ритма сценического действия. Музыка как фон.
|
Тема 5.
Музыка в структуре концерта и праздничной программы
|
Лекция, 2 часа
|
Виды праздников и особенности подбора музыкального материала для каждого типа праздника: государственные праздники, профессиональные праздники, молодежные праздники, фольклорные праздники, семейно-бытовые праздники и т.п.
Музыка как средство раскрытия темы, идеи праздника в праздничной программе. Музыка как средство создания эмоциональной атмосферы праздничной программы. Музыка как средство общения в праздничной программе.
|
Практическое занятие, 4 часа
|
Концерт, как наиболее популярная форма культурно-досуговых программ. Виды концертов и принципы подбора музыкального материала.
Музыкальная драматургия концерта. Музыкальный номер - основной структурный элемент концерта. Режиссура концерта. Принципы музыкального монтажа. Профессиональные и самодеятельные коллективы и исполнители в концерте.
|
Тема 6.
Музыкально-компьютерное оснащение культурно-досуговых программ
|
Лекция, 2 часа
|
Синтезаторы, их применение в концертной и студийной деятельности. Микшер звуковой карты. Звуковые эффекты: амплитудное, частотное и тембровое вибрато; эффекты, основанные на задержке сигналов (дилэй, фэйзер и флэнжер, хорус, реверберация. Передача информации с помощью специальных портов. 16 MIDI–каналов для передачи информации. Стандарты MIDI. General MIDI. Roland GS. Yamaha XG. Принципы работы секвенсоров. Встроенные редакторы.
|
Практическое занятие, 4 часа
|
Компьютерные программы для работы со звуком и музыкой. Наиболее продвинутые редакторы: Cakewalk Sonar и Cubase Studio. Набор нот на компьютере и наиболее распространенные редакторы: Finale и Sibelius. Аудиоредакторы: Adobe Audition и Sony Sound Forge. Первичная обработка записи: нормализация, удаление пауз, поиск пиков и щелчков. Монтаж: выделение фрагмента, операции редактирования, микширование. Обработка звука: панорамирование, эквалайзер, реверберация, компрессия, динамическая обработка, звуковые эффекты. Запись аудио диска.
|
Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1.Виды аттестации и формы контроля
Вид аттестации
аттестации
|
Форма контроля
контроля
|
Виды оценочных материалов
|
|
Текущая
|
Устный опрос
|
Доклады по темам.
|
Практическая работа
|
Презентации по темам
|
Итоговая аттестация
|
Зачет
|
Задание в тестовой форме.
Тест считается выполненным, если слушатели выполнили более 60% из предложенных заданий.
|
3.2. Контрольно-измерительные материалы
№
|
Предмет оценивания
|
Формы и методы оценивания
|
Характеристика оценочных материалов
|
Показатели оценивания
|
Критерии оценивания
|
Вид атте-
ста-ции
|
1
|
ПК-2
Готов использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы и т.д.) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив, патриотического воспитания.
|
Тестовый опрос
|
Письменные ответы на вопросы теста, сформированные согласно тематике изучаемого учебного материала
|
Способность обобщения и анализа информации, полученной в ходе изучения дисциплины
|
Тест считается выполненным, если слушатели выполнили более 60% из предложенных заданий
|
Ито-говая
|
2
|
ПК-6
Способен к разработке сценарно-драма-тургических основ социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое и сценическое оборудование учреждений культуры).
|
Устный опрос
|
Устные и письменные ответы по основам постановки социально-культурных программ; степень самостоятельности при решении поставленных задач
|
Способность использовать эффективные методы и средства при разработке и постановке социально-культурных программ
|
Ответ оценивается положительно, если даны определения базовых понятий, определены основы постановочной деятельности, есть понимание назначения технических средств и оборудования
|
Про-межу-точ-ная
|
3
|
СК-4
Способен выстроить драматургию, пространственное и музыкальное решение эстрадного номера и культурно-досугового представления.
|
Практичес-кая работа
|
Разработка сценарно-режиссерской экспликации культурно-досугового мероприятия, включающую элементы музыкальных и литературных материалов
|
Способность к самостоятельной разработке музыкальной партитуры культурно-досугового мероприятия
|
Работа оценивается положительно, если обозначена специфика сценарной работы в различных жанрах зрелищных программ; методы музыкального оформления зрелищных программ.
|
Про-межу-точ-ная
|
Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы (литература)
Основная:
Богданов И.А. Драматургия эстрадного представления [Электронный ресурс]: учебник / И. А. Богданов, И. А. Виноградский. – СПб.: СПбГАТИ, 2009.
Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология : учеб. пособие для вузов культуры и искусств. Ч. 2 / А. Д. Жарков ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. –М. : МГУКИ, 2004. – 215 с. – Библиогр.: с. 212–213.
Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность:
Учебник. М.; МГУКИ, 2008. Раздел II, Глава VI.Музыкальное оформление культурно-досуговых программ.
Жигульский К. Праздник и культура. – М., 2005. - 336 с.
Зотова Л.В. Музыкальная подготовка студентов-режиссёров. М: МГУКИ, 2004.
Козюренко Ю. И. Музыкальное оформление спектакля. - М, 2006. [Электронный ресурс]:
Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 208с.
Лензон В.М. Музыкальный анализ в профессиональной подготовке
режиссёра. М, 2010.
Способин И.В. Элементарная теория музыки. – М., 2008.
Дополнительная:
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М., 2004. - 325 с.
Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2008. – 461 с.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2002. - 288 с.
Карнавалы. Праздники // Серия «Самые красивые и знаменитые» / Под ред. Т. Кашириной, Т. Евсеевой. - М., 2005. – 184 с.
Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1992. - 292 с.
Павлов М.А. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход : монография / М. А. Павлов; Федер. агентство по образованию РФ, Тамбов. гос. ун-т им.Г. Р. Державина. – Тамбов: Першин Р. В., 2006. – 146 с. : ил. –Прил.: с. 129–146. – Библиогр.: с. 114–128.
Рубб А. 30 бесед об эстрадном концерте. - М., 2004. - 222 с.
Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. Издательство: М.: РАТИ— ГИТИС, 2009 г. - 336 с.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
-оборудованные аудитории для проведения аудиторных занятий;
-мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор и пр.);
-система дистанционного обучения MOODLE;
-компьютерные презентации, учебно-методические и оценочные материалы.
4.3. Образовательные технологии, используемые в процессе реализации программы
Программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий. Для каждой темы разработаны учебно-методические и оценочные материалы, размещенные в системе дистанционного обучения ГБОУ ВО МГПУ, которые позволяют слушателям самостоятельно осваивать содержание программы. Соотношение аудиторной и самостоятельной работы определяется перед реализацией программы для каждой группы слушателей отдельно.
В процессе реализации программы используются лекции с элементами обсуждения проблем, дискуссии, практические занятия (практикумы), технологии проблемно-ориентированного и проектно-ориентированного обучения.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ ______________________________________________________
Протокол №___ от «__»________20__ г.
Руководитель ___________________________/___________/
|