Скачать 0.81 Mb.
|
Вероника Крашенинникова. Америка – Россия. Холодная война культур. М.2007. Наподобие дореволюционной России, где основными принципами провозглашались самодержавие, православие, народность, в США существует своя триада главных государственных ценностей – это либеральные ценности, религиозный протестантский мессианизм и рыночная экономика. США стоят на вере в теорию демократического мира, суть которого заключается в том, что демократии не воюют друг с другом и скорее являются союзниками. Отсюда вера в то, что демократические страны не могут не быть союзниками США. Убеждённость основной массы жителей США в том, что свобода в их понимании является единственной моделью устройства современного мира абсолютно непоколебима. Они построили своё собственное общество на принципах этой свободы, и поэтому им очень сложно поверить, что может быть что-то другое. Тем более что они смогли добиться впечатляющих успехов и у них много союзников. При этом во внешней политике США издавна идёт борьба между двумя направлениями: идеалистами и реалистами. Идеалисты подходят к союзникам США с точки зрения немедленной реализации идеалов свободы, тогда как реалисты ведут политику с точки зрения «отложенной свободы». Но оба этих подхода сходятся в том, что США по определению являются основным и главным носителем свободы в мире и, следовательно, то, что выгодно США, выгодно и идеалам свободы. В свою очередь в отношении России идеалисты и реалисты делятся также на две группы. Одни позитивно относятся к России, другие негативно. Идеалисты. Которые относятся к России позитивно, говорят о том, что Россия находится на пути к демократии и нужно ей помогать строить демократию, для чего нужно уважать её интересы. Наиболее ярко эта линия представлена таким экспертом как Стивен Коэн. В то же время идеалисты, которые критически относятся к России, полагают, что российское руководство целенаправленно ведёт дело к тому, чтобы свернуть демократию и поэтому Россия должна подвергаться ожесточённой критике. Наиболее ярко эта позиция проявляется у Майкла Макфола. Реалисты тоже делятся на две группы. Те, кто относится к России позитивно, подчёркивают, что Россия является объективно союзником США по ключевым проблемам, таким как борьба с международным терроризмом, нераспространением ядерного оружия и ряду других региональных проблем. Реалисты. Относящиеся к России негативно, полагают, что Россия должна подвергаться ожесточённой критике и политике сдерживания как противник. Позитивные реалисты – это Ариэль Коэн, Дмитрий Саймс, негативные реалисты – это Ричард Пайпс, Збигнев Бжезинский – ветераны холодной войны с СССР, считавшие его «империей зла». США – это безусловно империя. Но это империя своеобразная. Поэтому они не приемлют обвинений в империализме, точно также как не понимал обвинений в империализме и СССР. Можно сказать, что и СССР, и США – это империи «наоборот». Это так сказать позитивные империи, устремлённые в будущее. Если классические империи создавали колонии и эксплуатировали их, то СССР и США расширяют (СССР расширял) пространство своей идеологии, сами служат этой идеологии и поэтому они готовы много отдавать (СССР всегда был готов отдавать гораздо больше, чем США и нередко действовал себе в ущерб, жертвовал своими экономическими интересами). В классической империи колонии вынуждены служить интересам правящих классов метрополии. В империи «наоборот», все служат идее, поэтому метрополии часто вкладывают в развитие своих неклассических колоний больше, чем в своё собственное развитие. В советское время выигрывали бывшие отсталые окраины Российской Империи. Выиграли и те страны, которые стали частью американской империи, прежде всего страны, проигравшие Вторую мировую войну Германия и Япония. Американская империя вложила огромные деньги в Европу в рамках «плана Маршала», а теперь – в своих новых союзников в постсоциалистические страны. Внешняя политика США в огромной степени находится под влиянием религиозной доктрины. Правильно подмечено, что многие христианские политики США похожи на исламских фундаменталистов. Многим российским политикам это трудно понять, поскольку в России – вера сугубо частное дело. В США же религиозность встроена в рамки политической жизни. Хорошо известно, что в США ключевую роль на выборах играют южные консервативные штаты, которые называют библейским поясом. Ключевые проблемы в отношениях Россия – США. Первая проблема – это проблема внешнеполитического статуса России. Россия хочет вернуться в высшую лигу мировой политики после кризиса 90-х годов (времён правления Ельцина), когда она оттуда выпала. США возглавляют коалицию государств, которые хотят оставить Россию в 90-х годах (вернуть её в славные ельцинские 90-е) когда она была слаба и её интересы можно было не учитывать (вернуть ельцинское время надежд). Мнение России – она такая же суверенная страна как США и на переговорах нужно обсуждать внутренние российские проблемы не больше, чем американские. Когда Россия в сильной степени зависела от помощи США, были объективные причины обсуждать внутрироссийские проблемы. Сейчас Россия практически не нуждается в помощи США и таким образом нет смысла обсуждать эти проблемы. В свою очередь США полагают себя гарантами современного мирового порядка. Именно поэтому они постоянно твердят о том, что «суверенная демократия» - это какая-то вредная и нелепая выдумка. Когда Россия поддержала борьбу США с мировым терроризмом (которую России уже более 10 лет приходится вести в Чечне). Многие в США, из тех, кто способен относиться к России хорошо, стали говорить о том, что Россия согласна на то, чтобы быть младшим партнёром, так сказать «младшим братом» США. Им и в голову не пришло, что Россия и США могут быть равноправными партнёрами. Проблема статуса вообще является и для России, и для США ключевой. Россия, как великая страна, с независимой историей свыше 500 лет, а возможно и гораздо больше, согласна либо на равноправное партнёрство, либо на такое партнёрство, в котором Россия занимала бы доминирующее положение. У США вообще нет опыта равноправного партнёрства. Они исповедуют бизнес-подход. В бизнесе, как известно, есть либо старшие партнёры, либо младшие, а равенство партнёров считается нежелательной нестабильной ситуацией. Любую другую страну США признают либо противником и единственно равным противником они воспринимают сейчас Китай, либо партнёром. Но равных партнёров у США с их точки зрения сейчас нет. Следовательно, любой партнёр – это подчинённый партнёр. США никак не могут признать равным партнёром даже Евросоюз. Формально они готовы его признать таковым, но фактически через своих сателлитов типа Польши, Латвии, Эстонии (новой Европы) пытаются ослабить Евросоюз изнутри, пытаются максимально затруднить формирование единой оборонной политики Евросоюза, полагая, что Евросоюз должен просто следовать политике НАТО. А НАТО – это организация, где доминируют США, а их младшим стратегическим партнёром является Великобритания. Вторая проблема – энергоносители. США желали бы контролировать российскую нефть и газ, но российская элита с конца ельцинских 90-х всё отчётливее показывает, что она желает контролировать их сама. Россия стремится максимально усилить своё энергетическое могущество, а США – максимально его ослабить. Они стремятся сделать так, чтобы энергетический рынок зависел от множества стран – желательно сателлитов США. Поэтому они стремятся построить нефтепроводы в обход России и создать проблемы для России там, где её нефтепроводы и газопроводы исторически проходят по территории других стран (например, Украина). Третья проблема – влияние на постсоветское пространство. Постсоветское пространство непосредственно примыкает к границам России, на нём осталось большое число промышленных объектов, построенных за период существования СССР. На этих территориях продолжают жить миллионы русских, либо людей, говорящих по-русски. Таким образом это пространство жизненно важно для России, а США пытаются установить там открыто враждебные России режимы (например, Грузия, Украина), окружив Россию своеобразным «санитарным кордоном» из государств враждебных России и дружественных США, целиком зависящих от их поддержки и помощи. Четвёртая проблема – оружие массового поражения. Ещё в 80-е годы ХХ века была принята программа ограничения вооружений СССР и США, в которой были прописаны взаимные договорённости. Сдерживающие гонку вооружений. Но после распада СССР и ликвидации так называемого «социалистического лагеря» и Варшавского договора США практически вышли из всех договоров, уверенные, что теперь им ничто не мешает делать всё, что они хотят. История учит, что законы всегда выгодны слабым и невыгодны сильным. После исчезновения СССР и социалистического содружества США объективно заняли позицию сильного. Поэтому США по сути выступают против международного права и всё меньше считаются с решением таких международных организаций как ООН. Пятая проблема – торговля оружием. С точки зрения США нельзя продавать оружие тем странам, режимы которых представляют угрозу безопасности США (и Израиля). Поэтому России «запрещают» это делать, а со всеми демократическими режимами США торгуют сами. Российский ВПК естественно волнует вопрос: с кем же ему торговать, кому продавать производимое им оружие. В ответ на это США дают понять: а пускай ваш ВПК умрёт, ведь ВПК США может обеспечить оружием весь мир. США ставит вопрос так. Либо Россия, это враг США, каким был СССР, либо она должна быть демократической страной по американскому типу, и, в таком случае, она разумеется должна быть американским союзником. Идеальный вариант – Россия должна стать второй Польшей, только большего размера (хотя размер желательно также по возможности сократить – зачем России Сибирь и Дальний Восток). А если России не нравится американский тип демократии, значит она недостаточно демократична. (в наиболее радикальном виде, «демократическая доктрина» США сводится к трём утверждениям:
Мифы США о России и России о США. России очень трудно построить отношения с США, потому, что и у России нет опыта взаимодействия с равными партнёрами. В истории России и СССР если и были равные ей, то это были враги. Если же партнёры, то не равные. А подчинённые. Когда коммунистический Китай попытался вести себя с СССР как с равным, отношения с ним резко испортились. США тоже не могут строить политику с Россией как с равной себе страной. Поэтому властные элиты и России и США стоят перед очень серьёзным вызовом: как построить равноправные партнёрские отношения, не умея этого делать в принципе. При этом внешняя политика России и США во многом определяется мифами. Первый миф о России идёт с холодной войны (т.е. с конца 40-х годов ХХ века): Россия – враг. Этот миф очень живуч, и если в газетах пишут о том, что некая ситуация может привести к усилению российского влияния, то все однозначно понимают, что это плохо. Второй миф – о том, что Россия слабая, поэтому можно заставлять её подписывать явно невыгодные договоры (например, при Ельцине была подписана такая Энергетическая хартия), влиять на её внутренние дела (Ельцин символ – плохая, но слабая Россия, Путин символ – плохая и сильная Россия). Третий миф состоит в том, что русские какие-то особенные, не такие как все. Русские, кстати, сами всё время продвигают миф о своей особой исключительности, которую «умом не понять». Четвёртый миф: идеальные отношения России с её ближайшим окружением – это максимальное отчуждение, и поэтому культивируется мифология особенности истории этих наций как жертв колониальной политики Российской империи. Жертвами русского империализма представляются страны Прибалтики, Польша, Грузия, народы Кавказа. Россию окружают как бы кольцом неприязни и опаски: все уверены в том, что она возродится как великая держава, но очень боятся, что она возродится как великая антизападная держава (и Россия именно это стремится подтвердить). Мифы о США. В России тоже существует огромное количество мифов. Основной миф о том, что США по отношению к России проводит узко эгоистическую прагматическую политику. Но российской властной элитой почти игнорируется то, что во внешней политике Америки ценности имеют очень большое значение. Убеждение в том, что США стремятся грубо навязать России свою волю связано с тем, что Россия до сих пор сама не определилась с моделью своего экономического развития, с особенностями российского капитализма, демократии. Американская политическая культура прежде всего определяется протестантской религиозной этикой, в которой присутствует стремление к свободе, а значит к либерализму. Кроме того, американцы воспринимают конкуренцию и борьбу за свои интересы как нормальное состояние. Они торговая нация и привыкли к торговле. США ведут себя на переговорах как бизнесмены, а Россия – как любовники. Русские требуют честности, любви и взаимности. В США этого не понимают. Они хотят более чёткой и ясной формулировки российских требований. Либерально-демократическое кредо (вера) США. Согласно известному культурологу Самюэлю Хантингтону (автору известной книги «Столкновение цивилизаций») американское кредо воплощает политические принципы свободы, равенства, демократии, индивидуализма, прав человека, законности и неприкосновенности частной собственности. Первым документом. Формально провозглашающим эти ценности стала «Декларация независимости» принятая 4 июля 1776 г. (День Независимости … от Британской монархии). Основной её автор, позднее президент США (два срока с 1801 по 1809 годы) Томас Джеферсон вошёл в историю как «апостол свободы». Первая строка «Декларации независимости» гласит: «Мы считаем следующие истины самоочевидными: все люди созданы равными, что они наделены Создателем известными неотчуждаемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» (Эта формула практически заимствована у английского философа Джона Локка, только у него право не на стремление к счастью, а на собственность). Эта первая строка «Декларации независимости» с тех пор является не только юридической реальностью, высшей истиной, но и подсознательной установкой для любого гражданина США. Исполнению этого принципа, согласно Декларации, подчинены государство и власть. «С целью обеспечения этих прав, люди создают правительства, законные полномочия которых проистекают из согласия управляемых». В том случае если правительство перестаёт выполнять эти функуции должным образом, оно подлежит свержению. «Если любая форма правительства начинает действовать против этих принципов, люди имеют право изменить или свергнуть его и утвердить новое правительство». Декларация независимости институционализировала две главных особенности государственности и мировосприятия в США. Во-первых, убеждение в том, что правами, равенством и свободой людей наделил Бог (а если Бога нет, если человек в него не верит, что тогда?) Это утверждение составляет яркий контраст с традиционным российским пониманием государства и власти как инстанции, наделяющей и отбирающей у человека его права и свободу. Схема для США Бог ------ Человек (его свобода, жизнь, стремление к счастью, равные права. (Протестантизм, реформация). Схема для России Бог (Царь) ------ Государство ------ Человек (его свобода, жизнь, права, собственность). (Православие, ортодоксия, вера в православного царя, государя). Отсюда, основная функция государства (для США) состоит в том, чтобы защищать права человека, свободу и равенство, в то время как в России во все времена человек должен был служить государству (человек, это слуга государев, а государь – Хозяин земли русской). Для США права человека выше интересов государства, для России – наоборот – интересы государства выше прав человека. В 1787 г. была принята конституция США. Если «Декларация независимости» провозгласила суверенитет страны, то Конституция объявила о рождении американской нации и государственности. Американская нация определяется приверженностью политическим и гражданским принципам – в противоположность территориальным (географическим) или национальным (биологическим и культурно-историческим) определениям других наций («миф о почве и крови»). В 1782 г. французский эмигрант Жан де Кревкёр ввёл образ плавильного тигля (котла) и сформулировал, что США смоделировали «новую расу людей». Эта характеристика США является в чём-то сходной с Россией, за исключением роли территории, земли. Россия также многонациональное и многоконфессиональное государство, народы которого объединяла идея единой цивилизации «православной веры, защищённой самодержавной властью», а в советское время «коммунистической идеи, защищённой советской властью». Единство США основывалось на способности и готовности англопротестантской белой элиты отпечатать свой культурный и политический образ на иммигрантах, прибывающих в США из Старого Света. Добиться успеха в США могли только те иммигранты, которые принимали идеалы «Декларации и конституции». Тем, кто не принимал эти идеалы не было места в обществе. Политическим строем своей страны, согласно опросам, горды 85% жителей США и только 3% жителей Италии. Источники либерально-демократической веры. Либерально-демократическая вера в США сформировалась в результате сочетания нескольких факторов. 1. Англосаксонская, протестантская политическая парламентская культура, привезённая из Европы. Точнее из Англии первыми поселенцами. 2. Протестантская религия с её духом протеста, индивидуализма, избранности. з. Интеллектуальная база эпохи Просвещения, влияние идей Французской буржуазной революции. 4. Развитие США как страны, отделённой от Старого Света Атлантическим и Тихим океанами, и постоянно принимавшей всё новые волны иммигрантов, стремящихся начать новую жизнь. 5. Возникновение уникальной группы единомышленников, потомков английских аристократов. Отцов-основателей США. США явились для переселенцев своеобразным «чистым листом» на котором могло быть создано новое идеальное государство. Нетронутая. «неиспорченная» Америка (коренное население не в счёт) представляла исключительную площадку и возможность для эксперимента (как за несколько столетий до этого крестоносцы шли в святую землю с твёрдой верой, что тот, кто на своей родине «беден и горестен», там на святой земле станет «радостен и богат»). В отличие от России ХХ в. не нужно было «разрушать до основания старый мир, чтобы построить новый». Кроме того, сама идея переезда в США (за океан, за три моря) производила естественный отбор людей: искателей свободы, готовых прилагать для её получения и поддержания, наделённых предприимчивым, упорным, деятельным характером, твёрдо верящих в свои идеалы.
Первые поселенцы из Старого Света привезли с собой на территорию первых Североамериканских штатов специфическую англопротестантскую культуру. Сложившуюся в Великобритании. Ключевые элементы этой культуры: - английский язык - убеждённое христианство (не католическое и тем более не православное, а протестантское, англиканское) - английская концепция законности (прецедентное право) - английская концепция власти, берущая начало с Великой Хартии вольностей 1225 г. - протестантские ценности индивидуализма, трудовой этики, вера в то, что люди могут и должны стремиться создать |
Curriculum vitae Получила диплом с отличием: специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «лингвист,... |
Ю. И. Мухин лунная афера США Ссср раздувают этот американский недостаток, заставляя говорить о нем если не весь мир, то, по крайней мере, весь Варшавский блок.... |
||
Фишер Екатерина Сергеевна холодная война методические рекомендации... История холодной войны по-прежнему остается предметом пристального изучения, хотя и утратила свою политическую актуальность в связи... |
Реферат Тема: Проблемы ядерной безопасности современного мира За 100 с лишним лет человек наделал столько ошибок, сколько не делал за все свое существование. Давно уже прошла Холодная война,... |
||
Тарле Евгений Викторович Северная война и шведское нашествие на Россию. Содержание От Северная война до вторжения шведской армии в пределы России. 1700–1708 гг |
Меерович М. Г. Альберт кан и эрнст май: америка и германия в борьбе... Альберт кан и эрнст май: америка и германия в борьбе за советскую индустриализацию1 |
||
Александр Навара Злая война S. T. A. L. K. E. R. 80 Там, где интересы сильных мира сего — запутанный клубок противоречий, где самый длинный путь к цели — прямая, где подчас единственное... |
Оружие самообороны Против россии, против Православной Церкви, против Русского народа ведётся подлая, грязная Необъявленная война, хорошо оплачиваемая,... |
||
Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию Афганская война... Афганская война началась для СССР не в 1979 году, когда советские войска вошли в Афганистан, а на 60 лет раньше. Еще Ленин называл... |
Памятка для агрономов по инкрустации семян Возрастают потери урожая сельскохозяйственных культур от фитопатогенных инфекций. Наиболее важное значение в последние годы в республике... |
||
Аптон Э. Советско-финская «Зимняя война» // От Мюнхена до Токийского залива. Сборник. М. 1992 Марта 1940 года и известная на Западе как «Зимняя война», была прямым следствием советско-германского пакта о ненападении, заключенного... |
Инструкция по апробации семеноводческих посевов овощных, бахчевых... Ассоциация по семеноводству овощных культур "Сортсемовощ"), А. Д. Шепетнова (Россортсемовощ), В. П. Раенко (Укрсортсемовощ), к с-х... |
||
Государственная Дума РФ мониторинг сми 28-30 Твц, деловая москва, 27. 06. 2008, Бутлицкий Григорий и Яковлева Вероника, 17: 55 10 |
Огненная Библия о Йеллоустонии новом Имени Америки. Смотри без истерики на свою Смерть Америка! |
||
Авиационные события с самолетами 1-3 класса в 2012 году Эксплуатант: ОАО "Авиакомпания "Россия" /до 11-02-2011-"гтк "Россия"/ (Россия, Северо-Западное мту вт фавт) |
Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Предназначен для прямого комбайнирования и раздельной уборки зерновых колосовых и крупяных культур, семенников трав, а с применением... |
Поиск |