Данный текст является переводом расшифрованной аудиозаписи конференции, в связи с чем возможны неточности перевода и использования лексики.
Расшифровка аудиозаписи конференции, день № 1
Доброе утро, суперзвезды, товарищи. Я очень рад оказаться здесь, в России, вместе с вами. Меня зовут Фрэнк Дик. Вам не обязательно было знать меня раньше, но через 5 дней вы будете точно знать, кто я, потому что я буду вести всю программу. Мне выпала честь пригласить для вас 10 лучших лекторов, которые расскажут о тренерской работе и высоких результатах. Я уверен, что вас ждут фантастические 5 дней.
Прежде чем мы пойдем дальше, я с удовольствием приглашаю на эту сцену Анну Лещикову, исполнительного директора Всероссийской ассоциации летних олимпийских видов спорта. Мы здесь благодаря этой организации.
Доброе утро. Я не хочу занимать ваше время бюрократическими словами. Наша ассоциация взяла на себя инициативу организовать это мероприятие. У нас с вами два года до Рио. Мы долго обсуждали, как организовать, как собрать разные федерации. Потому что все вы разные, и виды спорта разные. Но мы думаем, нам будет полезно поработать эти 5 дней и послушать замечательных лекторов, которых мы пригласили для вас. Здесь можно будет обменяться мнениями, о чем-то поспорить, с чем-то согласиться или не согласиться. Мы сможем прийти к результату, который поможет нам в дальнейшей работе, особенно в напряженный период подготовки к Олимпийским играм. Поскольку практическая цель этой конференции — достичь понимания. Я надеюсь, у вас не будет проблем с размещением и обустройством. Я желаю вам положительных эмоций, знаний, новых знакомств и самое главное — результатов. Большое спасибо. Давайте начинать работать.
Что касается организационных вопросов, просто для порядка: пока мы здесь, пожарных тревог у нас не планируется. Так что если она все-таки включится, значит, что-то не так, и вам надо покинуть помещение либо через этот выход, либо через тот. Так что я надеюсь, тут у нас все в порядке.
Опять-таки, оргмомент: я расскажу, как мы проведем эти пять дней. Представим их в виде десяти отдельных блоков: по одному утром и после обеда каждый день. В рамках каждого блока мы будем представлять вам одного из моих звездных друзей, которые проведут для вас презентацию. Я надеюсь, вы почерпнете у них кое-что, а затем мы рассмотрим ключевые уроки, которые вытекают из презентаций, и мы их обсудим. Со своей стороны я тоже буду предлагать некие мысли. А вы, я надеюсь, будете что-то предлагать со своей. И все это будет записываться. Затем будет перерыв. В другом зале нас ждет прекрасно организованный кофе-брейк. По его окончании мы разойдемся по группам. Две группы останутся здесь, две поднимутся на второй этаж. На дверях есть указатели, кому куда идти, так что все будет понятно. В группах вас будет ждать модератор, который представит программу, а также человек, который будет записывать основные выводы. Потом, когда это закончится, мы вернемся сюда и поговорим о практических мерах. Иначе какой смысл было здесь собираться? Здесь собраны лучшие умы и приедут лучшие умы. Мы учимся вместе. Но какой смысл учиться, если потом ничего не предпринимать? Все это делается ради дороги в Рио. Как сделать ее успешной? Как сделать так, чтобы не только попасть в Рио, но и на Олимпийские игры 2020? Мы думаем не только о Рио, но и о том, что будет после. В конечном счете, в нашем спортивном мире можно сказать, что главное — не победа, а участие. Но мы же тренеры. Это не наша цель. Наша цель — поехать и победить.
И если мы не сможем победить, то хотя бы должны быть уверены, что наши спортсмены выступили лучше, чем когда-либо, неважно, в командных или индивидуальных дисциплинах. Здесь мы закладываем основу и делаем огромный шаг на пути к Рио. Я надеюсь, вы что-то почерпнете из интересных выступлений. Потом вы обсудите услышанное. Но затем я хочу, чтобы мы применили эти уроки, каждый в отдельности и все вместе, ко всем видам спорта. Только так мы дождемся великих минут, когда в Рио поднимется российский флаг, и мы услышим гимн Российской Федерации. Итак, я представляю вам вводную презентацию, которая будет сопровождаться слайдами.
Я считаю, что в мире существуют всего два типа людей: жители долин и жители гор. Жителей долин можно встретить на вечеринках, и они всегда начинают фразы одинаково: «Я бы хотел», «мне следовало бы» или «я мог бы», а затем без конца оправдываются и объясняют, почему они не могут контролировать свою жизнь. Жители долин думают, что перемены не для них, они думают, что победить — это то же самое, что не проиграть, и ничья для них — это фантастический результат. Они очень гордятся своей футболкой с надписью «Я прорвусь». Трагедия таких людей в том, что они — неудачники, но они не знают об этом.
С другой стороны, существуют жители гор, которые готовы взять на себя риск победы. Кому-то это выражение покажется странным, но я считаю странным другое — риск поражения, потому что в чем же тут риск? Для этого не нужно тренироваться, тут вполне достаточно таланта. Поэтому не существует риска проиграть. Риск — это когда вы решаете подняться выше, чем когда-либо раньше в своей жизни, или когда вы смотрите на горизонт и говорите себе, что это предел для вашего зрения, но начало вашей мечты. Жители гор считают перемены новыми возможностями, и в спортивном мире я всегда рассматриваю мяч и игру как новую возможность. Вы должны знать свою цель, вы стремитесь к ней, вы боретесь за то, чтобы она была у вашей команды. Если она у вас есть, вы ее используете, если она есть у коллеги, вы ее поддерживаете, и если соперник в этот раз выигрывает, вы учитесь на его опыте, чтобы в следующий раз победить. Так вы используете ее еще более эффективно.
Жители гор считают, что победа это то, что другие назовут в лучшем случае — управиться. И на их футболках написано: «Если ты не живешь на грани, то занимаешь слишком много места». Итак, о жителях гор можно сказать, что они — победители, и они это знают. Я считаю огромной честью для себя и своих коллег выступать перед жителями гор, представляющими летние олимпийские виды спорта в России. Здесь представлены двадцать пять дисциплин. Но вы думаете: какая связь между горами, долинами и целями, и какое все это имеет отношение к нам, Фрэнк? Дело в том, что вы не рождались жителями гор или долин, вы сами решили, кем быть. Не всегда у вас есть выбор, и не всегда можно изменить обстоятельства и условия жизни, но всегда можно сформировать или изменить свое отношение к ним. Когда вы поймете, что полностью контролируете свое отношение к жизни, то увидите, что полностью контролируете и саму жизнь, и сможете повлиять на большую цель, к которой стремитесь, — путь в Рио.
Но кто-то может сказать: если мы все это сделаем, Фрэнк, то точно получим медали в Рио. Нет, никто этого не говорит, никто и не может такое сказать. Истина в том, что во всех сферах жизни есть некая неопределенность, и чем бы вы ни занимались, в вашей сфере тоже она присутствует. Мы так тщательно планируем и исправляем для того, чтобы повернуть эту неопределенность в свою пользу и, следовательно, в пользу своей команды. О чем там говорить, я это понял, когда смотрел зимнюю олимпиаду двенадцать лет назад. Я обратил внимание на австралийца по имени Стивен Брэдбери. Он вообще счастливчик. За несколько лет до того он поломал ногу в автомобильной аварии. Хорошо, что остался жив. В другой раз кто-то коньком порезал его левую бедренную артерию. Чтобы сохранить ему жизнь, пришлось влить в него четырнадцать единиц крови и сшивать по кусочкам. Этому парню удалось попасть на соревнования. Давайте посмотрим на Стивена Брэдбери, потому что это касается вас, меня и нашей сферы неопределенности.
Он ближе всего к камере. Пистолет выстрелил, и сразу же наш герой устремляется к финишной прямой. Он не отрывает глаз от цели. Этому юноше в желто-голубой форме только-только исполнилось шестнадцать, а он уже в финале олимпийского забега. Этот парень считается фаворитом, его зовут Аполло Оно. Почему он набирает темп в самом начале гонки? В любом соревновании следует с самого начала взять выигрышный темп, следует знать, в чем ваши сильные стороны, и, конечно, следить за соперниками и отмечать их сильные стороны. При этом вы помните, что соперники следят за вами и за вашими действиями. Он вырвался вперед один раз, зачем он сделал это снова? Потому что он знает, что соперники наблюдают за ним. Они думают, что вычислили его манеру, они думают, что он хочет пойти по внутреннему кругу. И что они делают? Они закрывают внутренний круг. Но именно этого он и желал, и теперь, как ракета, летит по внешнему кругу. И он уходит от них. Подождите, а вот и наш герой на заднем плане — возвращайся на трек, потому что у тебя сейчас будут большие неприятности. Осталось бежать один круг. Аполло Оно уже представляет себя с медалью на шее, но на него падает китайский спортсмен, потом корейский, канадец тоже валится на него, и привет! А Стивен думает, что наконец и на его улице праздник.
Ему повезло, а кому-то нет. Кто-нибудь заметил, как финишировал Аполло Оно? Фаворит занял второе место. У него, должно быть, были очень острые ногти, потому что он буквально процарапал лед, пересекая финишную черту, но пришел вторым. В день, когда весь мир вокруг него рухнул, он был всего в шаге от совершенства. В нашей сфере существует неопределенность, и мы должны готовить к этому спортсменов. На более широком уровне: что мы делаем здесь, в России? У нас есть представление о необходимости достигать устойчивых и прекрасных результатов в том, что и как мы делаем, лично и сообща. Устойчивые и наилучшие результаты должны существовать не только сегодня и завтра, но мы должны создать культуру достижений, которая останется и после нас. Может быть, именно это имел в виду Алекс Фергюсон, когда корреспондент «Harvard Business Review» в октябре 2013 года задал ему вопрос: как ему удается постоянно добиваться успеха? И первое, что он ответил: все это благодаря нашему клубу, мы носим его фирменный знак. Что он имеет в виду? Мы всего несколько мгновений носим российскую футболку, российскую майку. Мы здесь совсем недолго, но при этом мы принадлежим к целому историческому отрезку. Наша задача, с одной стороны, создать совершенство сейчас, чтобы его достигла наша команда, но если при этом мы не будем думать о будущем, думать масштабно, то мы останемся никем и никуда не придем.
Мы стремимся к совершенству, но совершенство — это стремление, это всего лишь надежда. Вы никогда не прикоснетесь к совершенству. Если мы целенаправленно пересмотрим понятие совершенства в своем мире, то это станет первой ступенькой к нему. Это наша задача. То, что помогло нам победить в Лондоне — это уже история и не имеет значения. Теперь единственное, что важно — что нужно сделать для Рио, в ближайшие четыре года и четыре года после этого? Нужно всегда по-новому измерять совершенство. Совершенство — это замечательное понятие, потому что никто не может дать ему определение. Ни один институт и ни один научный центр не изучает совершенство и его значение. Я хотел бы сам создать такой институт, но кто же сможет дать определение совершенства? Это задача для нас, тренеров. Можем ли мы это сделать? Да, и я приведу слова Ари де Гиуса, лучшего консультанта в нефтехимической отрасли. Это моя любимая цитата, и если вы забудете все, что услышали на этой неделе, пожалуйста, никогда не забывайте эти слова: «Способность учиться быстрее своих конкурентов является вашим единственным устойчивым преимуществом». Я не верю, что в этом зале есть хоть один человек, кто бы с этим не согласился. И знаете, почему? Потому что вы очень умные люди.
Простой вопрос: как по-вашему, вы способны учиться быстрее, соглашаясь с тем, что это ваше преимущество? Как вы думаете, в каком случае вы будете быстрее: располагая только собственным опытом или опытом всех сидящих в зале? Вы являетесь двигателем всего процесса. Когда мы говорим об этом преимуществе, то не должны забывать, что мы не учимся независимо друг от друга, мы взаимозависимы. Взбираясь на вершину горы, бывает, что вы доверяете коллеге дуть в свои паруса, а в другой раз понимаете, что нужно помочь коллеге на пути к его цели. Мы учимся быстро, и если сейчас вы чему-то научились, то в другой раз поделитесь этими знаниями. Так мы и растем. Это единственный способ развиваться. И если мы искренне желаем добиться устойчивых побед России на международной арене, то мы все должны поверить в себя, поверить в это. Мы все вместе должны учиться быстрее, потому что никто другой не прибежит помогать нам в этом.
Так что же тренеры, в чем их задача? Они помогают дать новое определение совершенству. Именно этим мы сейчас и занимается. Как это происходит? Мы можем сделать небольшую паузу, прежде чем я продолжу? Спасибо. Итак, давайте подумаем, что значит быть взаимозависимыми. Давайте представим, что... давайте вернемся на несколько лет назад, в 1994 год, на Чемпионат Европы в Хельсинки. Я наблюдал за двумя участниками, оба они итальянцы. Первый — юноша по имени Ламбрускини. Это его первый серьезный чемпионат, он — фаворит и претендует на золотую медаль. Другого спортсмена зовут Панетта. Панетта уже завоевывал медали в беге на 3000 метров с препятствиями, но его лучшие дни позади. Сейчас у него немного шансов подняться выше четвертого места, поэтому они друг друга недолюбливают.
Но вы думаете про себя: ну конечно, Фрэнк, они должны действовать сообща, как команда, ведь они оба итальянцы. Да, но на соревнованиях вы соперники, как и в любых крупных состязаниях: Олимпийских играх, чемпионатах Европы и так далее. А теперь представьте ситуацию: есть Ламбрускини, претендент на золотую медаль, и есть Панетта — претендент на четвертое место в лучшем случае. Я бы хотел, чтобы вы представили... Джоэл, рад тебя видеть. Давайте представим, что Джоэл — единственный в нашей команде претендент на золотую медаль, единственный человек. Все остальные, как Панетта, претендуют на четвертое место. Но вдруг кому-то из них приходит в голову, что если что-то случится с Джоэлом, один из них может получить бронзовую медаль. Вы понимаете, о чем я говорю. Ваши личные несчастья могут для кого-то обернуться удачей, но катастрофой для сборной России, катастрофой, потому что мы знаем, кому должна достаться золотая медаль.
Именно такая ситуация и сложилась. Я расскажу вам, что произошло: у молодого Джоэла Ламбрускини что-то пошло не так. Что же сделал Панетта? Я постараюсь сейчас быстро показать вам героев: вот здесь вы — тогда у вас было больше волос, здесь Ламбрускини, вот Панетта, а тут еще один итальянец без шансов на успех. О боже, вы упали, что же дальше? Панетта помог ему встать. Я думал, что он использует эту ситуацию в свою пользу, но он повернулся и сказал: «Давай, сынок, я верну тебя в игру» — по-итальянски, конечно. На общем плане видно, что произошло. Вот итальянец, статистически не имеющий никаких шансов, вот Панетта, заботливо возвращающий юношу на дорожку. Вы уже прошли две трети гонки и стали лидером благодаря хитрецу, которого зовут Баумайстер. У него быстрый, очень быстрый финиш, поэтому что он сделал? Он замедлил всю гонку. Он думает: если я смогу продержать их еще один круг, то сделаю их на последнем круге. Панетта передумал, он берет лидерство на себя; вот Ламбрускини, вот итальянец без шансов, почему он это сделал? Он буквально выбросил свой шанс в мусорное ведро, почему? Чтобы создать возможность для получения золотой медали. А вот и мальчик, вот мальчик, который лежит на земле в двух дорожках от тебя. Золото уходит от него. Этот второй итальянец настолько проникся идеей взаимовыручки, что помчался, как угорелый, и итальянцы получили золото и серебро.
Мы и в жизни можем думать и вести себя так же, можем изменить свое отношение к коллективной работе, чтобы совместно учиться быстрее. Сложно представить, что мы все живем в одном мире здесь, в России, и у нас нет соперников. Но если у кого-то в нашей команде или даже в другом виде спорта возникает проблема, и вы знаете, как ее решить, но ничем не помогаете, то какая же вы команда? Мы либо вместе, либо мы не команда вовсе. Как все это работает? Мы должны достичь высочайшего уровня в так называемых трех О, где О — это ответственность. Во-первых, вы ответственны за качество своей работы, вы должны стать лучшим в своем деле — подготовке спортсменов. Во-вторых, вы ответственны за собственное развитие. Правда, вы можете сказать: «Нет, нет, это не моя ответственность». Если вы тренер, это ваша ответственность. Я не могу мечтать за вас и я не могу воплотить эти мечты в жизнь за вас, это можете сделать только вы. Только вы знаете, когда сходите с дистанции, фаворит вы или отстающий — только вы это знаете. Так что ваше развитие — это ваша ответственность. И в-третьих, вы ответственны за подготовку следующего поколения тренеров. Они должны быть еще лучше нас и дать лучшее толкование совершенству.
Если личное развитие направлено на то, чтобы стать лучшим тренером для других тренеров и одновременно быть лучшим тренером для своих игроков и спортсменов, то мы станем игроками и тренерами мирового уровня, людьми, которые учатся, и людьми, которые передают эти знания. Я считаю, что мы, как тренеры, должны иметь двойное видение. У нас в голове много целей. А как насчет сегодня? Что сегодня происходит в нашей сфере в плане подготовки, отношения друг к другу, конкуренции? И как же нам подготовиться к долгосрочной стратегии в будущем? Как сказал Джон Кеннеди, бывший президент США:
|