“Талант – как эрекция: скрыть трудно, симулировать невозможно” (Сергей Довлатов)
ФЕСТИВАЛЬ СЕРГЕЯ ДОВЛАТОВА
«ЗАПОВЕДНИК»
пройдет в Пскове и Пушкинских Горах с 17 по 19 сентября 2015 года
Псковская область – одна из самых культурно значимых областей России. На ее территории расположено множество памятников культурного наследия – более 20 усадеб, 5 археологических памятников, 5 крепостей, более 10 музеев и др. 4 июля 2014 года в Псковской области, в деревне Березино, открылся первый в России дом-музей Сергея Довлатова. В этом доме писатель жил летом 1977 года и водил экскурсии по Пушкинскому заповеднику «Михайловское».
«ЗАПОВЕДНИК» – это фестиваль живой культуры. Перекресток музыкального и драматического театров, поэзии и литературы, современного искусства и авторского кино. Соединение классических форм и современного подхода. Сохранение истории и культуры страны.
ЕЛЕНА И КАТЕРИНА ДОВЛАТОВЫ:
"Мы хотим сказать спасибо организаторам и участникам сегодняшнего фестиваля за работу, которую они проделали. И хотим пожелать, чтобы это начинание имело продолжение. Пусть Фестиваль Сергея Довлатова «Заповедник» станет еще одной возможностью талантливым людям не только проявлять свои творческие способности, но и возможность быть оцененными".
АНДРЕЙ ТУРЧАК, губернатор Псковской области:
«Столицы для провинциальных регионов всегда были источником моды, культурных тенденций, новых культурных и образовательных стандартов. Это нормально и естественно с точки зрения «столичных функций». При этом не надо забывать, что и сама столица наполняется провинцией, прежде всего, людьми. Чехов из Таганрога, Гоголь и Булгаков из имперской Малороссии, Бунин родился в Воронеже, Тургенев из Орла, сам Довлатов родился в Уфе в эвакуации, а его отец родом из Крыма. С точки зрения генерирования каких-то новых культурных явлений – это действительно – Москва и Петербург, провинция всегда более консервативна. Но далеко не всегда это новое, сформулированное столичной богемой, приемлемо и комплиментарно провинциальному сообществу. Иногда бывают такие периоды непонимания, разобщения взглядов «столичных прогрессоров» и провинциалов. Вспомните, например, культурные эксперименты в Пермском крае, или скандальную постановку продвинутого московского режиссера у нас в Псковском театре. Можно приводить в пример фильмы, которые не идут в провинции только потому, что люди, их создающие, сами не знают и не чувствуют жизнь в регионах, руководствуются или лубочными или черными стереотипами о жизни «за МКАДом». Вот именно в такие периоды, регионам очень важно не замыкаться, а формулировать собственное предложение, собственное видение форм и ценностей культурного пространства и в этих точках соединять столицы и провинцию, создавать повод для диалога и рождения нового. Собственно, на мой взгляд, Довлатов Фест как раз такая, диалоговая, объединяющая площадка для современной культуры”.
КУРАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ в 2015 году станут:
Виктор Ерофеев – литературная программа
«Ход шахматным конем, по Набокову – символ прогресса в литературе. Довлатов оседлал своего литературного коня. Я бы хотел, чтобы наш фестиваль, в частности, моя литературная программа стали бы продолжением этой конной прогулки”.
Андрей Плахов – кинопрограмма
«Творчество Довлатова не породило большой фильмографии, но его связи с кинематографом несомненны. Мы решили пойти по нестандартному пути и обнаружить те пересечения, о которых не подозревают сами те, кто их породил. Героем нынешнего фестиваля мы выбрали Фридрика Тора Фридрикссона. Этот режиссер разморозил представление о холодном нраве своих соотечественников. В фильме "Дети природы" (номинация на "Оскар") он показал нечеловеческую красоту исландских пейзажей и исландских сердец. В мультикультурной комедии "Холодная лихорадка" затащил в Исландию молодого японца, и тот нашел там немало родственного. В "Острове дьявола" и "Ангелах Вселенной" рассказал о своей родине как стране сумасшедшего абсурда, роковых страстей и меланхоличного юмора. В "Маме Гого" он просто рассказал о своей матери и ее схватке с Альцгеймером. Нам кажется -- имей Довлатов шансы увидеть фильмы Фридрикссона, он нашел бы в них много родственного. И просто полюбил бы их”.
Павел Каплевич – театральная программа
"Для меня Довлатов – "скрепы". Он продолжает линию обороны русской литературы – это раз, и линию русского чудо-богатыря – от Петра Первого, Ломоносова, Пушкина, Дягилева, Шаляпина…»
Вера Полозкова – поэтическая программа
«Те, кто читал собрание сочинений Довлатова, помнят, как филолог Андрей Арьев рассуждает про «память о стихотворном ритме, лирическом гуле» в текстах писателя. Арьев приводит множественные примеры. Удаляет окончание цитаты из «Филиала» — и: «Я спешу. Солдатский завтрак: чашка кофе. „Голуаз"…» Делит на строки ранний рассказ Довлатова:
Когда-то мы жили в горах.
Эти горы косматыми псами
лежали у ног. Эти горы
давно уже стали ручными...
Сергей Вольф вспоминает, что обязан Сергею Довлатову своим переходом от шуточных упражнений в духе «Моя жена печет блины/ Различной формы и длины» и рифмованных рецептов к серьезной, трудной поэзии. Довлатов и сам писал стихи. А выбрал прозу.
Почему бы тогда не прозвучать стихотворениям на фестивале имени Довлатова.
Поэзии здесь самое место».
Айдан Салахова – программа Artполе
“Когда я впервые вступила на это поле в Михайловском, увидела эту красоту, прошлась по свежей траве, моей первой мыслью была: «Я живу! Я вижу!» В Москве в сумасшедшем ритме жизни приходится вырывать минуты, чтобы остановиться, чтобы созерцать. Выключить себя из быстро мчащегося мира, чтобы не потерять себя. Создавать оазисы разных размеров”.
ПРОГРАММА ФЕCТИВАЛЯ
17/09
14.00. В БКЗ филармонии состоится показ фильма исландского режиссера Фридрика Тора Фридрикссона — «Ангелы Вселенной» (2000). Фильм будет представлен режиссером картины и куратором кинопрограммы фестиваля Андреем Плаховым.
14.00. В Медиахолле Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина известный литературовед и друг Довлатова Андрей Арьев прочтет лекцию на тему «Сергей Довлатов: из века в век».
15.00. Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский прочтет лекцию «Автографы Довлатова в частных собраниях» (Медиахолл Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина).
16.00. На Малой сцене Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина пройдет public talk с Фридриком Тором Фридрикссоном. Модератор – Софико Шеварднадзе.
16.30. В Медиахолле Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина куратор кинопрограммы Андрей Плахов выступит модератором панельной дискуссии «Довлатов и кино. Притяжение и отталкивание». Участники: режиссер Алексей Герман-младший, писатель Виктор Ерофеев, продюсер Игорь Мишин, журналист Анна Наринская и др.
18.00. В БКЗ филармонии пройдет показ фильма Фридрика Тора Фридрикссона «Мама Гого» (2010). Фильм будет представлен режиссером картины и куратором кинопрограммы фестиваля Андреем Плаховым.
20.00. В БКЗ филармонии — моноспектакль народного артиста России Александра Филиппенко «Демарш энтузиастов». В спектакле прозвучат отрывки из произведений Довлатова, Аксенова, Высоцкого, Жванецкого и других.
18/09
В 9.00 гости фестиваля отправятся в Пушкинские Горы. В этот день запланировано посещение могилы А.С. Пушкина и Мемориального музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Гостей фестиваля ждет экскурсия по музею-заповеднику, а также открытие аллеи экскурсоводов и символическая посадка дерева в честь Сергея Довлатова.
В 13.00 в Михайловском пройдет поэтическая программа фестиваля, которую курирует Вера Полозкова. В программе Алексей Цветков (США), Полина Барскова, Михаил Чевега и Сергей Гандлевский (Россия).
Вручение призов победителям литературного конкурса. Авторы прислали на конкурс более ста работ, из которых были выбраны три лучшие. Возглавляет жюри литературного конкурса писатель Виктор Ерофеев. Он же курирует литературную программу фестиваля.
Посещение дома-музея Сергея Довлатова и объявление победителей конкурса Академии журналистики ИД «Коммерсантъ».
В 20.00 в БКЗ филармонии состоится предпремьерный показ фильма Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» (2015). Картина снята по мотивам произведения С. Довлатова «Компромисс».
19/09
10.00. Посещение Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, осмотр фресок XII века.
14.00. «Пионерские чтения» журнала «Русский пионер» в Псковском кремле. Сентябрьский номер полностью посвящен Сергею Довлатову. Свои авторские колонки прочтут Андрей Турчак, Виктор Ерофеев, Алексей Герман-младший, Михаил Сеславинский, Павел Каплевич, Валерий Печейкин.
18.00. В Псковском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина состоится театральная постановка «Горье». Пьеса специально создана для фестиваля режиссером Юрием Квятковским, драматургом Валерием Печейкиным и художниками Алексеем и Марией Трегубовыми. Спектакль будет проходить в сопровождении духового оркестра и джаз-бэнда, которые исполнят произведения из репертуара Анны Герман, Майи Кристалинской, Леонида Утесова, а также отрывки из опер П. И. Чайковского. Театральную часть программы курирует театральный художник и режиссер Павел Каплевич.
20.00. Официальный партнер фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник» Интеллектуальный клуб «418» представит программу интеллектуальной музыки: концерт Леонида Федорова, Владимира Мартынова и Татьяны Гринденко в сопровождении оркестра OPUS POSTH.
ЛЕКЦИЯ АНДРЕЯ АРЬЕВА
C лекцией «Сергей Довлатов: из века в век» на фестивале выступит Андрей Арьев – историк литературы, писатель, автор книг «Царская ветка», «Жизнь Георгия Иванова», вместе с Яковом Гординым – соредактор толстого литературного журнала “Звезда”, в котором печатались Ахматова, Зощенко, Мандельштам, Пастернак, Солженицын, Бродский, Довлатов… В “Звезде” Арьев прошел путь от консультанта отдела прозы до соредактора. Арьев – давний друг Довлатова, писал предисловия и послесловия к его книгам, составитель собрания его сочинений, издавал его произведения прижизненно и посмертно, публиковал, с согласия семьи Сергея Довлатова, его письма, которые тот, по собственному признанию, любил писать даже больше рассказов. В качестве литературоведа и литературного критика публиковался в изданиях “Вопросы литературы”, “Звезда”, “Новый мир”, “Знамя” и др. В 2014 году был председателем жюри литературной премии “Русский букер”. Научные интересы – русская культура XIX-XX в.
Первая часть лекции расскажет об общей характеристике существования Довлатова в определенной литературной среде – советской и американской. Вторая – о посмертном его бытие в литературе.
Фридрик Тор Фридрикссон
«Ангелы Вселенной» (2000); «Мама Гого» (2010).
Режиссер, продюсер и сценарист Фридрик Тор Фридрикссон — один из главных культурных героев Исландии. Фридрикссон придумал Рейкьявикский международный кинофестиваль, создал первый в Исландии киножурнал, основал важную исландскую компанию по производству фильмов Icelandic Film Corporation. Его работы известны широко за пределами страны. Фильм «Дети природы» был номинирован на «Оскар» как лучший иноязычный фильм.
Главные герои фильмов Фридрикссона нередко аутсайдеры, «лишние люди» — что роднит их с русской литературной традицией и, вероятно, с героями Сергея Довлатова. Герои могут появляться в мире Фридрикссона из реальной жизни — но в художественном мире вести себя не так, как свои далекие прототипы.
В рамках кинопрограммы фестиваля Сергея Довлатова состоятся показы фильмов Фридрикссона «Ангелы Вселенной» (2000) и «Мама Гого» (2010).
«Ангелы Вселенной» — история о столкновении судьбы талантливого исландца и девушки из очень обеспеченной семьи — и о его последствиях. О столкновении, которое становится точкой отсчета для постепенного нисхождения главного героя в безумие, для разрушения его личности. А может, как раз он здесь нормальный? За основу сценария взята история реального человека.
«Мама Гого» — фильм о постепенном увядании пожилой матери, страдающей от болезни Альцгеймера. Как это часто бывает у Фридрикссона, в фильме сочетаются юмор и сострадание (хотя, казалось бы, откуда здесь быть юмору — но это жизнь. Или нет, это Фридрикссон).
«ДЕМАРШ ЭНТУАЗИАСТОВ» – моноспектакль Александра Филиппенко
Спектакль «Демарш энтузиастов» – соединение прозаических и поэтических произведений. «Ожог» Аксенова, «Заповедник», «Зона», «Чемодан» и «Записные книжки» Довлатова, ранние произведения Жванецкого, стихи Высоцкого и Левитанского.
Трудно определить, где в спектакле «кончается» один автор и начинается другой. Александр Филиппенко объединяет все произведения общей темой и общей интонацией. Эпиграфом к спектаклю могли бы послужить слова Жванецкого: «Мы все из далеких 60-х. Если говорить честно, тогда мы жили лучше, хотя сама жизнь лучше сейчас».
Фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» (2015)
Картина Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» (2015) снята по мотивам произведения Сергея Довлатова «Компромисс». Действие этого художественного полнометражного фильма разворачивается в период «оттепели». В центре фильма – журналист, отправившийся из Ленинграда в Таллин. За каждой лакированной историей из газеты стоит нечто большее в жизни и процесс превращения жизни в газетную заметку — компромисс.
В ролях: Иван Колесников, Светлана Ходченкова, Федор Добронравов, Сергей Гармаш, Дмитрий Астрахан, Тыну Карк, Борис Каморзин и др.
СПЕКТАКЛЬ «ГОРЬЕ»
Специально для фестиваля драматург Валерий Печейкин написал, режиссер Юрий Квятковский поставил, а художник Алексей Трегубов оформил пьесу, в центре которой история человека, которого легко можно было бы встретить на страницах произведений Довлатова.
Юрий Квятковский о спектакле: “Таких персонажей объединяет некая жизненная неустроенность, личностный кризис и поиск выхода из ментального тупика. Действие пьесы происходит в наши дни. Герой спектакля – писатель. Его работы не привлекают особого внимания читателей. Он ищет свое место. Ищет возможность для самореализации. Поиск приводит его в Пушкинские Горы. Он решает реализовать свой талант, реорганизовав заповедник в "Пушкин-парк", что, по мнению героя, должно привлечь огромные потоки туристов. И тут больше даже не жажда наживы, сколько тоска по большой форме, по большому роману. Герой каждый свой шаг комментирует, таким образом, мы становимся создателем литературного произведения – плутовского романа. Интрига заключается в том, что герой в какой-то момент начинает путать реальность с выдуманным им миром. Калейдоскоп ярких персонажей и юмор, который пронизывает пьесу, также отсылает нас к Довлатову.
Жанр спектакля определен как нуар, чтобы подчеркнуть напряженность сюжета пьесы. В спектакле звучат произведения из репертуара Анны Герман, Майи Кристалинской, Леонида Утесова, а также отрывки из опер П.И. Чайковского. Сценическое пространство решено с помощью гигантских открыток, на которых изображены Пушкинские Горы. Открытки сменяют друг друга в зависимости от мест действия сцен. Всего в спектакле занято пятнадцать актеров. Все музыкальные произведения они исполняют вживую".
Валерий Печейкин, драматург, сценарист
Родился в Ташкенте. Обучался в Литературном институте им. А. М. Горького. Лауреат премий «Дебют» и «Новая драма» за пьесу «Соколы». Участник фестиваля драматургии «Любимовка», международного семинара для драматургов театра Royal Court в Лондоне. Постоянный автор московского театра «Гоголь-центр», автор текстов к спектаклям «Метаморфозы», «Сон в летнюю ночь», «Девять». Автор пьесы «Идиоты» по фильму Ларса фон Триера, участвовавшей в Авиньонском фестивале (реж. Кирилл Серебренников). Соавтор сценария фильма «Дирижер» Павла Лунгина. Колумнист журнала GQ.
ВАЛЕРИЙ ПЕЧЕЙКИН: “Как определить Довлатова: писатель-юморист? Вряд ли. У юмориста, скорее, отчество Ваганович, чем Донатович. Писатель-сатирик? Тоже вряд ли. Это Салтыков-Щедрин, другая концентрация и температура слова. Для меня Довлатов писатель иронический. А способность «выделять» иронию как секрецию есть далеко не у каждого автора. Увы, у нас в национальном характере почти нет промежутка между гневом и равнодушием. А значит нет разума. В нашей аптечке обязательно должна быть такая «улыбка разума», как у автора «Заповедника». Поэтому достижением фестиваля я буду считать появление — в каждом его участнике и зрителе — самоиронии”.
Юрий Квятковский, режиссер, педагог школы - студии МХАТ .
Окончил Школу - Студию МХАТ, курс Д. Брусникина, Р. Козака и А.Б. Покровской в 2003 году. Работал как актер в театре им. Моссовета. Основатель творческого объединения Le Cirque de Sharles La Tannes, педагог по актерскому мастерству в Школе - Студии МХАТ.
Режиссерские работы: Независимые проекты Le Cirque de Sharles La Tannes, хип-хопера «Копы в огне», «Хрустальный мир» по В. Пелевину, «Инструкция победы» О. Шишкина, “Норманск” бр. Стругацких (совместно с центром Вс. Мейерхольда), “Пирамида” Леонида Леонова (совместно с парком Музеон), «Coffeeshop. Dark Cabaret» по Р. Фассбиндеру и К. Гольдони (МХТ), «Это тоже Я» (совместно с театром «Практика»), уличное действие “Сказки соцреализма. Второе видение" по картинам М. Ларионова и Н. Гончаровой. Режиссер-постановщик карнавалов и театрализованных шествий в Парке Горького.
Награды: Приз зрителя фестиваля «Текстура»-2010 (Пермь) и Гран-при фестиваля «Текстура – Олимп»-2011 (Сочи) за спектакль «Копы в огне», Приз зрителя фестиваля «Текстура»-2012 (Пермь) за спектакль «Это тоже Я». Номинант “Золотой маски” за спектакль “Кукольный дом" (Приют комедианта) и "Норманск".
Юрий Квятковский: “Я преподаю в школе - студии МХАТ с 2004 года. Почти каждый год прослушиваю абитуриентов. Молодые люди со всего мира приходят в "школу - студию", мечтая поступить на актерский факультет. Их самостоятельный выбор репертуара, с которым они приходят на экзамены, для меня некая лакмусовая бумажка. Можно отслеживать актуальность и значимость русскоязычных писателей. Так, например , Павлова и Полозкова звучат также часто, как Цветаева и Ахматова. А из прозаиков второй половины ХХ века чаще всего читают Довлатова.
У Довлатова уникальный угол зрения. Он абсолютно точно передает суть времени, в котором живет. И не оставляет шанса всему надуманному. Тут же превращает любую ложь в абсурд, высмеивает и уничтожает любое самодурство. Даже если неприятие этой лжи грозит его герою страшной мукой. А герой у него всегда один, он сам. И этот герой решает, главным образом, один вопрос – вопрос самоидентичности. Этот поиск мы сейчас наблюдаем в несколько другом масштабе, поиск на уровне государства. Наше общество находится в состоянии самоиндефикации. Кажется, именно сейчас, за всю постсоветскую историю, этот процесс актуализировался максимально. И именно в такой момент переоценки возникают герои, прототипом которых является герой нашей пьесы, которую мы ставим специально для фестиваля. Это именно довлатовский герой. Он не может смириться, с тем, что не вписывается в сегодняшний контекст. Но и стать одним из многих кто вписался он тоже не может – слишком много вопросов вызывает действительность. Он скорее переделает ее под себя, пусть даже в своем воображении. А важно, что о таком герое мы не можем говорить торжественно и помпезно. Тут нужен другой тон. Довлатовский, опять же.
Надеюсь, что Довлатовский фестиваль станет таким же значимым событием, как, например, Платоновский фестиваль в Воронеже. За его расписанием внимательно следят и ради него специально едут в Воронеж".
Алексей Трегубов – художник-постановщик
Художник, куратор "Нового Крыла" дома Гоголя, создатель и куратор галереи "Комната". Окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова. Номинант премии Кандинского - 2012, премии Курехина - 2013. Финалист премии "Centro-Periferia" (Италия, Рим, 2014). Лауреат Театральной премии "МК" за сценографию к спектаклю "Спасти камер-юнкера Пушкина". Персональные выставки: галерея "Polysémie"Marselle” (Франция, 2010), "Korjaamo gallery" (Хельсинки, Финляндия, 2010 и 2011г.), "Кто это?" (ММОМА, 2012), "Iragui gallery" (Москва, 2013), галерея "Комната" (Москва, 2013), "Процесс", "Iragui gallery" (Москва, 2015). Групповые выставки: "Родина" (PERMM, 2011), Museo Nazionale Romano-Terme di Diocleziano (Италия, Рим, 2014). Участник Архстояние 2013, Swatch & ММОМА Pop-Up Gallery в 2015 и т.д. Архитектор выставок: "Те же в Манеже" (Большой Манеж, 2012), "Если бы я только знал" (2010 г.), "Игра в цирк" (ММОМА, 2014 г.).
АЛЕКСЕЙ ТРЕГУБОВ: “Довлатов является для меня не только мыслителем, в котором заложена парадигма развития нашего времени, но и носителем ныне существующего языка”.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВЕРЫ ПОЛОЗКОВОЙ
Поэты-участники:
Алексей Цветков
Поэт, прозаик, журналист, эссеист. Родился в 1947 году. Выпускник химического факультета Одесского университета. Учился на историческом факультете и на журфаке МГУ. С Сергеем Гандлевским, Александром Сопровским, Бахытом Кенжеевым участвовал в поэтической группе «Московское время». В 1975 эмигрировал в США. Учился и защитил диссертацию в Мичиганском университете, работал на радио «Свобода» в Мюнхене и Праге. С конца 1980-х по 2004 писал прозу, затем вернулся к поэзии. Лауреат премии Андрея Белого (2007), Русской премии (2011).
Полина Барскова
Поэт. Окончила классическое отделение филфака СПбГУ, училась в аспирантуре университета Беркли в Калифорнии. Преподает русскую литературу в Хэмпшир-колледже. Стихи Барсковой входили в шорт-лист премии «Дебют» и премии Андрея Белого.
Михаил Чевега
Поэт. Родился в 1978. Автор сборников стихов «Лялин переулок» (2008), «Тепло» (2012), «Говорит Москва» (2012), «Красотки» (2015). Публиковался в журналах «TextOnly», «Знамя», «Новая Юность», «Homo Legevs». Финалист Московского поэтического слэма 2013 и 2014 годов.
Сергей Гандлевский
Поэт, прозаик, эссеист, переводчик. Лауреат премий «Поэт», «Антибукер», «Северная Пальмира», премии Аполлона Григорьева, Малой Букеровской. Родился в 1952 году. Выпускник русского отделения филфака МГУ. Один из участников поэтических групп «Московское время» и «Задушевная беседа» в 70-е, литературно-художественного объединения — клуб «Поэзия» (конец 80-х). До второй половины 1980-х публиковался в «тамиздате». Член Русского ПЕН-центра, был членом жюри премий «Русский Декамерон» (2003), «Дебют» (2004) и премии им. Бориса Соколова (2005). Литературный сотрудник журнала «Иностранная литература».
ПИОНЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ
Литературный журнал "Русский Пионер" представляет "Пионерские Чтения". Тема номера: «Сергей Довлатов». Свои авторские колонки прочтут Андрей Турчак, Виктор Ерофеев, Алексей Герман-младший, Михаил Сеславинский, Павел Каплевич, Валерий Печейкин.
Главный редактор журнала "Русский пионер" Андрей Колесников: «Целый номер "Русского пионера" посвящен Сергею Довлатову. Я совершенно удовлетворен: если не ошибаюсь, мы закрыли тему. Высказались друзья Довлатова: Евгений Рейн, Валерий Попов, высказались те, кто до сих пор просто жили со своей любовью к Довлатову и помалкивали: Семен Слепаков, Михаил Сеславинский и многие другие.. все есть в этом номере. А главное, есть сам Довлатов».
Официальный парнер фестиваля – Интеллектуальный клуб “418” представляет концерт интеллектуальной музыки.
Уникальный концерт, в котором на одной сцене выступят композитор, исследователь древнерусской музыки Владимир Мартынов; скрипач-виртуоз, руководитель ансамбля старинной музыки "OPUS POSTH" Татьяна Гринденко; автор и исполнитель, лидер группы "АукцЫон" Леонид Фёдоров. В программе концерта – авторские произведения его участников, их сольные и совместные выступления.
Владимир Мартынов в начале нового века оказался едва ли не самой значительной фигурой в современной российской музыке. Он один из немногих композиторов, чья музыка звучит и в академическом Большом зале консерватории, и в авангардном центре "Дом". Он практически единственный из поколения композиторов-продолжателей эстетики тройки Денисов - Шнитке - Губайдулина, кто смог заслужить столь высокую репутацию. Корни этого – в глубоком изучении и осмыслении наследия русской духовной музыки и фольклора. Лучшие сочинения Мартынова – на православные и католические тексты в традиции древнерусского, византийского, григорианского церковного пения. Плодотворность композитора, широкий охват слушательской аудитории от авангардной до строго академической представляют Владимира Мартынова именно той фигурой, которой оказалось под силу заново свести воедино культурное и сакральное в музыке, переосмыслив их с точки зрения современного сознания.
Татьяна Гринденко – исключительный музыкант, яркий представитель современной русской скрипичной школы. Лауреат престижных международных конкурсов, среди которых Всемирный Конкурс молодых исполнителей (София, 1968), IV Международный конкурс имени П.И.Чайковского (Москва, 1970), Международный Конкурс имени Г.Венявского (Польша, 1972). Является основателем и руководителем ансамбля "Академия старинной музыки", пропагандирующего аутентичную манеру исполнения на оригинальных инструментах. Активно участвует в различных авангардных акциях и фестивалях. В 1999 г. основала ансамбль "OPUS POSTH". Ведёт активную концертную деятельность, гастролируя по странам Европы, Азии и Америки как солистка, работает с ведущими симфоническими оркестрами мира.
Леонид Фёдоров известен широкой публике главным образом в качестве голоса, лидера и основного автора музыки группы "АукцЫон", который за тридцать лет существования прошёл огромный путь от начинающей самодеятельной команды до культового инди-коллектива, записывающегося со звёздами мирового рок- и джаз-авангарда. Помимо этого, за полтора десятка лет работы над сольными проектами Леонид утвердился в качестве одного из интереснейших независимых музыкантов-экспериментаторов в России.
|
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР – АЛЕКСЕЙ БОКОВ
«Я надеюсь, что наш фестиваль станет точкой притяжения и для жителей России, и международных гостей. Довлатов, Пушкин, фрески XII века, все огромное культурное наследие Псковской области, соединившись с авангардным контентом фестиваля Сергея Довлатова «Заповедник», привлечет на нашу площадку мыслящих людей со всего света. Ради этого мы делаем фестиваль. Это наш культурный мостик, соединяющий Россию с миром».
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ОБРАЩАЙТЕСЬ К КОММУНИНИКАЦИОННОМУ ДИРЕКТОРУ ФЕСТИВАЛЯ “ЗАПОВЕДНИК” – ЕЛЕНЕ СЛАТИНОЙ, +7 925 5023525, lenaslatina@yandex.ru ИЛИ ПО ЭЛЕКТРОННОМУ АДРЕСУ ФЕСТИВАЛЯ zapovednik@dovlatovfest.ru.
|