Руководство культуртрегерской деятельностью школы


Скачать 67.79 Kb.
Название Руководство культуртрегерской деятельностью школы
Тип Руководство
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Руководство
Миссия школы в социуме: руководство культуртрегерской деятельностью
Выступление на форуме менеджеров образования Пермского края

Курдина Н.А.,

директор МОУ СОШ № 9 им. Пушкина

с углубленным изучением предметов

физико-математического цикла
Пермский государственный университет, 17 октября 2006 г.

Добрый день, дорогие коллеги!

Позвольте начать наш мастер-класс с приветствия в адрес выпускников Пермского государственного университета по случаю нашего общего 90-летия!

Определяя тему мастер-класса в ходе коллективного проектирования на аппаратном совещании, мы руководствовались необходимостью донести до вас сегодня очень тревожное наблюдение об усугубляющемся разрыве между школой и социумом. Комментируя этот разрыв во время одной из проектировочных встреч в Перми (май 2006 г.), А.И. Адамский, член Общественной палаты при Президенте РФ, высказался однозначно и дискуссию по этому поводу разводить не стал: «Если разрыв будет увеличиваться, мы свернем модернизацию образования. Образование в разрыве с социумом нам не нужно!»

Поддержка и развитие образования – естественная потребность граждански активного общества. Вы можете обидеться и сказать, если общество позволяет себе усугублять разрыв со школой, значит, оно не отличается гражданской активностью. Но, в этой связи, два наблюдения. Во-первых, «это наша родина, сынок!», во-вторых, гражданская активность общества по отношению к образованию, находится в прямой зависимости от гражданской инициативы школы: чем скорее школа сможет разбудить вокруг себя гражданскую инициативу, тем скорее она получит общественную поддержку.

А поскольку кооперативность, общинность – наши генетически присущие качества, школа должна уметь их использовать.

В теме нашего мастер-класса мы усмотриваем минимум три ключевые компоненты:

  • Миссия школы в социуме

  • Культуртрегерство

  • Руководство культуртрегерской деятельностью школы


Позвольте приступить к последовательному комментарию наших размышлений по этому поводу.

Миссия школы

Думается, что каждый из присутствующих здесь руководителей неоднократно и в разных контекстах встречался с этим понятием. Формулировка миссии школы требуется при создании Программы развития школы, территории, в конкурсных документах (конкурс «Лучшие школы России» и др.). В случае обращения в международные образовательные организации и программы, миссия прописывается в обязательном порядке. Осознание миссии школы всем педагогическим коллективом – фактор социальной уверенности, повышения самооценки педагога, осознание им того факта, что школа может быть тем механизмом, где реализуются его социальные ожидания и социальный опыт. Включенность в формирование и осознание миссии школы детской и родительской общественностью – одна из ценностей гражданского общества (применительно к школе).

В чем же заключается миссия школы? Помнится несколько лет назад, в ходе какой-то традиционно жесткой дискуссии с методологами нашего пермского образования С.В. Шубин высказал мысль, зацепившую меня на много лет: «9-я школа – не честная школа, - сказал он.- Будучи честной, школа должна выполнять свою основную задачу – учить!» А мы никогда не занимались только этим. История школы, а через 3 года мы будем отмечать 200-летие, зафиксировала множество примеров констатации деятельности, выходящей за рамки «обученческой»: в начале 20 века на всю Россию был известен опыт В.М. Шулепова, директора Кирилло-Мефодиевского училища, по организации детских познавательных экскурсий. Побывав в школе в конце 20-х гг. нарком просвещения А.В. Луначарский отмечал высокий уровень общественно-политических взглядов учеников. Комсомольская организация школы была активнейшим организатором строительства спортивного зала (строили для своих детей, так и вышло у многих!), при необходимости организованно отстаивала свою точку зрения: так после секретаря комитета комсомола Олега Чиркунова, минуя девятиклассника, не соглашаясь с рекомендацией партийной организации, ребята избирают секретарем восьмиклассника Колю Фадеева. В середине 90-х гг. ученик 11 класса Леня Хлыбов на встрече в школе переиграл в открытой борьбе по уровню харизматичности Е.Т. Гайдара. Примеров множество.

Нам не удается быть «честной школой» в терминологии С.В. Шубина и сейчас. Тем более, сейчас. Ибо в ситуации, когда связи человека с обществом ослабли, а то и вовсе разрушились, школа часто становится тем единственным местом, где человек ощущает свою общественную значимость и находит возможность участвовать в общественной жизни. С одной стороны, приятно слышать откровения наших выпускников-студентов: «За месяц в школе происходило всего столько, что в вузе не произошло и за два года», с другой стороны, слышать это тревожно и больно. Но не будем о ВУЗе.

Обратимся к вопросу «Что может способствовать уточнению миссии школы в современном обществе?». На решение этой задачи, а также следующих задач:

  • развитие опыта демократических отношений образовательного учреждения и социума

  • освоение педагогами и учащимися современных форм социального взаимодействия

  • развитие ресурсного обеспечения ОУ

так вот, на решение этих задач может серьезно повлиять развитие социального партнерства.

Мы в школе № 9 очень любим социальное партнерство. Мы полюбили его в ходе участия с 1993 года в движении безвозмездного труда в пушкинском заповеднике «Михайловское», движении доброхотов. С какими людьми мы познакомились! Какое количество связей завели! Очень любим вспоминать наш опыт участия в ярмарках социально значимых проектов. В 2000 году мы стали победителями первого конкурса таких проектов ПФО «Пермь-2000» с проектом «Доброхотские версты», обязательным условием реализации которого было установление социального партнерства.

Вообще социум, наше формирующееся гражданское общество подталкивают школу к установлению социальных связей.

Что является условием успешного социального партнерства?

Одним из главных таких условий со стороны ОУ является его автономность, готовность к самостоятельному определению стратегии развития, возможность влияния на местную образовательную политику.

Изучив выделяемое социологами наиболее перспективное содержание взаимодействия ОУ с общественными институтами, мы определили такое оптимальное содержание для себя. Заданность этого содержания связана с констатацией специфики нашей школы: мы с 1937 года носим имя А.С. Пушкина, с 1968 года реализуем программы углубленного физико-математического образования, в июле 2006 года мы получили статус школы-кандидата в IBO. Итак, наиболее оптимальным для нас является взаимодействие с общественными институтами по осмыслению опыта бытия в традиции, в культуре. То, что в европейской традиции называется культуртрегерством.

Наша школьная Программа развития уже не в первый раз создается как социально-педагогическая программа. Мы фиксируем факты, когда идеи, рождавшиеся в ходе педагогической практики, со временем становились и социальными. Такое случилось с мыслью о необходимости социальной адаптации учащихся в быстро меняющемся мире. Мы говорили об этом в начале 90-х гг., затем встретились с этой мыслью в Стратегии модернизации российского образования. Мы с 1999 г. утверждали, что существование в Перми школы Международного бакалавриата следует рассматривать как фактор инвестиционной привлекательности региона, и вот в послании губернатора ЗС пермской области и Коми-Пермяцкого АО 22 июня 2006 года читаем в разделе «Безопасность и комфортные условия для легального бизнеса»: «Представители бизнес-сообщества, прорабатывающие возможность размещения в Перми управляющих центров своих компаний, ставят перед нами ряд условий. Это авиационная доступность до крупных городов, возможность получения их детьми качественного образования, прозрачность действий власти…

… Перед Министерством образования поставлена задача открыть в ближайшие 3 года в крае образовательное учреждение, выдающее диплом международного бакалавриата».

Осуществляя управление одной из очень сложных и конфликтных зон нашей жизни – управление развитием Программу развития школы строим таким образом, чтобы она являлась отражением социальной динамики. Мы позволяли себе даже отказаться от обязательных 5-летних сроков Программы, если приходили к необходимости внесения в нее серьезных корректур. В результате наших проб и поисков была подобрана образовательная программа, которая максимально соответствует нашей внутренней системе ценностей. Это программа как раз и называется Международный бакалавриат. Создание старшей школы МБ объявлено в регионе в качестве приоритетной политической задачи.

Что же более всего привлекло нас в МБ? У нас совпадает ценностно-смысловое ядро, которое, как известно, не подлежит трансляции, но рождается из недр истории и традиции. Технологии МБ – это технологии, выводящие ребенка в социум. Например, в старшей школе МБ дети 16-18 летнего возраста треть времени по учебному плану проводят не в школе, а выполняя социальные проекты в домах-интернатах, госпиталях, приютах, общественных организациях… Зачем я вам об этом говорю. Ни в коем случае не затем, чтобы «выпятить» свое ОУ.

Мега цель нашей сегодняшней встречи – убедить вас в том, что на свете практически нет ничего невозможного из того, что разрешено Богом и законом. Учиться социальному партнерству и начинать создавать развитую инфраструктуру гражданского общества надо именно на местном уровне. Культуртрегерство школы, особенно находящейся в сельской местности – бесспорно. Культуртрегерство школы, находящейся в крупном городе – непросто. Но возможно. Нужно просто хотеть иметь «лица необщность выраженья», иметь желание сказать, сделать. «Культуртрегер… Эта категория людей характерна, по меньшей мере, уже два столетия для провинции и совершенной глубинки как дореволюционной России, так и Советского Союза. В каждом провинциальном городке, поселке, а то и просто в деревне найдется один или несколько человек не от мира сего: интеллигентных, образованных, душевно чистых и открытых»,- читаем в повести Алексея Яблока «Культуртрегер (Просветитель)». Его, этого аптекаря-культуртрегера, потом оболгут и даже изгонят, но… «в поселке осталась легенда о добром докторе Айболите и память о хорошем человек».

На разных профессиональных конкурсах, будучи в жюри, я люблю приставать к конкурсантам с вопросом: «Скажите, а вы пишите? А что вы сейчас читаете? Чем вы увлеченно делитесь с другими? Когда вы в последний раз напоминали детям, что в транспорте следует уступить место слабому, женщине?» У нас среди учительства в Прикамье были такие мастодонты от культуры, что стыдно будет перед потомками за 20 и 21 век, в случае «отсутствия следа». Пожалуйста, культуртргерствуйте!





Похожие:

Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Издает приказы и решает все вопросы, связанные с деятельностью школы...
Руководит на основе Устава основной общеобразовательной школы всеми видами деятельности школы
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Издает приказы и решает все вопросы, связанные с деятельностью школы...
Руководит на основе Устава основной общеобразовательной школы всеми видами деятельности школы
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Руководство деятельностью сотрудников и учащихся Школы в случае чрезвычайных ситуаций
Обж его обязанности могут быть возложены на любого педагога или старшего вожатого. Временное исполнение обязанностей в этих случаях...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Руководство деятельностью педагогического коллектива
Увр его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по вр или учителей из числа наиболее опытных педагогов. Временное...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Руководство социально-психологической службой школы осуществляет...
Настоящее положение разработано в соответствии с ч. 1 ст. 34, п. 1, 6 ст. 42, Федерального Закона от 29. 12. 2012 г. Фз-№273 «Об...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Руководство для организации субботней школы в общине
Подготовлено отделом субботней школы и личного служения Генеральной конференции адвентистов седьмого дня
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Должностная инструкция директора церковно-приходской воскресной школы
Директор (руководитель) церковно-приходской воскресной школы (далее Школы) осуществляет административное и учебно-методическое руководство...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Утверждаю. Директор мкоу «Ишимская основная общеобразовательная школа»
Совет школы формируется из представительства родителей и педагогов Школы, представителей общественных организаций, заинтересованных...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon 1 Классный руководитель назначается на должность и освобождается...
Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, нормативными и инструктивно-методическими...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Руководство деятельностью осуществляет
Фку «Центр гимс мчс россии по Архангельской области» Красноборский инспекторский участок
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Программа профессионального модуля пм. 01
...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon 8. Руководство и контроль над педагогической деятельностью
Характеристика педагогов по уровню образования и по стажу педагогической работы
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Вариант № Типовое положение о доу было принято в: а 1998 г
Руководство и контроль за финансово-хозяйственной и воспитательно-образовательной деятельностью дошкольного учреждения в 60-80-е...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Должностная инструкция завуча школы
Заместитель директора школы по учебной работе назначается и освобождается от должности приказом директора школы
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Утверждено приказом директора ит со ран
Ит со ран (далее Институт), организация выполнения фундаментальных и прикладных исследований и разработок, оперативное руководство...
Руководство культуртрегерской деятельностью школы icon Руководство, контроль, организация учебно-воспитательного процесса...
Краснодар средней общеобразовательной школы №58 имени Героя Советского Союза Носаль Евдокии Ивановны, работает в режиме ненормированного...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск