[Королевство Камбоджа, кхмер


Скачать 0.77 Mb.
Название [Королевство Камбоджа, кхмер
страница 1/6
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6
КАМБОДЖА [Королевство Камбоджа, кхмер. ព្រះរាជាណាចក្រកម្ពុជា], государство в Юго-Восточной Азии площадью 181 тыс. кв. км, расположенное в южной части Индокитайского полуострова. Название страны неоднократно менялось: Королевство Камбоджа (1953–1970), Кхмерская республика (1970–1975), Демократическая Кампучия (1975–1979), Народная республика Кампучия (1979–1989), Государство Камбоджа (1989–1993), вновь Королевство Камбоджа (с 1993 года).

Население К. составляет 14,8 млн. чел., в т.ч. кхмеры – 90%, вьетнамцы – 5%, китайцы – 1%, тямы, горные кхмеры и другие – 4%. Согласно данным ООН на 2011 г. рождаемость составляет 25,4 чел. на 1 тыс. жителей, смертность 8,07 чел. на 1 тыс. жителей; средний уровень прироста населения – 1,7%. Средний возраст населения – 22,9 лет. В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 32,2%, лиц трудоспособного возраста (15–64 года) – 64,1%, лиц старше 65 лет – 3,8%. Средняя продолжительность жизни – 62,67 лет (мужчины – 60,3 лет, женщины – 65,1 лет). Средняя плотность населения – 71,8 чел. на кв.км.

Основной этнос – кхмеры (самоназвание – кхмаэ). Говорят на кхмерском языке мон-кхмерской группы австроазиатской семьи. В Камбодже выделяются северо-западная и юго-восточная группы диалектов. Письменность на основе особого алфавита (кхмерское письмо) южноиндийского происхождения, известна с VII в. Литературный язык на основе пномпеньского диалекта юго-восточной группы. Кхмеры восходят к населению государств Фунань (I-VI вв.) и Ченла (VI-VIII вв.). Возможно, в эту эпоху кхмеры расселились в Лаосе и далее на север. Уже тогда существовали связи со скотоводческими народами Центральной Азии, о чём говорят некоторые черты кхмерской культуры. Местный, возможно австронезийский, субстрат был поглощён кхмерами к эпохе империи Камбуджадеша (IX-XIII вв.). Основное занятие кхмеров – заливное пашенное земледелие. Главная культура – рис, большую роль играет сахарная пальма – национальный символ кхмеров. Животноводство ограничено разведением птицы, свиней, а также тягловых быков и буйволов. Домашние промыслы – обработка дерева и бамбука, плетение, ткачество, гончарство. Селения линейной планировки. Традиционное жилище – свайное, между сваями располагаются хлев, повозки, ткацкий станок. Традиционная одежда – саронг. И мужчины, и женщины коротко стригут волосы. Основа питания – рис, рыба (сушёная, солёная, квашенная), приправы – соус из квашеной рыбы, ароматические и кислые травы, лук, чеснок, перец, фрукты. Едят также креветок, рыбью икру, черепах, лягушек, кузнечиков. Мясо – в основном праздничная пища. У кхмеров долго сохранялось сословное деление, сильно влиявшее на поведение и этикет речи. Преобладает малая билатеральная семья, полигиния встречалась в богатых городских семьях. Были распространены сорорат, отработки (до года) и выкуп за невесту. Традиционный брак матрилокальный. Женщина в семье пользуется большим авторитетом. Главные праздники: «отступление вод», приурочен к выходу воды из Великого озера (Тонлесап) в Меконг, сопровождается соревнованиями на лодках; праздник священной борозды, знаменовавший начало полевых работ, и др. Высокое развитие получили храмовая архитектура, фресковая живопись, резьба по дереву. Известна кхмерская версия Рамаяны – Рам Кер. Классическая драма, основанная на эпических и мифологических сюжетах, сочетает пантомиму с пением и танцем, есть также классический балет, театр теней нанг сбек. Развиты народное танцевальное искусство, любовная лирика, дидактическая басня.

Религия. По официальным данным 96,4% населения являются буддистами, 2,1% – мусульманами, 1% – христиане, 0,5% исповедуют другие религии или не исповедуют никакой.

Православие получило развитие в стране с 1990-х гг. На 2012 г. число православных в К. оценивается в 150 человек, что составляет около 0,001% населения страны. Из православных церквей в стране представлена лишь Болгарская православная церковь, а единственным в стране православным храмом является Храм в честь св. Георгия Победоносца, построенный в 1993 г. на территории Болгарского посольства в Пномпене. В храме совершает богослужения Представитель Русской Православной Церкви в Таиланде архимандрит Олег (Черепанин), духовному попечению которого поручена православная община Камбоджи. В 2001 г. русскую православную общину в Камбодже посетил митрополит Смоленский и Калинградский Кирилл. С ноября 2011 г. начал работу сайт «Православие в Камбодже», где наряду с прочим публикуются даты визитов в Камбоджу православных священнослужителей и расписания богослужений.

Католицизм. В К. нет собственного диоцеза, образованы апостолический викариат Пномпеня., находящийся в непосредственном подчинении Ватикана, и 2 апостолических префектуры – в Баттамбанге (сев. зап. часть страны) и Компонгчаме (восточная часть). На данный момент численность католиков составляет ок. 25 тыс. (0,18% населения). Викарный епископ – Оливер Шмиттхеуслер. Католическая община страны насчитывает 53 прихода и 34 священника, располагает 68 храмами.

Протестантизм представлен лютеранами, пресвитерианами, баптистами, методистами, адвентистами седьмого дня, евангелистами, мормонами, иеговистами и другими протестантскими деноминациями и группами, и в настоящее время число его адептов достигает 115 тыс. человек (0,8% от всего населения). В стране зарегистрировано свыше 1000 протестантских миссий, организаций и объединений, которые располагают 1224 церковными зданиями, 883 молитвенными помещениями и 248 религиозными школами.

Ислам в К. распространён среди народности тямов и небольшой группы малайцев. При «красных кхмерах» были убиты около половины из 250 тыс. живших в стране мусульман, из 1 тыс. хаджи, совершивших паломничество в Мекку, уцелели ок. 30 человек. В настоящее время ислам исповедуют ок. 300 тысяч (2,1%) жителей К. В стране представлены 2 направления суннизма: шафиизм (88 %) и салафия, или ваххабизм (6%), и 2 секты: Имам Сан (3%) и Ахмадия (кадианизм) (3%). В Камбодже действуют 280 мечетей, в т.ч. 4 – соборных, и 374 небольших сурав, являющихся местами для собраний небольших общин в сельских районах страны.

Буддизм тхеравады исповедует большинство населения страны. Часть вьетнамцев и китайцев придерживается махаянистского толка буддизма. Новая религия в виде буддизма хинаяны (малой колесницы) стала распространяться в К. с начала XIII в. и после ожесточённой борьбы с жрецами индуистского (шиваитского) культа «бога-короля» завершилась победой буддизма, превратившегося в первой половине XIV в. в государственную религию. Буддизм сочетается с элементами брахманизма и культа духов – неак та, которым сооружают алтари у дорог и в углах буддийских храмов. Существовали колдуны – кру, занимавшиеся жертвоприношениями, гаданиями и врачеванием. Храмы и монастыри были средоточием общественной жизни, а в колониальную эпоху – очагами сохранения национальной письменности, литературы, традиций. В 1967 г. в К. насчитывалось 2978 монастырей.

Монашеская община (сангха) в различные периоды независимого развития страны составляла от 0,8 до 1% её населения. Монахи принадлежали к двум сектам: Маханикай, в которую входило до 97% членов сангхи, и более замкнутой Дхаммаютикникай, численность которой не превышала 1500 человек. Эта секта занималась обслуживанием членов королевской семьи и высшей аристократии, имела крупные монастыри в столице и провинциальных центрах и пользовалась заметно бόльшим авторитетом и влиянием, чем Маханикай. Главой кхмерских буддистов считался король, выступавший в роли покровителя религии. Его роль в управлении сангхой выражалась в основном в утверждении избранного монашеством руководства общиной. Каждая секта действовала самостоятельно, но для решения общих для всей сангхи вопросов созывался Совет высшего духовенства, в который входили 35 представителей более многочисленной Маханикай и 21 – Дхаммаютикникай. С 1944 г. проводились также совместные буддийские конгрессы. Во главе каждой секты стоял сонгханеайок, который утверждался королём из числа высшего титулованного монашества. Главы сект обладали равными полномочиями, и каждый из них был настоятелем крупного столичного монастыря. Рангом ниже следовал председатель провинциального отделения секты – мекон, который был настоятелем главного провинциального храма и назначался сонгханеайоком с одобрения министра по делам культов. Далее по должности следовал глава уездного отделения – анукон, а за ним настоятели местных монастырей – тьяу атхикар, или меват. Религиозные организации всех уровней подчинялись соответствующим органам государственной власти. Высшим монашеским титулом был самдеть прэах сонгхареать, и, начиная с 1864 г., его были удостоены лишь 6 монахов. Следующими титулами были реатьеакон и тхананукром, которые в свою очередь подразделялись на несколько рангов. Верховным органом каждой секты был Высший совет сангхи (Тхера сопхеа), в который входили монахи с титулом реатьеакон первой степени. Совет Маханикай состоял из 9 членов, совет Дхаммаютикникай – из 5. В каждой административной единице были комитеты сангхи, возглавлявшиеся её местным главой. Самой мелкой организационной структурой сангхи был монастырь.

Доходы сангхи складывались из государственных субсидий, средств от эксплуатации монастырских земель и подношений мирян. Государство также выделяло ассигнования на проведение крупных религиозных праздников. Значительную сумму составляли подарки короля сангхе в целом и отдельным монахам. Всё необходимое для жизни монахи получали от верующих. Миряне ежедневно готовили и приносили в храм еду для монахов, делали подношения в виде риса, запасы которого монахи по мере необходимости продавали, используя вырученные средства на нужды монастыря, или обменивали на необходимые им вещи. Верующие одевали монахов, одаривая их по окончании сезона дождей новой одеждой, несли в храм циновки, утварь, ароматические палочки, зонты и проч. Все строительные и ремонтные работы в монастырях производились мирянами. Они же обрабатывали монастырские земли, готовили монастырь к проведению праздников, прислуживали во время торжества, делали уборку после его окончания.

В 1960-1970-е гг. в кхмерском буддизме существовали 2 течения, отражавшие деятельность традиционалистов и модернистов. Первое течение, связанное с сектой Дхаммаютикникай и отделением Дхаммакай внутри секты Маханикай, выражалось в желании сохранить буддийские догматы без подчинения их современности, вернуться к нормам канонического буддизма, очистив их более поздних наслоений. По мнению сторонников этой тенденции, следовало обратить буддийское монашество к выполнению его основных функций: изучению канона, медитации, строгому соблюдению буддийских принципов, включая невмешательство в политику. Второе течение, поддерживаемое представителями государственной власти, реализовывалось в виде стремления обновить, модернизировать буддизм и приспособить его к современной жизни путём некоторых модификаций. Его приверженцы считали, что многие догматы буддизма устарели, и следует выработать новые, более современные. Они также полагали, что сангха должна стремиться к активному вмешательству в мирские дела, к участию в политической деятельности. Эта тенденция была связана с кармическим (народным, или популярным) буддизмом, в котором упор делается не столько на знания, сколько на практику добрых дел, на развитие системы накопления заслуг, что должно было обеспечить верующим лучшее перерождение, в отличие от нирванического (монастырского) буддизма, главной целью которого было освобождение из «колеса жизни» и достижение нирваны, осуществляемое путём медитаций. В то же время неверно говорить о борьбе этих тенденций, поскольку они обе действовали в едином обществе, различаясь средой их функционирования. Первая реализовывались на уровне монастырей, создавая кадры монахов, необходимые для осуществления второй тенденции в массе мирян.

В стране действовала разветвлённая система религиозного образования. Начальное буддийское образование получалось в монастыре и заключалось в переписывании и заучивании священных текстов на пали. Там же давались основы грамотности на кхмерском языке, и поскольку всем мужчинам полагалось в какой-то период своей жизни побыть монахами (обычно – 3 месяца – время сезона дождей), в К. всегда был невелик процент неграмотных. Существовали также начальные и средние буддийские школы, высшее образование давали два буддийских лицея и университет. В течение веков монахи являлись наиболее образованными членами кхмерского общества, и буддийская интеллигенция внесла большой вклад в изучение и разработку кхмерского языка, в создание и развитие классической и современной литературы. На кхмерский язык были переведены 110 томов Трипитаки, издано множество комментариев к священным текстам и произведениям классической литературы, труды по истории буддизма и страны, книги и брошюры по философии и этике буддизма. Пропаганда буддийских ценностей велась и в периодических изданиях К. Буддийские учебные заведения внесли важный вклад и в национально-освободительное движение – в буддийских вузах ещё в 1930-е гг. стали создаваться первые организации, ставшие предвестником национального пробуждения кхмеров.

После лонноловского переворота 1970 г. в буддийской общине выявился раскол. Если высшее духовенство и часть столичной сангхи поддержали новый режим, открыто демонстрировавший почтение буддизму, то большинство провинциального монашества, недовольного экономической политикой Лон Нола в отношении крестьянства, стало на сторону коммунистических сил. Этот фактор оказался достаточно значимым для победы «красных кхмеров», что, впрочем, не спасло сангху от репрессий. Сразу же после победы Пол Пот провозгласил войну всем религиям, а буддийские монахи были причислены к лицам низшей, 3-й категории, т.е. к тем, кто подлежал физическому уничтожению. В ходе «культурной революции» было убито подавляющее большинство из насчитывавшихся в стране 65 – 80 тыс. монахов, в живых осталось лишь ок. 3 тыс., многие монастыри были разрушены. Возрождение сангхи началось после свержения Пол Пота. В январе 1979 г. была создана Ассоциация монахов за национальное спасение К., а в сентябре 1979 г. состоялась церемония посвящения в сан 7 монахов, что ознаменовало начало возрождения сангхи. В 1981 г. монах Теп Вонг был избран общим главой буддийской общины страны с титулом сангхараджа, что означало ликвидацию двух ранее существовавших сект, но в 1991 г., когда король Сианук назначил Бур Кри главой секты Дхаммаютикникай, прежний статус-кво был восстановлен, и Теп Вонг возглавил Маханикай. В 1985 г. в стране уже насчитывалось 7 тыс. монахов и 1700 монастырей, а в 1989 г. буддизм был провозглашён государственной религией К. К 2012 г. в К. действует 4,392 буддийских монастырей, а число монахов уже превысило уровень, достигнутый в 1975 г. В К. также проживает ок. 34,000 последователей буддизма махаяны, которым принадлежат 105 храмов.
Христианство в К. Первым католическим миссионером, оставившим следы своего пребывания в К., был португальский доминиканец Гашпар да Круш, который в 1555 г. пытался осуществлять прозелитическую деятельность, но безуспешно. За год он сумел обратить в христианство лишь одного камбоджийца, который вскоре умер. Потерпев неудачу, португалец вернулся в Малакку. В 1583 г. прибыли ещё 2 миссионера: Лопе Кардозу и Жуан Мадейра, которые также провели в стране менее года, и миссия которых закончилась полным провалом. Более успешной оказалась деятельность ещё одного доминиканца из Малакки – Сильвестра д’Асеведу, который ограничился проповедью христианства среди китайцев и вьетнамцев, которые в отличие от кхмеров мало религиозны, и к вопросам веры относятся равнодушно. Они в зависимости от обстоятельств исповедуют буддизм, даосизм или культ предков, и легко соглашаются принять новую религию в качестве дополнительного обеспечения небесной помощи. Впрочем, многие из них, исповедуя христианство в течение поколений, перестают отправлять традиционные культы. Кхмеры, напротив, сильно привязаны к буддизму, который для них стал основой существования, тогда как другие религии представляются им разными формами одной истины, более соответствующими мировоззрению и мышлению тех или иных народов. Поэтому христианство, несмотря на многовековые усилия различных миссий, так и не было воспринято камбоджийцами, а христианами вплоть до нашего времени остаются главным образом местные китайцы и вьетнамцы.

Поскольку в конце XVI – начале XVII в. Португалия находилась под властью Испании, по проложенному португальцами пути в К. хлынули испанские авантюристы, купцы и миссионеры, которые пытались использовать влияние некоторых миссионеров при дворе короля Сатхи, стремясь закрепиться в стране. Они предложили королю помощь в борьбе с сиамцами, но в связи с быстрым развитием событий не смогли ничего сделать. После поражения кхмеров, падения их столицы и смерти Сатхи в стране сменилось несколько правителей, ряд из которых вновь обратился за помощью к испанцам. В 1599 г. в Пномпень из Малакки прибыли франсисканцы Педру Куштодиу и Дамьян де Торреш, миссия которых поначалу была более успешной, чем у доминиканцев. Возможно, их отказ от богатства и обычай просить милостыню для пропитания в глазах народа приближал их к буддийскому духовенству. Тем не менее, их деятельность вскоре завершилась, и в ходе одного из столкновений испанцев с малайцами и камбоджийцами, почти все солдаты и миссионеры были убиты. После этого попытки испанцев и португальцев закрепиться в К. постепенно сошли на нет и ограничились торговлей. Хотя в К. продолжали прибывать доминиканцы, франсисканцы, а затем и августинцы, активность миссий снижалась, а проповедь христианства по-прежнему не находила отклика у кхмеров.

Новый этап в истории христианства в К. начался с приходом французов. 30 авг. 1850 г., ещё до установления французского протектората, был образован.

Апостолический викариат К., находившийся в непосредственном подчинении Ватикана. В 1924 г. он переименован в апостолический викариат Пномпеня, в 1968 г. из него были выделены 2 апостолических префектуры – в Баттамбанге и Компонгчаме. Значительно выросло число христиан, и к местным китайцам и вьетнамцам добавились французы, которые во множестве прибывали в К., где занимали посты резидентов и советников при местных администраторах, занимались торговлей, плантационным хозяйством. В столице и ряде провинциальных центров размещались французские гарнизоны. Согласно статистике Ватикана, в 1953 г. в К. было до 120 тыс. католиков, и христианство было вторым по величине религиозным вероисповеданием в стране, адептами которого были, в основном, французы, вьетнамцы и китайцы. После ухода французов число католиков уменьшилось наполовину, а вслед за репатриацией вьетнамцев в 1970-е г. католиков в стране осталось лишь несколько тысяч, многие из которых погибли в годы режима «красных кхмеров». В это число входит и первый в истории страны викарный епископ – кхмер Иосиф Салас, умерший от истощения в трудовых лагерях. После свержения полпотовского режима католическая община стала постепенно расти, как и прежде, главным образом за счёт китайцев, вьетнамцев и европейцев, и в настоящее время составляет ок. 25 тыс. человек.

Протестантизм стал распространяться в К. в 1920-е гг., и к 1962 г. численность его приверженцев составляла ок. 2 тыс. человек. После прихода к власти Лон Нола в 1970 г. в стране резко активизировалась деятельность американских миссионеров, и число протестантов, особенно среди некоторых горных племён заметно возросло. В годы полпотовского террора многие протестанты покинули страну и проживали в лагерях для беженцев на территории Таиланда. Возрождение протестантизма началось в 1990-е гг. и в настоящее время в К. действует свыше 1000 только зарегистрированных протестантских миссий, организаций и объединений, а численность лютеран, пресвитериан, баптистов, методистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов, мормонов, иеговистов и членов других протестантских деноминаций превышает 100 тыс. человек.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

[Королевство Камбоджа, кхмер icon Глобальная программа восстановления тигра Правительства стран ареала...
Глобальная программа восстановления тигра (гпвт) имеет в качестве дополнения Приложение, в котором представлены 13 Национальных программ...
[Королевство Камбоджа, кхмер icon О торгово-экономическом сотрудничестве между россией и марокко
Королевство занимает второе место (после Египта) по объему торговли России со странами Африки. Россия входит в тройку основных стран,...
[Королевство Камбоджа, кхмер icon Программа "Сказка, мы тебя знаем!? " пришкольного летнего оздоровительного...
Программа «Сказка, мы тебя знаем!?», детского оздоровительного лагеря дневного пребывания детей в возрасте от 6 до 14 лет «Десятое...
[Королевство Камбоджа, кхмер icon Альбер Гарро Людовик Святой и его королевство
Людовика IX, что можно ясно представить себе, как он выглядел в разные годы жизни, как вел себя в различных ситуациях, как одевался,...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск