2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца


Скачать 3.27 Mb.
Название 2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца
страница 1/31
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31




1. Понятие о церковно-исторической науке. Источники по истории Русской Церкви. Периодизация.

История Русской Церкви как наука систематически изображает ход постепенного вне­шнего и внутреннего развития Христовой Церкви на Руси.

Она выясняет: как распространялось христианство среди русских людей и инородцев, живущих на территории Руси; какое было внутреннее иерархическое устройство; какие были отношения к государству; как усваивались законы Вселенской Церкви Рус­ской Церковью, какие особенности под влиянием народных понятий и местных жизненных условий обнаруживались в православном бого­служении Русской Церкви и как под влиянием Церкви шло нравст­венное преуспеяние русского народа.

РАЗДЕЛЕНИЕ НА ПЕРИОДЫ. История Русской Церкви разделяет­ся на четыре периода:

I-й период – КИЕВСКИЙ – от начала Русской Церкви до перенесения митрополии из Киева на север. Церковная жизнь в этот период развивается преимущественно на юге с цент­ром в Киеве под непосредственным влиянием Греческой Церкви.

II-й период – МОСКОВСКИЙ – от утверждения митрополичьей ка­федры в Москве до конца патриаршества. Жизнь обеих митрополий текла отдельными руслами. Для Московской митрополии наступил период внутреннего преуспеяния, а Киевская митрополия терпела бедствия от иноверных польско-литовских государей.

III-й период – ПЕТЕРБУРГСКИЙ (синодальный). С начала XVIII в. настало новое время для всей русской жизни. Русская Церковь на протяжении всего этого времени была под сильным нажимом и влия­нием государства.

IV-й период – РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОМ ГО­СУДАРСТВЕ.

Характерной особенностью этого периода является – отделе­ние Церкви от государства и лояльное отношение государства к Церкви и Церкви к государству, а также – восстановление патри­аршества.

ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ. Одни источники бывают общие с общей церковной историей (вещественные памятники и литературные про­изведения), иные – частные, относящиеся непосредственно к цер­ковной жизни на Руси. Таковы: правила, грамоты и законы русских князей и иерархов, предания, проповеди, легенды, обряды, обы­чаи, жития святых.

Пособиями при изучении истории Русской Церк­ви являются: «История Русской Церкви» митр. Макария Булгакова в 12-ти томах, которая доведена до патр. Никона, труд по исто­рии Русской Церкви Е.Голубинского (доведен до И.Грозного), уче­бники П.Знаменского, П.Смирнова, П.Дмитревского и др.



2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца.

Крещение Руси, которое произошло при св. князе Владимире, отнюдь не было первым знакомством Руси с христианством. К этому времени уже была подготовлена почва для скорого распространения Православия среди русского народа. Преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет» сообщает о проповеди святого Андрея на месте будущего Киева. В тоже время в «Повести...» под 983 г. содержатся выражения: «сде бо несуть апостоли учили» и «аще и телом апостоли не суть сде были, но ученья их аки трубы гласят по вселенней в церквах». Архиепископ Филарет (Гумилевский) высказывал первые сомнения в истинности этого предания. Устойчивое почитание св. апостола Андрея Русской Православной Церковью в качестве провозвестника христианства на земле будущей Руси и ее небесного покровителя, отмечаемое с домонгольской эпохи и до новейшего времени, само по себе не позволяет отбросить древнее предание. Хотя мы не имеем строгих доказательств того, что апостол проповедовал на месте будущего Киева, как об этом сообщает «Повесть временных лет», вполне вероятно, что св. Андрей мог миссионерствовать, если и не на территории будущей Руси, то совсем неподалеку от нее. Вполне достоверным можно признать тот факт, что апостол Андрей проповедовал в Северном Причерноморье. В частности, церковный историк IV века Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Оригена, сообщает, что Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию.

Вполне мог св. Андрей Первозванный подниматься и вверх по Днепру до места, где позднее возник Киев. Имеются археологические находки, свидетельствующие об оживленной торговле греко-римских черноморских колоний с племенами, населявшими территорию будущей Руси. Известно, что множество античных торговых факторий существовало по течению Днепра. Таким образом, св. Андрей вполне мог побывать в этих местах вместе с греко-римскими купцами.

Сказанием апостоле Андрее наш народ всегда хотел прежде всего подчеркнуть апостольское преемство Русской Церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. Археологические находки, сделанные в Херсонесе, Керчи и многих других греко-римских поселениях Крыма, Приазовья и Новороссии, свидетельствуют о том, что христианство там распространилось уже в I-III веках. В 1997 г. появилось сообщение об изображении Христа Спасителя, обнаруженном в древнем Пантикапее (на месте нынешней Керчи): его датировали I в. Согласно устойчивому и никем не оспариваемому преданию, в 101 г. по Р.Х. в Херсонесе мученически окончил свои дни сосланный сюда при императоре Траяне священномученик Климент, папа Римский, которого со времени святого Владимира почитали как одного из небесных покровителей Руси.

На I Вселенском Соборе в Никее упоминается среди его Отцов епископ Скифии, иначе именуемой Томитанской епархией. Блаженный Иероним (IV-нач.V в.) писал о «пламени веры» в Скифии. Томитанский епископ присутствовал и на II Вселенском Соборе. Из этой римской провинции происходили многие христианские мученики. Отсюда же родом был и преп. Иоанн Кассиан Римлянин (360-430 г.г.), один из основателей западного монашества. И позднее Херсонес был важным церковным центром Византийской империи. Сюда был сослан за противостояние монофелитской ереси святой папа Мартин Исповедник. Здесь же он скончался в 655 г. В IX в. в Херсонесе в ссылке находился борец с иконоборческой ересью преп. Иосиф Студит. Епархия Херсонеса Таврического просуществовала до XIV, или даже до XVI столетия.

В византийский период истории Крыма возникает здесь и кафедра в Сугдее, иначе Суроже (нынешний Судак). В VIII в. здесь подвизался святитель Стефан Сурожский, один из Отцов противоиконоборческого VII Вселенского Собора. Неподалеку от Сурожской находилась и Фулльская епархия, упоминаемая в VII-VIII вв. Пантикапей (ныне – Керчь) был центром древней Боспорской епархии, известной с IV в. Епископ Домн Боспорский подписал деяния I Вселенского Собора. На територии нынешней Керчи обнаружен, древнейший из числа точно датированных христианских памятников на нашей земле – надгробие Евтропия, отмеченное 304 годом.
3. Фотиево крещение Руси. Византийские и русские источники об этом событии.

Ранее других приняли христианство славяне южные – балканские, которые вошли в орбиту Византии. Знакомство с славянами Македонии подвигло на проповедь среди славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Существует предположение, что просветительская миссия среди славян была начата св. Константином (Кириллом) Философом со славян восточных. Это произошло около 860-861 г.г., когда он был отправлен византийским императором в Хазарию со сложным дипломатическим поручением. Св. Константин вернувшись в Константинополь жил при Церкви Святых Апостолов до того времени, когда с 863 года началась его знаменитая Моравская миссия в державе святого князя Ростислава. Важно отметить, что почти одновременно с началом апостольской деятельности Константина-Кирилла среди хазар и славян происходит событие, также имевшее исключительное значение для дальнейших судеб христианства на Руси.

нападение руссов на Константинополь в 860 г. произошло под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве. Греческие источники имен не приводят, но сообщают о самом примечательном – русские крестились.

Это произошло при св. патриархе Фотии, который придавал огромное значение миссионерской деятельности. Именно по его благословению св. Константин совершал свои миссионерские путешествия.

При императоре Михаиле III и св. патриархе Фотии славянский флот осадил Константинополь. В это время византийцы вели войну на Востоке, и в городе почти не осталось войска. Надежды на избавление от варваров было мало. Славяне уже бесчинствовали в окрестностях Константинополя: они совершали неслыханные зверства, повергавшие в ужас даже ко многому привычных византийцев. Фотий взял величайшую реликвию столицы империи (Ризу Пресвятой Богородицы, хранившуюся во Влахернском храме) и прошел с ней по стенам Константинополя, опустил в воды пролива Босфор. После этого поднялась страшная буря, которая разметала корабли славян. Это было первое явление Покрова Божией Матери.

После поражения руссов состоялись переговоры с их князьями, которые пожелали принять крещение. Сам Фотий (867г.), позднее император Константин VII Багрянородный (Х в.) и ряд других авторов сообщали о том, что на Русь после этого события был послан епископ, и была создана епархия «Россия».

Патриарх Фотий, в своем окружном послании 867 года, свидетельствует: «И не только этот народ (болгары) променяли прежнее нечестие на веру во Христа, но даже и многими многократно прославленные и в жестокости и скверноубийстве всех оставляющие за собой так называемые руссы, которые, поработив находящихся около них и отсюда возмнив о себе высоко, подняли руки и против Ромейской державы. А в настоящее время даже и они променяли эллинское и нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную христианскую веру, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших, вместо ограбления нас и великой против нас дерзости, которую имели незадолго пред тем. И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».

Этих крестившихся руссов пока еще никак нельзя отождествлять со всеми восточными славянами. Подобных сообществ, можно полагать, было в ту пору немало. Варяги вступали со славянами в своеобразный симбиоз, создавая совместные дружины, совершавшие грабительские походы вплоть до побережья Средиземного моря. Как правило, возглавляли такие дружины варяжские князья-конунги, но и славян в этих шайках было немало.

Древние жития святителей Стефана Сурожского и Георгия Амастридского сообщают о грабительских набегах этих руссов – т.е. славяно-варяжских дружин – на Сурож (около 790 г.) и Амастриду (около 842 г.). Эти военные акции в обоих случаях сопровождались чудесами от мощей упомянутых святых и обращением в христианство предводителей этих отрядов.

Итогом походов и осады Константинополя воинами Оскольда и Дира стало первое крещение руссов – варяго-славянской Руси. Происходит так называемое «Фотиево крещение» Руси. Иногда его датируют не временем похода, а 866-867 г.г., когда на Русь был прислан Фотием первый епископ или архиепископ, как его называет Константин Багрянородный. Никоновская летопись содержит упоминание о миссионерской деятельности присланного епископа: в частности, сообщается о знаменитом чуде с брошенным в огонь и не сгоревшим Евангелием. Как полагают некоторые исследователи, этим архиереем мог быть святитель Михаил, которого мы традиционно поминаем как первого митрополита Киевского. Однако процесс христианизации руссов замедлился после того, как Аскольд и Дир, первые князья-христиане, были убиты язычником Олегом, преемником Рюрика. Над могилой Аскольда в Х веке св. Ольга (или некий Олма, если только это не описка древнего летописца) поставила церковь святого Николая.

в Киеве на какое-то время вновь восторжествовала языческая реакция. Олег вел многочисленные войны с Византией, хазарами и другими народами.


4. Христианство на Руси в IX-X вв. Крещение св. Ольги.

Ранее других приняли христианство славяне южные – балканские, которые вошли в орбиту Византии. Знакомство с славянами Македонии (а предание утверждает, что и кровное родство) подвигло на проповедь среди славян святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Побывав у хазар с религиозно-политической миссией, св. Константин вернулся в Константинополь. Там он жил при Церкви Святых Апостолов до того времени, когда с 863 года началась его знаменитая Моравская миссия в державе святого князя Ростислава. В то же время русская летопись сообщает другую важную информацию: нападение славянской дружины на Константинополь произошло под предводительством варягов Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве. Греческие источники имен не приводят, но сообщают о самом примечательном – русские крестились.

Это произошло при св. патриархе Фотии, который придавал огромное значение миссионерской деятельности. Именно по его благословению св. Константин совершал свои миссионерские путешествия.

После поражения руссов состоялись переговоры с их князьями, которые пожелали принять крещение. Сам Фотий (867г.), позднее император Константин VII Багрянородный (Х в.) и ряд других авторов сообщали о том, что на Русь после этого события был послан епископ, и была создана епархия «Россия».

Как полагают некоторые исследователи, этим архиереем мог быть святитель Михаил, которого мы традиционно поминаем как первого митрополита Киевского. Однако процесс христианизации руссов замедлился после того, как Аскольд и Дир, первые князья-христиане, были убиты язычником Олегом, преемником Рюрика. Вероятно, на Руси при Олеге царила типично варяжская атмосфера военных походов, мало пригодная для активной проповеди христианства.

В правление князя Игоря Рюриковича (912-944) христианство уже предстает заметной силой. Об этом свидетельствует, в частности, договор русских с греками, датированный 944 годом. В нем приводятся имена дружинников-христиан. Дружинники из числа христиан, согласно договору, должны были присягать в церкви святого пророка Илии в Киеве, на Подоле. Следовательно, в Киеве при Игоре христиане не только не подвергаются гонениям, а входят в число приближенных князя и открыто совершают богослужения в храме.

Были и причины внешнего характера: сохранились сведения о том, что около 940 г. иудео-хазарский полководец Пейсах разбил руссов и принудил их подчиниться Хазарии, которая уже к этому времени контролировала все Поволжье и земли многих славянских племен, независимых от Киева. По всей вероятности, после этого поражения Русь вновь платила дань хазарам и зависела от них.

Эти непростые взаимоотношения русских и хазар, как можно предполагать, повлияли на религиозный выбор Ольги и дальнейшие судьбы Хазарии и Руси. Крещению Ольги могли способствовать антихазарские, т.е. антииудейские настроения, основанные на существовавшем антагонизме между Хазарией и зависимой от нее Русью. Каганат вскоре был сокрушен сыном Ольги Святославом, который взял столицу Итиль и крепость Саркел и практически уничтожил это царство.

С деятельностью святой равноапостольной княгини Ольги (945-969) связан второй этап христианизации нашего Отечества. Как известно из Повести Временных Лет, Ольга в бытность свою язычницей, была не только мудрой, но и жестокой правительницей. Ужасная расправа, учиненная Ольгой над древлянами в порядке кровной мести за убитого ими Игоря, свидетельствует о ее первоначальном типично языческом мировоззрении. И все же, можно думать, что голос совести заговорил в душе Ольги после ее злодеяния. О ее некоторых не вполне обычных для язычницы чертах свидетельствует и тот факт, что Ольга категорически отказалась от повторного брака после смерти Игоря. По-видимому, в душе княгини произошел перелом, который от этих кровавых и жестоких деяний повлек ее к покаянию и обращению в христианство. Известно, в частности, что в Константинополь с ней прибыл какой-то священник по имени Григорий.

Крещение Ольги произошло, скорее всего в Константинополе, о чем сообщают византийские историки Иоанн Скилица (XI в.) и Иоанн Зонара (кон. XII в.). О том, что княгиня крестилась в столице империи, может косвенно свидетельствовать и вклад св. Ольги в храм св. Софии в Царь-граде – серебряная тарель, позднее похищенная при разграблении крестоносцами и попавшая в собор св. Марка в Венеции.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Похожие:

2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Отрадненское районное общество историков-архивистов во имя святого...
Лоба В. Е. – кандидат юридических наук, начальник Управления научно-ииследовательской деятельностью Армавирской государственной педагогической...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Профессиональной коммуникации АнглийСкий язык reading numerals and...
Авторы-составители: ст преп. Н. В. Вадбольская, ст преп. А. В. Лучникова, ст преп. И. В. Сальникова
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Учебное пособие Волгоград 2005 удк 93: 008: (470+571) (07) ббк 63 (2) я 73
Черемушникова И. Н. (темы n 4, 5), доц. Каден А. Г. (тема n 2, 19), ст преп. Петров А. В.(темы n 1, 10), преп. Чернышева И. В. (тема...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Бакалавра Научный ст преп. Римушкина Е. Ю. Рецензент: к ф. н., ст преп. Морилова Е. С
Образовательная программа «Теория и практика межкультурной коммуникации (английский язык)»
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon 7. Кодирование сообщения Размещение тарифной информации в основной...
Размещение тарифной информации в основной базе данных и ее изменение производится на основании сообщения пользователя. Каждому сообщению,...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Эй ! Кто-нибудь слышал, кто такие творцы ?
В тишине и безмолвии космоса падал человек, он был так же тих и безмолвен, как и всё вокруг, он даже не дышал и казалось не потому,...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Перечень недействующих на территории Российской Федерации актов Министерства...
Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, утвержденная заместителем Министра путей...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Сообщения на дисплее компьютера автомобилей volvo s60, S80, V70, xc70, xc90
В таблице приведены сообщения для всех автомобилей всех модификаций, не все этис ообщения могут появляться на дисплее Вашего автомобиля...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Игра Habermaaβ арт. 7124 огненный дракон (7124) Взрывной конкурс,...
Рубин! Используя тактику и немного удачи вы должны переместить свои фигурки с помощью кубика вокруг вулкана и попытаться собрать...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Инструкция (часто задаваемые вопросы) Ноябрь. Электронное декларирование
Запросить историю процедуры. После того, как запрашиваемая история придёт, открыть подробный протокол по текущей дт, в протоколе...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Соболев Переводы Библии на русский язык Псалтырь рифмотворная / Пер. Симеона Полоцкого. М., 1680
К римляном Послание святаго апостола Павла. С толкованием, основанным на писаниях святых отец / Пер архим. Мефодия (М. А. Смирнов)....
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Магистра филологии Егора Андреевича Инокова Научный к ф. н., ст преп....
Способы выражения просьбы в польском и немецком языках (в сопоставлении с русским)
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Первый пятилетний план «Пятилетку в четыре года!» Вторая пятилетка «Кадры решают все!»
Первое летописное упоминание о Москве как поселении относится к 1147 г., от которого ведется летоисчисление истории города. Основателем...
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Бакалавра ( Профиль: История Кавказа (Грузия) ) Научный к и. н.,...
I. Восточно-грузинское царство в последней четверти xviiiв. Выбор исторической судьбы. 5
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Первое летописное упоминание о городе Вязьме относится к 1239 году....
В 1566 году Иван Грозный посетил город и присутствовал на богослужении в Соборной церкви
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного. Полемика вокруг сообщения преп. Нестора Летописца icon Публичный доклад
Рядом расположен Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Первые упоминания о храме относятся к 1628 г. Тогда в Сынково находилась...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск