ОПРОСНИК «ГРУППА РИСКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ» (ГРН) ВЫЯВЛЕНИЕ ГРУПП РИСКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Методика была разработана в 1995-1996 гг. доктором психологических наук Б.И. Хасаном, кандидатом психологоческих наук Ю.А. Тюменевой и апробирована на базе Красноярской гимназии «Универс» (№1). В настоящее время методика широко используется в школах Красноярска края.
Предлагаемая методика «Выявление групп риска наркозависимости в старшем подростковом возрасте (14-17 лет)» представляет собой опросник для учащихся 8-11-х классов школы. Опросник предназначен для определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования. Другими словами, методика позволяет получить данные для анализа ситуации, связанной с риском зависимого поведения в классах подростковой и старшей ступеней школьного образования в связи с устройством образования и реализацией профилактических программ в конкретном образовательном учреждении. В этом смысле методика служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики.
Методику рекомендуется проводить ежегодно (требования к организации исследования в образовательном учреждении, процедуре проведения и варианты анализа данных см. ниже).
Методика предназначена для школьных психологов и администраторов. Ее использование предполагает специальную подготовку в области профилактики зависимых форм поведения.
Обоснование методического подхода
Согласно современной концепции (Б.А. Кобринский, 1992) между здоровьем и наркоманией, как между состоянием полного здоровья и инвалидностью вообще, лежит широкий спектр переходных состояний:
1. Норма – отсутствие употребления наркотиков.
2. Единичное или редкое употребление наркотиков.
3. Многократное их употребление (в англоязычной литературе это называют «злоупотреблением наркотиками»), но без признаков психической или физиологической зависимости (наркотизм).
4. Наркомания 1-й стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика осуществляется ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абстиненции.
5. Наркомания 2-й стадии, когда сложилась физическая зависимость от наркотика и поиск его направлен уже не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы и избежать мучений абстиненции.
6. Наркомания 3-й стадии – полная физическая и психическая деградация.
В рамках «нормы», когда отсутствует проба (употребление) наркотика, можно выделить два типа реализуемого поведения: первый связан с отсутствием предрасположенности к зависимым формам поведения, второй – с наличием такой предрасположенности, что резко повышает «степень риска» для подростка. Факторами риска может выступать все то, что мешает подростку чувствовать себя комфортно, что угнетает его, провоцирует на реализацию заведомо неадаптивных форм поведения. Поскольку для решения задачи идентификации и самоопределения подростком необходимо попробовать себя в разных качествах, то наиболее показательная для подросткового возраста ситуация – это ситуация пробы, не именно наркотической, а пробы вообще. Психологическим содержанием такой ситуации является риск, поскольку каждая проба несет в себе частицу неизведанности и опасности. Следовательно, реализация независимой формы поведения будет связана с адекватной оценкой ситуации риска и выбором правильной стратегии поведения.
Наличие предзависимостей феноменологически выражается в этом возрасте как неадекватное поведение в ситуации риска (неизвестной ситуации с неопределенным исходом, сложной жизненной ситуации) и реализуется посредством двух стратегий поведении: избегающей и преодолевающей. Стратегию «избегания» (высоких требований среды) реализуют подростки, у которых недостаточно внутреннего ресурса для разрешения сложных жизненных ситуаций, среда для них избыточна. Преодолевающая стратегия, напротив, связана «недостаточностью» окружающей среды, ее бедностью для такого подростка, когда он не чувствует ее сопротивления, не находит таких ситуаций, в которых мог бы попробовать и почувствовать свои силы, себя самого. И как следствие, подросток вынужден искать более «рискованные» места, чтобы получить то количество эмоциональных переживаний, Которое необходимо ему для самоощущения.
Реализация каждой из этих стратегий может быть внутренней предпосылкой к употреблению наркотиков и фактором риска зависимого поведения: в первом случае – с целью компенсации недостающего ресурса, во втором – с целью проживания ситуации риска. И в этом смысле избегающий тип поведения выступает фактором с более высокой степенью риска, нежели преодолевающий тип поведения, поскольку в первом случае наркотик приобретает характеристики средства поддержания нормального самочувствия (срабатывают его илллюзорно-компенсаторные эффекты), а во втором – сама ситуация служит таким средством и, следовательно, может быть заменена на другую.
Избегающий тип поведения. В момент пробы осуществляется поиск определенного эффекта от употребления наркотика для компенсации внутренних дефицитов с целью решения разного рода задач, необходимых для нормального существования, но не поддающихся решению в нормальном состоянии (к примеру, идентификация с референтной группой, повышение самооценки, снятие напряжения и т.д.). В таком случае в момент осуществлении пробы срабатывает механизм формирования зависимости: посредством своей иллюзорно-компенсаторной функции наркотик сразу же встраивается в ряд средств, с помощью которых подросток поддерживает свое психическое равновесие, избегает травмирующего эффекта напряженных ситуаций. Наркотик, таким образом, словно заполняет разрывы в психическом континууме и, подобно тому, как встраивается в обменные процессы, встраивается в процессы психические.
Преодолевающий тип поведения. Для этого типа акцент в ситуации пробы смещается с эффекта от пробы наркотика на саму ситуацию пробы. В данном случае, так же как и в первом, происходит компенсация дефицита самочувствия и одновременно ощущения бедности внешней среды. Таким образом, даже однократная проба может стать достаточной, ибо ситуация как прожитая теряет свою эмоциональную напряженность и привлекательность, теряет характеристики рискованной. Но если среда вокруг такого ребенка настолько бедна, что это самое острое из доступных ему ощущений, или наряду с недостаточностью среды у подростка имеется ряд собственных психологических проблем (например, установка на преодоление связана с осуществлением стратегии «от противного», по типу «нападение – лучшая защита»), то срабатывает тот же механизм, что и в первом случае.
Где-то посередине этих двух крайних вариантов находится «адекватное» поведение в ситуации пробы, когда проба осуществляется в силу природного любопытства. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает его воздействие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не находит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.
Несмотря на столь разные варианты содержательного наполнения момента пробы, после ее осуществления, если это значимая проба, происходит изменение картины мира подростка. Из всего потока информации он начинает выделять ту, которая имеет отношение к наркотикам, он начинает интересоваться книгами, фильмами, рассказами о наркотиках. Следовательно, проба – это тот момент, который мы можем феноменологически зафиксировать как повышение интереса к информации о наркотиках.
Многократное употребление наркотиков, но без признаков психической или физиологической зависимости – это уже аддиктивное поведение. Оно является переходной стадией к наркомании и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.
Очень важную роль в формировании аддиктивного поведения играет тот факт, что проба наркотика осуществляется, как правило, в компании, принадлежность к которой играет для подростка огромную роль. Более того, если посредством пробы решается проблема принадлежности к компании такого типа, а взаимодействия в ней строятся на основании употребления наркотиков, то подросток вынужден продолжать употребление веществ, чтобы иметь возможность общения в данной компании. Злоупотребление психоактивными веществами у подростков можно условно отнести к варианту «тайного» поведения, скрываемого от родителей и других взрослых. Оно носит явный антисоциальный характер, подразумевает связь с различными незаконными структурами. Наряду с этим, принадлежность к такой группе дает возможность подростку как почувствовать себя значимым (ощущение тайны) и неодиноким, так и решить проблемы с недостаточностью среды. Попав в такую компанию, выйти из нее очень трудно. Как правило, наркотики ее членами употребляются при совместном времяпрепровождении. Этот эффект называется групповой психологической зависимостью. Как следствие принадлежности к такой компании у подростка понижается социальный интерес, а его собственные интересы смещаются в сторону референтной группы.
Феноменологически в данном случае мы можем зафиксировать отрицательное отношение к просоциальным действиям, склонность совершать или одобрять асоциальные поступки.
Итак, если подросток имеет друзей, употребляющих наркотики, посещающих вечеринки и определенные «тусовки», где их принято употреблять, и это сочетается с характеристиками, приведенными выше, подозрения в отношении наркотизации резко возрастают.
Таким образом, мы можем говорить о риске наркозависимости для подростка, исходя из общего принципа – чем больше факторов, свидетельствующих о неадекватности поведения, наличии друзей, употребляющих наркотики, о повышенном интересе к данной области, девиациях, тем с большей вероятностью данный подросток рискует в последующем стать наркоманом.
Перечисленные предпосылки позволяют нам говорить о группах, различаемых по степени риска:
I – не рискующие подростки.
II – подростки группы риска.
«1-я группа риска» («потенциально готовые к пробе») – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения;
«2-я группа риска» – подростки, реализующие избегающую или преодолевающую стратегию поведения и осуществившие как минимум однократную пробу;
«3-я группа риска» – подростки с аддиктивной формой поведения. Степень риска увеличивается от первой к третьей группе.
Общая характеристика опросника
Опросник представляет собой ряд биполярных утверждений, которые разнесены по трем диагностическим шкалам.
1. Шкала «поведение в ситуации риска» (6 утверждений) обнаруживает ту или иную стратегию поведения в ситуации риска (нормальное, адекватное поведение; неадекватное поведение – избегающая или преодолевающая стратегия).
2. Шкала «интерес к наркотикам» (6 утверждений) позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого бы то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках, который связан с направленным поиском такой информации, структурированием времени «под этот интерес». Данные по шкале квалифицируются как обнаружение осуществленной пробы.
3. Шкала «социальные установки» (10 утверждений) обнаруживает наличие характеристик активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных действий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.
Таким образом, опросник содержит 22 утверждения.
Ключ к опроснику
Название шкал
|
Шкала «поведение в ситуации риска»
|
Шкала «интерес к наркотикам»
|
Шкала «социальные установки»
|
№№ утверждений
|
2,5,7а,7б,15, 16
|
3,6,8,10,11,13
|
1, 4, 12, 14, 17, 18, 19; 20,21,22
|
Подсчитывается количество баллов, набранное по каждой шкале. Крайняя левая клетка соответствует 6 баллам, крайняя правая – 1 баллу.
|
6
|
5
|
4
|
3
|
2
|
1
|
|
1. Я не собираюсь откладывать удовольствия из-за других важных дел
|
V
|
|
|
|
|
|
1. Я откладываю удовольствие, если сейчас есть важные дела
|
Обработка результатов
Обработка результатов проводится компьютерным образом с помощью программы EXCEL.
Результаты опросника обрабатываются следующим образом:
1. Определяется норма для всей выборки (параллели).
2. Результаты ниже среднего значения по выборке расцениваются как «низкие», попадающие в среднее значение – «средние» и, соответственно, выше нормы – «высокие».
3. Для интерпретации данных, полученных при исследовании, мы распределили сочетание показателей по «группам риска». Для наглядности и удобства работы они представлены в следующей таблице.
Группы риска
|
«Поведение в ситуации риска»
|
«Интерес к наркотикам»
|
«Социальные установки»
|
Группа «не рискующие»
|
С
|
С
|
С
|
1-я гр. риска «потенциально готовые к пробе»
|
Любой показатель (Н, С, В)
|
Н, С
|
Любой показатель (Н, С, В)
|
2-я гр. риска «совершившие пробу»
|
Любой показатель (Н, С, В)
|
В
|
Н,С
|
3-я гр. риска «аддиктивное поведение»
|
Любой показатель (Н, С, В)
|
В
|
В
|
Описание «групп риска»
Группа «не рискующие» определяется «средними» показателями по всем шкалам. Для подростков, попавших в группу «не рискующих», характерно адекватное поведение в ситуации риска (пробы), когда проба осуществляется в силу природного любопытстве. В данном случае, пробуя наркотик, подросток пробует именно наркотик (а не ситуацию, или новую роль и т.п.), он ощущает его воздействие на организм, чувствует запахи или вкус. Как правило, в таком случае ничего привлекательного в употреблении подобного рода препаратов он не находит и принимает решение о ненужности наркотиков для него.
|