Материалы заданий Всероссийского конкурса научных работ школьников
Юниор в 2011/12 учебном году
Общая характеристика заданий
В рамках всероссийского конкурса научных работ школьников Юниор проводится два конкурсных мероприятия, которые дают одинаковый вклад в итоговую оценку участника. Это
(1) защита подготовленного научного проекта перед членами жюри конкурса;
(2) предметной олимпиады в рамках выбранной секции.
Для оценки научного проекта члены жюри заслушивают каждого участника конкурса, задают вопросы, обсуждают с участником постановку задачи, методы решения и результаты. Для более точной оценки лучших участников, претендующих на высокие места, члены жюри слушают дважды.
Предметная олимпиада проводилась на компьютерах в компьютерных классах НИЯУ МИФИ.
Ниже приведены задания олимпиадной части конкурса и тезисы научных проектов лучших участников.
Олимпиадное задание
Заключительного тура Всероссийского конкурса научных работ школьников Юниор-2012
По информатике для 9-го класса
Олимпиадное задание
Заключительного тура Всероссийского конкурса научных работ школьников Юниор-2012
По информатике для 10-го класса
Олимпиадное задание
Заключительного тура Всероссийского конкурса научных работ школьников Юниор-2012
По информатике для 11-го класса
Тезисы научных работ
Победителей Всероссийского конкурса научных работ школьников Юниор-2012
По информатике
Биометрическая система идентификации пользователя в компьютерных сетях по голосу
Гусев Алексей
Класс:11
Секция: Информатика
СУНЦ МГУ, г. Москва
Научный руководитель: Дмитриев Константин Вячеславович,
младший научный сотрудник кафедры физики СУНЦ МГУ
Цель работы - создание альтернативной системы аутентификации пользователя. В традиционно применяемых системах используется идентификация по логину и паролю. В разработанной системе в качестве уникальных данных предлагается использовать запись голоса.
У классической системы логин/пароль существует один существенный недостаток - необходимо помнить пароль. Это усложняется тем, что устойчивый к взлому пароль должен иметь большое число различных символов (что делает практически невозможным его запоминание, а записывать пароль где-то — не надёжно). Система идентификации по голосу лишена этих недостатков - нет необходимость помнить что-то кроме логина.
-
Принцип голосовой идентификации
Каждый всплеск в записи голосового сигнала соответствует некоторому фрагменту речи (букве, фонеме или короткому слову) .
Например, на рисунке обозначено 8 фонем.
Форма колебаний фонем индивидуальна для каждого человека.
На рисунке изображён график записи одной и той же звуковой фонемы, сказанной разными людьми.
На графике чёрной и синей линиями обозначены колебания одной фонемы для одного человека. Красный цветом обозначена фонема от другого человека.
Принцип работы системы состоит в сравнении данных «голосового паспорта» пользователя, созданного при регистрации пользователя в системе, и новых данных, записанных при сессии аутентификации. Используется оригинальный алгоритм сравнения.
-
Создание «голосового паспорта»
Для создание голосового паспорта запись используется запись того, как пользователь произносит цифры от нуля до девяти. Каждая запись предварительно обрабатывается (удаляется шум, корректируется возможное смещение сигнала), затем строится частотный спектр записи, который сохраняется в базе данных.
При аутентификации пользователь произносит четыре случайно сгенерированные цифры, записи которых обрабатываются так же, как и при создании голосового паспорта (очистка от шума и создание спектра). Полученный спектр записи цифры сравнивается со спектром записи этой же цифры из голосового паспорта методами корреляционного анализа. На основании сравнения спектров всех записанных цифр принимается решение, является ли пользователь тем, кем он представился.
Система реализована в виде клиентской и серверной частей. Серверная часть базируется на технологии NodeJS, серверной среде JavaScript, основанной на JavaScript движке V8 браузера Google Chrome, выбор которой обусловлен ее способности показывать высокую производительность при больших нагрузках.
На клиентская часть используется JavaScript для "общения" с сервером и Adobe Flash для записи голоса пользователя и его обработки.
Чтобы использовать систему на своем сайте, веб-разработчику достаточно подключить JavaScript-библиотеку на страницу, на которой необходимо сделать форму авторизации.
Anil K. Jain, Ruud Bolle, Sharath Pankanti - Biometrics: personal identification in networked society
Статья "Биометрия. Голос" - http://wiki.oszone.net/index.php/Биометрия._Голос
Emmanuel C. Ifeachor and Barrie W. Jervis - Digital Signal Processing: A Practical Approach, Second Edition
David Jacobs - Correlation and Convolution, Class Notes for CMSC 426, Fall 2005
Двуранговая файлообменная сеть общего назначения
Никулин Дмитрий
Класс: 11
Секция информатики
ГОУ СОШ №564, г. Санкт-Петербург
Введение
В последнее время все более актуальными становятся приложения, основанные на идее peer-to-peer - или, кратко, P2P. Действительно, большинство данных в сети Интернет сейчас передается по схеме клиент-сервер[1], из-за чего возникает проблема неравномерного распределения нагрузки в глобальной сети. С каждым годом эта нагрузка увеличивается экспоненциально. В связи с этим, возникает необходимость в принципиально новых моделях сетевого взаимодействия. Одной из таких моделей и стал P2P: исчезновение привилегированных узлов в лице серверов и уход от централизованности к равноправному взаимодействию стали его отличительными особенностями.
За последние 10 лет были разработаны многочисленные приложения, так или иначе взаимодействующие друг с другом по принципу P2P. Одни завоевали огромную популярность среди пользователей Интернета. Главным примером здесь, бесспорно, должен служить BitTorrent[2], однако существуют также и другие, менее известные, но, тем не менее, весьма популярные сети, такие как Gnutella[3] и eDonkey[4]. Другие стали нишевыми продуктами, широко известными в узких кругах. Здесь в качестве примеров можно назвать сети Freenet[5] и I2P[6], чьей главной задачей стала максимальная анонимность пользователей. Однако, существующие на данный момент файлообменные сети обладают рядом недостатков. В частности, все они не имеют встроенной системы поиска по содержимому. Либо имеют, но работает она крайне медленно, или же результаты поиска не являются полными. Мы предлагаем прототип файлообменной сети, решающей данную проблему, а также включающей в себя ряд других интересных концепций.
Описание работы
Все существующие подходы к поиску в файлообменных сетях основаны, как правило, на централизованной индексации сети ограниченным числом серверов или на обмене между пользователями списками файлов, которыми они готовы поделиться. Таким образом, нарушается либо принцип децентрализованности, присущий P2P, либо поиск становится возможен лишь в сильно ограниченном пространстве файлов, находящихся у ближайших соседей, либо любой поисковый запрос вызывает огромную нагрузку на сеть. Мы предлагаем принципиально иную систему поиска.
В нашей сети каждый узел хранит у себя набор документов, описывающих некоторую единицу информации: видеофайл, программу или музыкальный трек - которой у него может и не быть. Подобный документ мы называем метафайлом. В метафайле, помимо названия описываемого объекта, хранятся его категория, краткое описание, а также некоторое количество служебной информации. Кроме того, формат метафайлов включает в себя систему тегов, которая несколько расширяет общепринятую, позволяя более эффективно структурировать информацию.
Для обеспечения высокой доступности файлов и метафайлов используется разработанная нами система распределения данных. Она позволяет узлам при сравнительно небольших объёмах хранимой служебной информации иметь доступ к большому числу ресурсов сети. При этом доступность ресурса пропорциональна его популярности: чем чаще узлы нуждаются в некотором объекте, тем легче его получить. Кроме того, вышеуказанная система дает возможность легко и быстро скачивать ресурс по его идентификатору.
Наша сеть учитывает особенности текущей инфраструктуры сети Интернет, в связи с чем вводится разделение узлов сети на два типа: "открытые" и "закрытые". "Закрытые" узлы не могут принимать соединения, а могут лишь устанавливать их самостоятельно. "Открытые" узлы могут как принимать, так и устанавливать соединения, однако, в силу специфики "закрытых" узлов, соединяются преимущественно с ними.
Для написания прототипа мы использовали исключительное свободное программное обеспечение: язык программирования Python, библиотеку асинхронного сетевого взаимодействия Twisted, библиотеку для построения графических интерфейсов GTK и библиотеку локального поиска Whoosh. В скором времени, мы планируем выпустить клиент для нашей сети под свободной лицензией.
Заключение
В работе построен прототип файлообменной сети, сочетающей в себе достоинства современных p2p-сетей и при этом лишенной многих их недостатков. Представлен ряд идей, претендующих на инновационные в данной области. Предложено решение для одной из фундаментальных проблем подобных сетей, а именно для вопроса поиска данных по сети. Сделан обзор текущих технологий поиска и демонстрация преимуществ нашего подхода. Обозначены основные направления дальнейшей работы.
Литература
Sandvine Global Internet Phenomena Report — Fall 2011: http://www.sandvine.com/downloads/documents/10-26-2011_phenomena/Sandvine Global Internet Phenomena Report - Fall 2011.pdf
The BitTorrent Protocol Specification: http://bittorrent.org/beps/bep_0003.html
Gnutella Protocol RFC: http://rfc-gnutella.sourceforge.net/rfc-gnutella.zip
eDonkey Protocol Specification: http://kent.dl.sourceforge.net/pdonkey/eDonkey-protocol-0.6.2.html
The Freenet Project: https://freenetproject.org/
I2P Anonymous Network: http://www.i2p2.de/
Создание набора реалистичных инструментов для цифрового рисунка
Пескова Анастасия
11 класс
Лицей №1533 (информационных технологий), г. Москва
Научный руководитель: Завриев Николай Константинович, преподаватель лицея № 1533 (информационных технологий)
На сегодняшний день большую популярность приобрел цифровой рисунок. Благодаря некоторым преимуществам, таким как возможность отменить действие, отредактировать цветовую гамму работы и отсутствие необходимости в дорогих материалах и инструментах. Однако в программах для рисования зачастую на второй план уходит вопрос о реалистичности предоставленных инструментов. К примеру, инструмент «карандаш» в абсолютном большинстве программ является пиксельной линией заданного цвета и толщины, что совсем не соответствует настоящему карандашу, который размазывается, оставляет за собой частички грифеля.. Такой подход значительно сужает целевую аудиторию программы, ведь в мире до сих пор осталось много поклонников традиционного рисунка, которые не хотят отказываться от своих привычных инструментов и их свойств, но были бы не против воспользоваться преимуществами рисования на компьютере и расширить свои возможности. К сожалению, даже те немногие программы, затрагивающие эту область, обладают весомыми недостатками при высокой цене. Очевидно, что желающего для начала только попробовать компьютерную графику, это отпугнет. Целью данной работы является создание набора реалистичных инструментов для бесплатного популярного графического редактораGNU ImageManipulationProgram (далее - GIMP).
Требуется изучить свойства и поведение письменных принадлежностей. На основе исследования, создать набор инструментов для компьютерной графики, идентичных реальным, а затем добавить его в GIMP. Данная программа предоставляет возможность добавления собственных форм кистей, текстур, градиентов и палитр, поддерживает написание скриптов на языке Scheme. Таким образом, инструменты будут добавлены в программу при помощи скриптов и добавления пользовательских кистей.
При поиске аналогов были рассмотрены как плагины для GIMP, так и самостоятельные графические редакторы. Были рассмотрены около пятидесяти программ разного типа, однако лишь немногие обладают заявленной реалистичностью процесса рисования, при этом располагая значительными недостатками.
Решение построено следующим образом: в GIMPзагружаются «кадры», каждый из которых имитирует след пишущей принадлежности при разной силе нажания, формируется анимационная кисть, кадры расставляются по силе давления пера планшета. С помощью скриптов можно изменять такие параметры, как мягкость карандаша или количество чернил в ручке. Также с помощью скриптов данные функции добавлены в меню «Инструменты» в папку«RealisticTools». Для некоторых инструментов возможностями GIMPдобавлены специальные палитры, идентичные цветам, которые имеют эти канцелярские принадлежности в реальности, а с помощью скриптов палитра автоматически становится основной при выборе соответствующего инструмента.
Список использованных информационных источников
Колесниченко Д.Н. «GIMP 2. Бесплатный аналог Photoshop для Windows/Linux/Mac OS», «БХВ-Петербург», 2009
Лутц М. «Изучаем Python » , «Символ-Плюс», 2011
Тимофеев С.М. «Работа в графическом редакторе GIMP», «Эксмо», 2009,
Головко С.К. «Обработка изображений в GIMP: что такое Script-Fu», http://www.opennet.ru/docs/RUS/gimp_scriptfu/
Команда авторов документации GIMP, Виталий Ломов, Александр Прокудин «GNUImageManipulationProgram. Руководство пользователя», 2006, http://gimp.ru/files/help/gimp.pdf
Dragonizer «GIMP Script-fu: быстрое изучение и написание простых скриптов на Scheme», новость от 8 января 2011, 01:43, http://habrahabr.ru/blogs/programming/111387/
Kevin Turner «Writing a GIMP Plug-In», 2008, http://www.gimp.org/docs/plug-in/plug-in.html
|