Скачать 223.06 Kb.
|
Евангелизация взрослых свящ. Иакинф Дестивель ОР В начале этого доклада о евангелизации взрослых не могу не признать, что я с трепетом приступаю к этой теме. Евангелизация взрослых – это сердце и образ миссии Церкви, о котором уже много написано и сказано. Тем не менее я хочу предложить некоторые замечания по этому вопросу, надеясь, что они смогут дать пищу нашему общему размышлению и будущей дискуссии. Цель этого доклада – напомнить учение Церкви о евангелизации взрослых в свете опыта пастырской работы в России. Я буду опираться на предыдущие доклады отца Игоря Ковалевского и отца Николая Дубинина, на документы Церкви, такие как апостольское обращение «Evangelii nuntiandi», «Общее катехитическое руководство», «Чин христианского посвящения взрослых», а также на ту информацию, которую я почерпнул из бесед со священниками, особенно со своими братьями доминиканцами, с сестрами и мирянами, работающими на этом поприще, а также на мой личный небольшой пастырский опыт работы в России. Тема, о которой меня попросили говорить, – «евангелизация взрослых». Не катехуменат, не катехизация взрослых, а именно евангелизация взрослых. Поэтому нам надо прежде всего определить смысл этих двух терминов. Что такое евангелизация? Отец Игорь прекрасно справился с задачей определить этот термин в своем докладе «Евангелизация – неотъемлемая черта Церкви». Опираясь на него, я просто хочу подчеркнуть некоторые моменты, особенно важные для евангелизации взрослых. Можно по-разному понимать, что такое евангелизация. «Чин христианского посвящения взрослых» понимает прекатехуменат как евангелизацию. С другой стороны, ОКР (Общее катехитическое руководство) различает так называемое первое благовестие, т.е. керигму, и собственно катехизацию, которые являются разными этапами евангелизации. На самом деле понятие «евангелизация» шире, чем «катехизация». Евангелизация включает в себя катехизацию, в которую входит катехуменат, и постоянную формацию, а также первое благовестие, так называемую предевангелизацию и реевангелизацию. Однако прежде чем говорить о евангелизации взрослых, надо определить, что значит быть взрослым В Евангелиях Христос призывает Своих учеников стать как дети: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф 18, 3). Апостол Павел, наоборот, призывает нас к зрелости. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе» (1Кор 3, 1), – пишет Павел коринфянам. Или в другом месте, говоря о себе: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор 13, 11). Можно найти много отрывков в посланиях апостола Павла, где он различает детство и зрелость. На самом деле в этом нет противоречия и нет парадокса. В обоих случаях речь идет о возрастании во Христе. Для Христа стать взрослыми значит стать чадами Божиими. С философской или психологической точки зрения взрослость можно определить тремя чертами. Первая – это способность принимать реальность и жить в реальном мире. Это значит, что взрослый человек знает свои ограничения, свои способности и возможности, что он не живет в выдуманном мире. Вторая черта – самостоятельность, независимость, способность жить своими силами, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность. Третья черта – способность передавать жизнь: не только с биологической точки зрения, но и с нравственной, т.е. способность отдавать, служить другим людям и обществу. Говоря о евангелизации взрослых, я сказал бы, что первая задача евангелизации – воспитывать людей, чтобы они стали взрослыми. Повзрослев, они будут способны не только воспринимать Евангелие, но и воплощать его в жизнь. Невозможно стать зрелым христианином, не будучи зрелым человеком. Определение понятия взрослости зависит также от общественных условий. В истории человечества разные цивилизации имели различные представления об этапах человеческой жизни, об их числе и продолжительности, особенно о состоянии взрослости. В современном мире принято различать четыре этапа жизни человека: детство, молодость, взрослость, или зрелость, и старость. Официальные документы Католической Церкви о катехизации используют эту терминологию. Но надо иметь в виду, что эти этапы постоянно меняются. Сегодня молодость считается гораздо более длительным этапом из-за продолжительности учебы, из-за того, что теперь женятся и рождают детей гораздо позже, чем это было раньше. Старость также длится до такой степени, что сейчас на Западе принято говорить о «четвертом возрасте» (80 – 90 лет). Говоря о взрослости, нам надо найти также особые черты, характерные для взрослых в России. Нисколько не претендуя на создание психологического портрета российского общества, можно назвать некоторые психологические особенности взрослых людей в России, которые важно учитывать в деле евангелизации: в России мало примеров зрелых верующих католиков; людям недостает осознания ценности человеческой личности; в сознании людей часто существует разделение между верой и реальной жизнью; многие люди не готовы брать на себя ответственность; для некоторых взрослых трудно совместить веру с разумом; придается большое значение внешним формам выражения веры; вера новообращенных часто стоит на хрупком основании, не имеет корней, таким людям трудно устоять в вере без поддержки общины. Однако нельзя видеть только проблемы, у взрослых верующих в России много положительных качеств: это духовная жажда, стремление искать истину, умение слушать, доверие к проповедникам, готовность к покаянию… Наконец, невозможно говорить о евангелизации взрослых в России, не имея в виду, что эта страна имеет глубокие христианские корни и что большинство людей здесь считают себя православными. Поэтому стать католиком в этой стране значит оказаться в меньшинстве и в каком-то смысле – вне традиционной русской культуры. Вот некоторые черты российского общества, которые надо иметь в виду, когда мы говорим о евангелизации взрослых в России. С точки зрения евангелизации, нам надо различать три категории взрослых: те, которые не крещены; те, которые крещены, но не получили христианской формации, среди них православные, вошедшие в полное общение с Католической Церковью и требующие особого подхода; те, которые были крещены, просвещены и желают углублять свою веру. Каждая из этих категорий взрослых требует особого вида евангелизации. В первой части я буду говорить о задачах евангелизации взрослых, во второй части – о разных уровнях евангелизации взрослых. I. Задачи евангелизации взрослых ОКР определяет четыре основных задачи катехизации, которые можно отнести также к евангелизации: углубление познания веры, нравственное воспитание, литургическое воспитание и наставление в молитве, к которым добавляет воспитание навыков общинной жизни и введение в миссионерство. Попробуем взглянуть на эти задачи с точки зрения евангелизации взрослых. 1. Углубление познания веры Что касается углубления познания веры, ОКР, как и вся католическая традиция катехизации, различает познание содержания веры fides quae и утверждение в вере fides qua. Катехизация должна помогать ученикам Христа познавать Предание и Священное Писание. Эта задача осуществляется путем передачи Символа веры (ОКР, 85). ОКР напоминает, что представлению евангельской вести должны быть присущи определенные черты: троичность, христоцентризм, церковность, историчность, целостность, освобождающий характер; оно невозможно без инкультурации и т.д. Я хотел бы подчеркнуть некоторые аспекты, которые мне кажутся важными для углубления познания веры взрослых в России.
2. Нравственное воспитание Обращение к Христу предполагает следование за Ним, а значит, нравственное воспитание. ОКР подчеркивает важность Нагорной проповеди: «Нагорная проповедь, в которой Иисус повторяет Декалог и запечатлевает его духом заповедей блаженства, представляет собой постоянную точку отсчета в процессе нравственного воспитания» (ОКР, 85). Имея в виду некоторые черты российского общества, можно выделить несколько задач нравственного воспитания в рамках евангелизации взрослых.
3. Наставление в молитве и литургическое воспитание Третья задача евангелизации – наставление в молитве. Здесь центральное место занимает молитва Господня – «краткое содержание всего Евангелия», как говорит Тертуллиан. Ее семь прошений могут стать основанием всей духовной жизни. Но недостаточно передать формулы молитв, надо, чтобы процесс катехизации и евангелизации сопровождался совместной молитвой. Что касается литургического воспитания, важно вспомнить, что евангелизация не должна быть отделена от Литургии, она должна опираться на нее и вести к ней. В начале истории Церкви мистагогическая катехизация как раз имела целью помочь осознать действие таинств посвящения после их совершения. Но, конечно, можно организовать занятия по катехизации, то есть до совершения таинств, основываясь на Чине христианского посвящения взрослых, объясняя обряды, вопросы, которые задает священник во время обряда, молитвы за катехуменов и экзорцизмы. Конституция II Ватиканского собора о священной Литургии призывает, чтобы «все верующие пришли к тому полному сознательному и деятельному участию в совершении Литургии, которого требует сама ее природа» (SC 14). С этой точки зрения невозможно отрицать огромные шаги, сделанные на протяжении последних 20 лет в России, когда надо было практически с нуля создавать все литургические книги и сборники. Тем не менее участие народа Божиего в Литургии остается еще пассивным, особенно в том, что касается пения. Это очень жаль, потому что известно, какую роль играли песнопения в истории Церкви. Поэтому в процессе евангелизации и катехизации пение также должно играть важную роль. Существует также проблема иерархии ценностей. Эта проблема, как мне кажется, особенно важна в России в среде тех, кто был крещен в советское время. Сохраняя внешние формы веры, они привыкли отдавать предпочтение внешнему обряду, а не внутренней жизни. Они иногда сакрализируют некоторые формы веры, обрядов, церковной жизни, которые они с трудом сохранили в советский период. В результате этого многие верующие не видят разницы между Литургией и народным благочестием. И то и другое очень важно в процессе евангелизации, тем не менее невозможно отрицать, что они отличаются существенно. Особенность Литургии состоит в том, что ее совершает Сам Господь. Литургия – это actio divina или opus Dei: Бог действует, и мы отвечаем на Его действия. В частном или народном благочестии мы сами совершаем молитву. II Ватиканский собор помог вновь найти смысл Литургии Церкви и отличать ее от народного благочестия. Это особенно верно в отношении Литургии часов. С этой точки зрения можно сожалеть о том, что традиция совместного чтения Литургии часов не прижилась пока в наших храмах. Важно также в процессе катехизации показать иерархию ценностей в молитве Церкви. Литургия Церкви, т.е. таинства и Литургия часов находятся не на одном уровне с частным и народным благочестием. Это касается и песнопений: некоторые из них пригодны для исполнения во время Литургии, другие годятся, скорее, для молитвенных встреч и личного благочестия. В лоне Литургии также присутствует иерархия: Евхаристия находится в центре всех других таинств и молитв, воскресенье должно стать центром духовной жизни, а Пасха – настоящим центром литургического года. Евангелизация имеет еще и две других задачи: воспитание умения жить общиной и введение в миссионерство. 4. Воспитание умения жить общиной Община должна быть истоком, местом и целью евангелизации. Важно об этом помнить сейчас, когда в современном обществе господствует индивидуализм. Община должна быть истоком, потому что евангелизация, и особенно катехизация, – это ответственность не только катехизаторов и священников, но всей христианской общины. В катехуменате важную роль играют воспреемники. Желательно, чтобы они были из той же общины и сопровождали катехуменов на протяжении всего процесса катехизации. Сама группа катехизируемых должна стать маленькой общиной, где верующие имеют возможность получить навыки общинной жизни: братских отношений, общей молитвы, взаимной поддержки. Наконец, община должна быть целью евангелизации, поскольку новообращенные призваны жить в христианской общине, начиная с прихода. С этой точки зрения надо подчеркнуть важную роль прихода. Приход по преимуществу является местом евангелизации и особенно катехизации, ибо в приходе мы готовимся к таинствам и приступаем к ним. Здесь важно отметить, что приходы создаются по территориальному принципу. Этот принцип исключает другие критерии для создания общины, такие как национальный, сословный и иные, более субъективные. Важно, чтобы прихожане по-настоящему осознавали себя как общину. В этом может помочь совет прихода, созданный из прихожан, которые берут на себя определенные обязательства, собираются вместе, чтобы молиться за приход, обсуждают конкретные вопросы и являются как бы ядром прихода. Это не мешает существованию других маленьких общин в лоне прихода. Например, общины родителей, чьи дети посещают воскресную школу, общины молодых родителей, которые обсуждают вопросы христианского воспитания и т.д. Важно, чтобы Евхаристия была центром этой общины, истоком и вершиной жизни Церкви. Есть и другие места, которые позволяют учиться общинной жизни: это католические вузы, движения внутри Католической Церкви, которые, безусловно, являются важными местами евангелизации. 5. Введение в миссионерство Наконец, последняя задача евангелизации взрослых – введение в миссионерство. С этой точки зрения важно воспитывать в верующих ответственность за миссию Церкви, чтобы они свидетельствовали о Христе в обществе, особенно в местах своей профессиональной деятельности. Цель евангелизации – воспитать миссионеров. Желательно говорить об этом уже в период катехумената, но особенно при подготовке к Таинству Миропомазания. Важно подчеркнуть, что евангелизация полезна прежде всего для евангелизатора. В Апостольском обращении Evangelii nuntiandi Папа Павел VI сказал: «Будучи благовестницей, Церковь начинает с евангелизации самой себя» (EN 15). Поэтому важно вовлекать неофитов в процесс катехизации. Процесс евангелизации обогащает и катехизаторов, это процесс всегда взаимный. Здесь также важно подчеркнуть роль прихода и его миссионерское призвание. II. Разные уровни евангелизации взрослых После того как мы рассмотрели основные задачи евангелизации взрослых, хочу обратиться к разным уровням евангелизации. Мне кажется, надо различать пять разных уровней: предевангелизация, первое благовестие, катехуменат для некрещеных, повторная евангелизация для крещеных, но отошедших от Церкви, и постоянная формация. 1. Предевангелизация Можно определить предевангелизацию как первую встречу, первый контакт с теми, кто еще не крещен и не готов воспринять открытую проповедь.
Предевангелизация, как мне кажется, очень важна в современном мире, особенно в России. Она не требует особых катехитических знаний, поэтому доступна всем христианам. Более того, она способствует сотрудничеству с другими конфессиями (например, христианский кинофестиваль, который ежегодно организовывается в Петербурге). 2. Первое благовестие Надо отличать предевангелизацию от первого благовестия, которое является открытым керигматическим обращением. Оно может иметь две формы: во-первых, весть о личности Иисуса Христа, о Его смерти и Воскресении, как проповедовали первые апостолы. Главным моментом для такого возвещения должна быть проповедь во время Литургии. Во-вторых, это личное свидетельство о действии Бога в нашей жизни. Нести такое свидетельство миру – долг и призвание каждого христианина. Как писал Папа Павел VI в Evangelii nuntiandi, «современный человек с бо́льшим вниманием слушает свидетелей, нежели учителей» (EN 14). Католические харизматические движения за последние десятилетия внесли существенный вклад в развитие этой керигматической проповеди, вдохновляясь иногда протестантской практикой проповеди. 3. Катехуменат Катехуменат, в отличие от первого благовестия, обращен к людям, желающим стать членами Церкви. Катехуменат, древняя традиция Церкви, практически исчезнувшая с практикой крещения в младенческом возрасте, был обновлен после II Ватиканского собора и вновь стал моделью всей катехизации. «Образцом каждой катехизации является крещальный катехуменат… это катехуменальное воспитание должно вдохновлять собой другие формы катехизации в рамках стоящих перед ними задач и в их динамизме» (ОКР 59). В секуляризованных странах он постоянно развивается, например, в этом году во Франции было совершено 3 тысячи крещений взрослых, т.е. на 20 процентов больше, чем 10 лет назад. Мы на прошлых встречах уже обсуждали вопрос о катехуменате, поэтому я подчеркну только некоторые важные моменты. Когда говорят, что катехуменат является образцом всякой катехизации, что это значит? Это значит, что любая катехизация должна иметь три основных черты:
Что касается этапов катехумената, хочу особенно подчеркнуть важность двух моментов: прекатехумената и периода мистагогии.
4. Реевангелизация Надо отличать катехуменат, который обращен к некрещеным, от катехизации, обращенной к тем, кто уже был крещен, но не был катехизирован или потерял связь с Церковью. Их иногда называют «возобновляющими». или начинающими заново. Можно эту катехизацию назвать реевангелизацией или повторной евангелизацией. Существует особая категория крещеных христиан, которые не получили христианского воспитания и жили далеко от Церкви. Для них поводом к реевангелизации могут послужить разные моменты жизни, когда они обращаются к Церкви с просьбой о совершении тех или иных обрядов.
Существует и другая категория людей, к которым обращена такая реевангелизация. Эти люди не просят об обрядах, но просто хотят больше знать о христианстве. В ответ на эти нужды в Церкви появились новые движения. Можно привести в качестве примера «Путь неокатехумената» или «Альфа курс», которые последнее время быстро распространяются в Католической Церкви. Некоторые православные приходы в России также используют программу «Альфа курса». Этот курс состоит из 15 встреч, посвященных основным вопросам христианства: Кто такой Иисус? Почему Он умер? Как читать Библию? Как молиться? Кто такой Святой Дух? Исцеляет ли Бог? Как противостоять злу? и т. д. Интересно отметить, что эти встречи организуют миряне в своих домах, они начинаются совместным ужином и продолжаются обсуждением вопросов. Здесь, в России, невоцерковленные люди обращаются к нам с просьбой об исповеди и причастии. Для них катехизация должна быть похожей на катехуменат со всеми его чертами: поэтапность, общинность и духовность. Нужно не только объяснять им основы христианской веры, но и заниматься воспитанием их совести. Если они не были крещены в Католической Церкви, важно также познакомить их не только с учением Католической Церкви, но и с различиями между разными конфессиями в духе уважения к другим Церквям и церковным общинам. 5. Постоянная формация Постоянная формация обращена к тем, кто уже крещен и воцерковлен и хочет углублять свою веру. Здесь можно перечислить несколько видов постоянной катехизации взрослых:
Заключение: внутреннее расположение, необходимое для евангелизаторов В качестве заключения я хотел бы сказать о том, что внутренне необходимо для евангелизаторов взрослых. Евангелизация взрослых требует взрослых евангелизаторов, обладающих достаточной зрелостью. Молитва. Христос молился перед тем, как идти благовествовать. После крещения Он сразу идет в пустыню. Важно, чтобы катехизатор готовился к своей миссии с молитвой и молился о тех, кого Господь поручил ему. Терпение. Для катехизаторов существует искушение – нетерпеливость, забота об успехе, о количестве катехизируемых. Иногда новая евангелизация понимается как массовое мероприятие. Но Царство Божие начинается всегда с маленького семени. В евангелизации всегда подтверждается истина притчи о горчичном зерне (Мк 4, 31). Взаимность. Евангелизатор всегда обнаруживает, что воскресший Христос предваряет его: «Его нет здесь. … Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк 16, 6). Мы часто обнаруживаем, что Христос уже живет в сердцах тех, к которым мы посланы проповедовать. Так Иисус удивлялся, видя веру сотника: «Говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф 8, 10). Процесс евангелизации обогащает и катехизаторов, это процесс всегда взаимный. Поэтому важно уважать путь человека и действие Духа Святого в его сердце, сотрудничать с действием Божией благодати. Нередко мы обнаруживаем, что вера тех, к кому мы обращаемся, больше, чем наша собственная. |
О продолжении вакцинации против гриппа детей, подростков и взрослых В целях предупреждения возникновения случаев грипп и острых респираторных вирусных инфекций среди подростков и взрослых |
Юлия Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так? Светлой памяти нашего дорогого сына Алеши Эта книга про общение взрослых с детьми и в какой-то мере взрослых между собой. Она продолжает и углубляет темы моей предыдущей книги... |
||
Инструкция надувные батуты/горки Happy Hop. Хранить инструкцию для... Необходим контроль взрослых. Надувать батут не рекомендуется детям до 16 лет. Процесс надувания должен проходить под присмотром взрослых... |
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у ребёнка – опасность для его будущего Вызывают умиление у окружающих и родителей. Однако когда ответы взрослых на многочисленные вопросы такого ребенка остаются им недослушанными,... |
||
Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень Причин много: резкая смена условий существования; ломка привычных форм жизни; отсутствие близких; присутствие незнакомых взрослых;... |
Врачи, философы и ученые исследуют эти вопросы уже более двух с половиной тысяч лет Хотя многое из этих «как» вполне подходит и для взрослых, книги имели в виду, в первую очередь, заботу о детях. В них хотелось обратить... |
||
Паспотр экологической тропы на территории детского сада «Медвеженок» На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые... |
Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) Однако следует учесть, что она существует и вне этих учреждений, т е на свободе в других заведениях (детских домах, интернатах, общежитиях... |
||
Эндокринная офтальмопатия при аутоиммунной патологии щитовидной железы у взрослых |
Сборник упражнений Б 79 Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. — М.: Изд-во эксмо-пресс, 2 0 0 160 с |
||
Программа работы группы фигурного катания это специальная программа... Программа работы группы фигурного катания – это специальная программа обучения детей, подростков и взрослых фигурному катанию на... |
Клинические рекомендации Российской Ассоциации Эндокринологов по... |
||
Пояснительная записка Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Основной общеобразовательной программы |
Положение о проведении, открытого лично-командного первенства по... О проведении, открытого лично-командного первенства по плаванию дома физической культуры фгбоу впо пгупс императора александра I,... |
||
Инструкция №1 "О действии должностных лиц при внезапных тяжелых заболеваниях,... |
Инструкция к тесту: «Предположим, что после соответствующего обучения... Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Можно... |
Поиск |