БОЛЬШАКОВА С. Е.
РЕЧЕВЫЕ
НАРУШЕНИЯ
У ВЗРОСЛЫХ И
ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ
ББК 74. 3 Б 79
Оформление художника С. Киселевой
Большакова С. Е.
Б 79 Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2 0 0 2.- 160 с.
ISBN 5-04-008854-X
В сборнике представлены методики коррекции нарушений голоса, эвукопро- изношения, темпа речи, заикания. Подробно описана логопедическая работа при дизартрии. Приводятся упражнения для улучшения дикции и логики речи. Пособие предназначено для самостоятельной работы взрослых. Оно адресовано также логопедам и родственникам людей с речевыми нарушениями. Можно использовать материал пособия в работе с детьми и подростками.
ISBN 5-04-008854-Х
ББК 74.3
© Большакова С. Е., 2001
© ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс». Оформление, 2002
ВВЕДЕНИЕ
Речь — важное условие и средство коммуникации. Совершенная речь имеет огромное значение, особенно для работников речевых профессии и профессий, связанных с общением.
Любая профессиональная деятельность имеет свои технические приемы, без овладения которыми невозможно совершенство даже при большом даровании. Путь к профессиональному мастерству лежит через изучение его основных элементов, к числу которых можно отнести и культуру речи, включающую дикцию — четкость произношения, орфоэпию — правильность (нормы) произношения, владение голосом, умение стилистически и логически строить высказывание.
В данном пособии речь пойдет о нарушении произносительной сферы.
Речевые дефекты возникают чаще всего в детском либо подростковом возрасте под влиянием различных неблагоприятных воздействий: по подражанию, в результате частых заболеваний, общей ослабленности организма, отрицательных наследственных факторов, плохих социально-бытовых условий, дефицита общения, психических травм.
Однако дефекты речи могут формироваться и позже как следствие физического и психического переутомления, продолжительных голосовых нагрузок, различных заболеваний.
Как правило, люди редко имеют идеальные речевые данные. Причины отклонений от нормы бывают органическими и функциональными. К органическим относятся серьезные анатомо-физиологические нарушения механизма речи. Это несовершенство строения языка (укороченная подъязычная связка, массивный язык и др.), недостатки зу- бочелюстной системы (открытый передний или открытый боковой прикус, слишком выдвинутая вперед верхняя или нижняя челюсть, несовершенство строения небной занавески и т.д.). Функциональные причины характеризуются нормальным физиологическим строением речевых механизмов и могут проявляться в нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Тяжелые формы функциональных речевых нарушений так же трудно исправимы, как и органические.
Нарушения произносительной стороны речи многообразны. Можно разделить их на группы в зависимости от страдающего звена. Это дефекты: звукопроизношения (дис- лалии, дизартрии), голоса (дисфонии), темпоритмической стороны речи (ускоренный темп — тахилалия, замедленный темп — брадилалия, заикание). Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях.
Согласно статистике, количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению. Так, например, в 90-е годы в стране число людей, страдающих заиканием, превысило 5 млн. человек.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что работе по коррекции речи должно уделяться все большее внимание.
У взрослых можно говорить о самокоррекции. Без самостоятельной работы, без проявления личной заинтересованности, активности и инициативы самих обучаемых высоких результатов достичь невозможно.
Далее мы предлагаем теоретический и практический материал, необходимый для работы над речью.
РАЗДЕЛ 1
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ГОЛОСА
Какие качества отличают тренированный голос от нетренированного? Прежде всего это выносливость и гибкость.
Устная речь, как показывают исследования, является сложным процессом взаимодействия между центральной нервной системой, голосовым, дыхательным и артикуляционным аппаратами.
Работу над речевым голосом, то есть его профессионализацию, лучше назвать не постановкой голоса, как это принято в вокальной педагогике, а воспитанием природных данных речевого голоса для профессиональной работы.
Изучение практики показывает, что, во-первых, звучание речевого голоса не может рассматриваться вне связи с общим поведением человека, во-вторых, развитие речевого голоса неотделимо от индивидуальности личности, в-третьих, воспитание речевого голоса нельзя рассматривать только как работу над голосовым аппаратом и, в-четвертых, голосовой аппарат необходимо тренировать не только специальными упражнениями, но и в обыденной речи.
Наиболее часто встречающиеся в практике недостатки звучания голоса можно объединить в определенные группы, хотя все индивидуальные особенности речевого звучания перечислить невозможно:
однотонность речи чаще всего связана с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими. Мелодическое движение фразы в однотонных голосах очень небольшого диапазона. Однотонность может зависеть от природной тембральной бедности голоса, а также от неумения использовать резонаторы;
голос вялый, часто прерывается, как бы «падает». Причиной может быть нетренированное дыхание, когда из-за отсутствия опоры происходит быстрый выдох, а также вялость голосовых складок;
голос не выходит из ротовой полости, «гудит» за зубами, что часто зависит от плохой артикуляции и зажатой нижней челюсти;
голос звучит то высоко, то низко и как бы «проваливается» в середине, в нем нет плавных переходов от нижних нот к верхним, и наоборот. Это может зависеть от неумения пользоваться средним регистром, а иногда и от возрастных особенностей;
в голосе отсутствует сила, человек напрягается, кричит, но звук не летит, в нем нет объема. Это зависит от нетренированного дыхания и от неумения пользоваться резонаторами;
голос гнусавый и «горлит». Это может быть вызвано вялостью небной занавески и малоподвижным языком.
Не всегда возможно резко разграничить упражнения на тренировку отдельных элементов голосового аппарата, так как во всех упражнениях, в большей или меньшей степени, существует связь ряда элементов голосообразо- вания: дыхания со звуком, звука с произношением, произношения с дыханием и т.д.
Без поставленного речевого дыхания не бывает хорошего голоса. Следующие упражнения позволят добиться увеличения силы голоса без перенапряжения голосовых складок.
МИЖНЕНИЕ 1
Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнения будут протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется 3—4 раза и повторяется четырежды в день.
МШЖНЕНИЕ 2
Во время ходьбы: один шаг — вдох, три шага — выдох, один шаг — пауза. Выполнять 4 раза в день по 4 раза.
М1ИЖНЕНИЕ 3
Подъем по ступенькам: одна ступенька — вдох, две ступеньки — выдох, приставить ногу — пауза. Проходить таким образом 1—2 марша лестницы.
МЮЖНЕНИЕ 4
Выполняется лежа. Положить руку на живот. На вдох надуть живот, на выдох плавно втянуть. Сделать паузу, расслабиться. Повторять 4 раза в день по 1 минуте.
МИЖНЕНИЕ 5
Для закрепления ощущения расслабленной при дыхании гортани произносить тихим шепотом, без напряжения, легко слоги ХАХХ, ХОХХ, держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении упражнения зеркало запотевает.
МЮЖНЕНИЕ 6
Имитируя жевательные движения, произносить слоги:
ХММА - ХННА, ХММО - ХННО, ХММУ - ХННУ, ХММЭ - ХННЭ, ХММИ - ХННИ.
МЮЖНЕНИЕ 7
Так как задача выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то необходимо в упражнениях воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки».
Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно делать его на некоторых других согласных (С, 3, В, Ш, Ж, X).
Итак, встать прямо, сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следите за тем, чтобы не надувать щеки, — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Вдох необходимо делать носом. Губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать 3—4 раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше 8—10 единиц счета. Повторять 4 раза в день.
МЮЖНЕНИЕ 8
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в 12 единиц, и эти 12 единиц равномерно распределяются между 4 звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает 3 единицы счета. Упражнение также проделывается 3-4 раза.
МЮЖНЕНИЕ 9
Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вздохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.
МЮЖНЕНИЕ 10
Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ. Длительность — 10—12 единиц.
МЮЖНЕНИЕ 11
Принцип тот же, что и в упражнении 10, с той лишь разницей, что выдох прерывается остановками. Порядок упражнения (общая длительность выдоха сначала 12, а затем 16 единиц): вдох три единицы — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы.
МЮЖНЕНИЕ 12
В упражнении следует стараться на одном выдохе произнести как можно больше сочетаний следующих цепочек согласных:
ЖШ - ЖШ - ЖШ
БББ-ДДД-ГГГ
БДГ- БДГ- БДГ ДБГ - ДБГ - ДБГ ГДБ - ГДБ - ГДБ ПТК - ПТК - ПТК КПТ - КПТ - КПТ ТКП - ТКП - ТКП
ПБ - ПБ - ПБ ТД - ТД - ТД КГ - КГ - КГ ЛР - ЛР - ЛР ВФ - ВФ - ВФ ЗС - ЗС - ЗС
М1ИЖНЕНИЕ 13
Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до 15—20—25. При счете стараться побольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и груди в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.
ММЖНЕНИЕ 14
Считать до 10 и на каждый счет брать вдох, а выдох на каждый счет сопровождать толчком нижних мышц живота так, чтобы этот толчок совпал с произнесением ударной гласной каждого слова — цифры. При толчке с силой подтягивать живот.
Последовательность упражнения: быстрый вдох — произносится слово «один», и на ударном гласном И подтягивается живот — вдох — произносится слово «два», и на звуке А происходит толчок живота и т.д. Упражнение организует мышцы для развития силы голоса.
М1ВЖНЕНИЕ 15
Быстрый вдох на одну единицу. Общий счет до 15, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя дополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти — остановка — счет до десяти — остановка — счет до пятнадцати.
МЙЖНЕНИЕ 16
Взяв дыхание, произносить ровно, как одну фразу: один-два-три-четыре-пять. Считать медленно, чтобы появилась необходимость дополнить дыхание. Добрать дыхание, считать дальше до 10. Добрать дыхание, считать до 15.
Во время счета не опускать грудную клетку. При доборе воздуха одновременно с вдохом нижняя часть живота идет вперед. При начальной тренировке добор можно делать относительно медленнее, а затем постепенно сокращать время вдоха.
М1ЕЙЖНЕНИЕ 17
Прыгая на носках, считать до 10 вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до 10 также на одном выдохе, после чего ходьба на месте и дыхание без шума. Успокоив дыхание, можно повторить упражнение с прыжками, не делая остановок после первых десяти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.
МИЖНЕНИЕ 18
На слоговых сочетаниях Б А — БА — Б А — БА— Б А с добором дыхания после пяти слогов менять направление головы: перед собой — направо — налево — вниз — вверх, как бы посылая фразу партнерам, которые находятся в разных местах Следить, чтобы голос звучал свободно, независимо от места партнера; искать и запомнить удобное, без напряжения, звучание голоса. В слоговых сочетаниях делать ударения на последнем слоге: БА — БА — БА — БА — БА.
Следующие упражнения добавляются к дыхательным через 7—10 дней. Они активизируют мускулатуру шеи, гортани, языка, губ, нижней челюсти и подготавливают голосовой аппарат к фонации. Их нужно выполнять сидя, 6 раз в день по 4 повтора.
МИЖНЕНИЕ 1
Руки сложить в замок на затылке. Отклонять голову назад с легким сопротивлением рук.
М1ИЖНЕНИЕ 2
Кисти рук сжать в кулак и упереть в подбородок. Наклонять голову вперед с легким сопротивлением рук.
ММЖНЕНИЕ 3
Ладонями прикрыть уши. Наклонять голову в стороны к плечам с сопротивлением рук.
ММЖНЕНИЕ 4
Движения нижней челюсти вперед-назад с одновременным «почесыванием» верхней губы нижними зубами.
Движения нижней челюсти назад-вперед с одновременным «почесыванием» нижней губы верхними зубами.
М1КЖНЕНИЕ 5
Круговые плавные движения нижней челюсти.
М1ЙЖНЕНИЕ 6
Надувание щек с удержанием в этом положении. Втягивание щек с удержанием в этом положении. Чередовать.
М1ЕЙЖНЕНИЕ 7
Вытягивание сомкнутых губ вперед «трубочкой» и ее повороты: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
М1ВЖНЕНИЕ 8
Язык движется вправо-влево с закрытым ртом, попеременно «растягивая» щеки.
МЮЖНЕНИЕ 9
Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, поднять его боковые края («сделать трубочку»), затем подтянуть язык к корню.
М1ЙЖНЕНИЕ 10
Имитировать беззвучную, напряженную артикуляцию звуков А, К с одновременным напряжением и расслаблением шейных мышц.
Контролировать подъем и опускание небной занавески при помощи зеркала.
Следующий этап занятий — упражнения для постановки голоса. Они вводятся последовательно, постепенно, после хорошего усвоения каждого предыдущего.
УПЕЙЖНЕНИЕ 1
Произносить звук М кратко, при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей.
Постепенно увеличивать длительность звучания.
М1ИЖНЕНИЕ 2
Длительно тянуть звуки в сопровождении вибрационного массажа — поколачивания подушечками пальцев обеих рук:
лобных пазух со звуком МММ;
гайморовых пазух со звуками ННН, ГМ, слогом ННЯ;
верхней губы со звуком 333, слогом ЗЗЗА;
нижней губы со звуком ВВВ.
Проводится также поколачивание ребрами обеих ладоней гортани, грудной клетки, передних и задних межреберных мышц с протягиванием гласных: А, О, И, Э, согласных: М, Н, Р, Л, 3, Ж.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Произносить слоги, в которых согласный тянется долго, гласный же произносится коротко при резком опускании нижней челюсти:
MA
|
МО
|
МУ
|
МЭ
|
МЫ
|
НА
|
НО
|
НУ
|
НЭ
|
НЫ
|
ЛА
|
ЛО
|
ЛУ
|
ЛЭ
|
ЛЫ
|
РА
|
РО
|
РУ
|
РЭ
|
РЫ
|
ЗА
|
ЗО
|
ЗУ
|
ЗЭ
|
ЗЫ
|
ЖА
|
ЖО
|
ЖУ
|
ЖЭ
|
ЖЫ
|
Постепенно длительность гласных увеличивать.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Произносить пары слогов с ударением на втором слоге:
ма — МА на — НА ла ЛА
ма — МО на — НО ла— ЛО ма — МУ на — НУ ла — ЛУ
УПРАЖНЕНИЕ 5
Произносить серии слогов со сменой ударения: МА ма — ма МА — ма ма МА НА на — на НА — на на НА ЛА ла — ла ЛА — ла ла ЛА
УПРАЖНЕНИЕ 6
Произносить слоги со звуком Й, где гласный звучит коротко, а Й — долго: аЙ яЙ оЙ еЙ уЙ юЙ эЙ еЙ
УПРАЖНЕНИЕ 7
Тянуть серии гласных звуков: А АО АУ АЭ АИ
АОУ АОЭ АОИ АОУЭ АОУИ АОУЭИ
УПРАЖНЕНИЕ 8
Читать слова, протягивая звуки М и Н.
Машина, матрац, мартышка, матч, майка, мост, мо золь, мозаика, морковь, мох, мощь, мошка, муфта, муд рость, мужество, мулат, муха, муж, мышка, мыло, миг, мир, медаль, метеорит, месяц, мера. Максим, магнолия, магазин, маслины, мантия, манка, маргарин, Марина, момент, модем, Муром, мумия, мухомор, Муслим, мукомол, мустанг, метроном, мерин, меломан, мезонин, метрополитен, мельница, мимика, минута.
Набойка, навага, наконечник, нафталин, напоминание, наказание, настроение, налим, наладчик, нокаут, ноты, ножницы, ноша, ноздри, ночь, нуга, нутро, нумерация, нутрия, негр, недра, нежность, независимость, Нюра, нипель, нитки, Нина, няня.
Ниже предлагаются упражнения для развития голосовых регистров.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Широкий язык лежит на нижней губе, небная занавеска поднята. Произносить гортанно звукокомп- лексы:
АААА АННА АЛЛА АРРА
УПРАЖНЕНИЕ 2
Пропевать трезвучия вверх и вниз:
—на слогах ОН, ОМ; — на этих же слогах, трижды останавливаясь на каждой
ступеньке, отделяя каждый слог; так же, но сливая слоги.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Имитировать удары мячом: —об пол на нижнем регистре; —о стену на среднем —об потолок на верхнем. Одновременно пропевать серии слогов:
нижнем регистре — БА-БА-БА; —в среднем MA-MA- MA;
—в верхнем МИ-МИ-МИ.
В заключение приводим упражнения для тренировки поставленного голоса на материале текстов.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Читайте: Мама, меду нам! Молока бы нам!
На мели мы лениво налима ловили. И меняли палима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
С мохнатой мимозой Зима обнималась. Мимоза смутилась, Сморщилась, сжалась. Махая мантильей, Морозец смеялся... И маленький кустик Мимозы сломался.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Для работы берутся отдельные четверостишия, в тексте устанавливаются логические ударения. Упражнение выполняется в следующей последовательности:
а) каждая строчка четверостиший произносится на одном выдохе, доборы дыхания берутся после первой, второй и третьей строк;
б) первая и вторая строки произносятся на одном выдохе, затем берется добор и на одном выдохе произносятся третья и четвертая строки;
в) первые три строки произносятся на одном выдохе, затем — добор дыхания и последняя строка;
г) все четыре строки произносятся на одном выдохе.
Сначала нужно хорошо усвоить первый вариант упражнения. Когда оно будет выполняться легко и свободно, можно переходить ко второму варианту. Хорошо отработать его и только тогда переходить к третьему и четвертому. Тренируя дыхание на тексте, нужно логически верно произносить его, добиваясь свободного рассказа, не комкать слова, не спешить, произносить строки в одном темпе.
Тексты для тренировки.
Над широким берегом Дуная, Над великой Галицкой землей Плачет, из Путивля долетая, Голос Ярославны молодой.
(Н. Заболоцкий) Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск Луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.
(А. Блок)
Король лакея своего Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым.
(Р. Бернс) Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезит над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос.
(С. Есенин)
УПРАЖНЕНИЕ 3
Для упражнения берутся следующие строки: речь — Над светлым озером пурпурной зари распев — Вечерний пламень потухает, речь — На берегу огни разводят косари,
распев — И беззаботно собирает
речь — Рыбак близ камыша сеть мокрую в челнок.
распев — Уснули в сумраке равнины,
речь — И только изредка прохладный ветерок
распев — Пошевелит листы осины.
(И. Никитин)
Первая строка в речевой интонации произносится на высоте относительно низкой. Следующая строка произносится в распевной интонации, повышаясь на ступеньку, затем — снова речевая интонация с повышением на ступеньку и так до конца. Дыхание берется после каждой строчки.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Строчка гекзаметра содержит большее количество слов, чем предложенные выше четверостишия, и, следовательно, включает в себя большее количество звуков, которые должны приобрести единое звучание на каждой высоте. Принцип упражнения тот же, что при тренировке на четверостишии в речевой и распевной интонациях. Дыхание берется после каждой строчки. Если трудно произнести медленно целую строку в распевной интонации на одном дыхании, то нужно ускорить темп, но не брать дыхание внутри строки.
Тексты для тренировки.
Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос, Путники, снова в свою колесницу блестящую ставши, Быстро за ней со двора через портик помчалися звонкий,
Часто коней погоняя, и кони скакали охотно. Пышных равнин, изобильных пшеницей, достигнув, они там Кончили путь, совершенный конями могучими быстро; Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.
(Гомер)
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать
в упражнении,
Следует клетку грудную расправить слегка, и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи. И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом
к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово слышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком — Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на
громкость,
Нужно вниманье направить на ровность,
устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал,
не качался,
Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость,
медленность, плавность — Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
(А. Прянишников)
УПРАЖНЕНИЕ 5
Используются тексты упражнения 4. Чтение ведется также с повышением каждой строки на ступеньку во всем тексте, а затем — с понижением по ступенькам. Вдох берется после каждой строчки. Но каждая строчка гекзаметра разбивается на две половины, где одна половина должна прозвучать в речевой интонации, а другая — в распевной, но на той же высоте. Голос из одной интонации в другую должен перейти без перерыва. Кроме того, при повышении на следующую ступеньку первая половина строчки звучит в той же интонации, распевной или речевой, в которой кончалась предыдущая строка. Такая последовательность должна соблюдаться на протяжении всего упражнения.
Вдох — Вышла из мрака младая (речь) с перстами пурпурными Эос (распев).
Вдох — новая высота — Путники, снова в свою (распев) колесницу блестящую ставши (речь), и т.п.
|