Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Факультет заочного обучения
Кафедра дошкольного и начального образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Педагогическое просвещение родителей дошкольников как форма взаимодействия семьи и ДОУ»
студентки 4 курса группы ФЗО 4ДО-1 направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
профиль «Дошкольное образование»
Авдеевой Оксаны Викторовны
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Хорошилова Евдокия Петровна
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и начального образования
Чупаха Ирина Валентиновна
Работа допущена к защите Дата защиты
«_____»______________2017 г. «______»______________2017 г.
Зав. кафедрой _____________ Оценка «__________________»
Ставрополь, 2017г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое исследование проблемы педагогического просвещения родителей дошкольников как формы взаимодействия семьи и ДОУ………………………………………………………………………….....11
1.1 Сущность понятия «педагогическое просвещение» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………...11
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения………………………………..21
1.3 Характеристика основных форм работы по педагогическому просвещению родителей дошкольников………………………………..........35
II. Экспериментальное исследование проблемы педагогического просвещения родителей дошкольников как формы взаимодействия семьи и ДОУ......................................................................................................................44
2.1 Организация исследования………………………………………......44
2.2 Формирующий этап эксперимента………………………………….54
2.3 Анализ результатов исследования……………………………..........59
Заключение…………………………………………………...…..............65
Список литературы ……………………………………………………...67
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Сегодня невозможно представить себе воспитательный процесс в отрыве от просвещения и союза с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
На первом этапе главной и определяющей задачей просвещения является установление доверительных отношений с родителями, построенных на доброжелательности и сотрудничестве.
На втором этапе просвещения родителей воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания ребенка в домашних условиях.
В современной России семья испытывает кризис: она все хуже выполняет одну из основных своих функций - воспитание детей. Причинами этого кризиса являются ухудшение экономического положения большинства семей, высокий процент разводов, нарушение преемственности прогрессивных семейных традиций, отсутствие самодисциплины, пьянство, низкая культура общественной жизни, обострение конфликтов между поколениями. Снизился уровень педагогической культуры родителей, всего общества. Пришло в упадок педагогическое просвещение родителей и активистов - общественников, оказывающих помощь дошкольным учреждениям, школе и семье в воспитании детей. Совершенствование содержания и форм педагогического просвещения среди родителей, населения, особенно среди родителей детей дошкольного возраста, обусловлено и тем, что в России в конце XX - начале XXI вв. значительно уменьшилось количество дошкольных учреждений, где осуществлялось развитие и воспитание детей на научно-педагогической основе.
Анализ современного общества и современной семьи показывает, что родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка, что приводит к обострению различных социальных проблем. Ошибки и просчеты, допускаемые родителями в процессе воспитания и развития ребенка, могут оказаться невосполнимыми и проявляться позднее в асоциальном поведении ребенка, в трудностях его адаптации к жизни в обществе, в различных отклонениях психического и личностного развития.
Многие социальные проблемы часто являются следствием воспитания детей родителями с низким уровнем педагогической культуры, которая проявляется в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, сильной мотивационной ограниченности в решении проблем семейного воспитания, неготовности и нежеланием менять сложившиеся стереотипы воспитания.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться как:
приобщение родителей к педагогическому процессу;
расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
информационно-педагогические материалы;
разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В современной России большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, что формирует социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Педагогические коллективы, родительская общественность осознают, что сегодня все более обостряется дезорганизация жизни семей, разрушаются духовно-нравственные нормы и традиции семейного уклада, снижается уровень педагогической культуры родителей и всего населения, вследствие чего уменьшается роль воспитательного воздействия семьи на социализацию подрастающего поколения.
Недостаточное, а порой и полное отсутствие педагогического просвещения родителей в средствах массовой информации подтверждает необходимость активизации работы по педагогическому просвещению, ее адаптации к современным требованиям системы образования и педагогической общественности.
С этих позиций становится все более актуальной и проблема совершенствования основ семейной педагогики, увеличения тиражей научно- популярной литературы для родителей, повышения эффективности деятельности средств массовой информации в популяризации психолого-педагогических знаний в помощь родителям, в организации системного противодействия негативной информации, вредящей нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Изучение опыта организации педагогического просвещения показало, что в советский период имели место попытки создания системы повышения педагогической культуры родителей. Эта система в различные периоды включала в себя: ликвидацию неграмотности взрослых, родительские школы, для молодых отцов и матерей, пропаганду элементарных психолого-педагогических знаний, родительские лектории, университеты, всеобуч, индивидуальные беседы учителей с родителями по профилактике асоциального поведения детей и др. Регулярно издавалась литература по семейной педагогике, распространялась периодическая педагогическая печать, поощрялась деятельность общественности по оказанию помощи родителям в семейном воспитании, что способствовало эффективности воспитания детей.
Современный взгляд на проблему организации педагогического просвещения родителей требует научного осмысления и критического анализа исторического опыта, накопленного советской педагогической наукой и воспитательной практикой.
Данным обстоятельством объясняется появление педагогических исследований, посвященных проблеме педагогического просвещения родителей в ретроспективе.
Проблема педагогического просвещения не теряет своей актуальности в силу растущих потребностей теории и практики воспитания в быстро меняющихся условиях жизни в современной России. В связи с этим современная педагогика, школа и семья испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, основанных на традиционных подходах народной педагогики и в то же время отвечающих современной практике воспитания подрастающего поколения.
Имеющиеся научные исследования по данному вопросу малочисленны, фрагментарны и не отражают системного видения этой проблемы, считают ученые.
Для повышения эффективности педагогического просвещения родителей целесообразно учесть такие факторы:
• стремительная информатизация общества;
• оснащенность межличностного общения техническими средствами коммуникации (наличие электронной и мобильной связи, мультимедийные средства в образовании и т.п.);
• необходимость доведения достижений современной науки до родителей.
Противоречия между растущей информатизацией общества, повышением технологичности процессов общения людей наряду со слабой информированностью родителей в вопросах семейного воспитания, недостаточная разработанность содержания и форм организации педагогического просвещения родителей в ДОУ, отсутствие новейших исследований, направленных на совершенствование педагогического просвещения родителей, недостаточная степень исследованности проблемы модернизации воспитательной работы посредством педагогического просвещения родителей свидетельствуют об актуальности данного исследования.
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные формы педагогического просвещения родителей дошкольников?
Поиск путей решения выявленной проблемы обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Педагогическое просвещение родителей дошкольников как форма взаимодействия семьи и ДОУ».
Целью данного исследования является изучение педагогического просвещения родителей дошкольников как формы взаимодействия семьи и ДОУ.
Объектом исследования является взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника.
Предметом исследования является процесс педагогического просвещение родителей дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотезы исследования: педагогическое просвещение родителей дошкольников будет эффективным, если:
- выявлены проблемы и потребности родителей дошкольников в педагогическом просвещении;
- сформирована мотивация родителей дошкольников к работе по их педагогическому просвещению в условиях ДОУ;
- отобраны наиболее эффективные технологии и формы педагогического просвещения родителей дошкольников;
- разработана программа по педагогическому просвещению родителей в условиях ДОУ.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
Изучить теоретические и методические основы проблемы педагогического просвещения родителей дошкольников.
Выявить современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Дать характеристику основных форм работы по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Организовать и провести педагогический эксперимент по теме исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические (анализ философской, методологической, науковедческой, психологической, социологической, педагогической литературы; учебно-программной документации, нормативных документов; синтез, моделирование и прогнозирование, системный анализ.
- диагностические-психодиагностика вербального и проектного характера, педагогическая диагностика, тестирование, рейтинг.
Методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных учёных в области педагогики, психологии и социологии по проблеме работы с молодыми родителями.
Теоретическую основу исследования составили работы в области: сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Н.В. Барышников, П.П. Блонский, Н.В. Бордовская, В.П. Борисенков, Г.Н. Волков, Г.М. Коджаспирова, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, В.И. Смирнов, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина); моделирование, технологизация образовательного процесса (М.В.Богуславский, Б.Л.Вульфсон, В.И. Додонов, А.И.Джуринский, И.А. Каиров, В.В. Кумарин, А.М. Магомедов, З.А. Малькова, Ш.А. Мирзоев, Л.В. Образцова, М.Г. Плохова, А.И.Пискунов, З.И. Равкин, Л.Л. Супрунова); проблемы общего и семейного воспитания (И.А. Арабов, Т.М. Афанасьев, Н.И. Болдырев, Б.М.Бим-Бад, О.С.Богданова, Л.Ю. Гордин, А.Ю. Гранкин, С.В. Дармодехин, В.А. Караковский, А.М. Магомедов, З.М. Магомедова, И.С. Марьенко, Ш.А. Мирзоев, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, К.Б. Семенов, С.Т. Тучалаев, К.Д. Ушинский, А.Г. Хрипкова, Е.А. Ямбург).
База исследования: МБДОУ д/с № 46 «Первоцвет» г.Ставрополя. В работе принимали участие родители дошкольников в количестве 20 человек.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для родителей, тематике проблемных вопросов, создании системы работы «Родительского университета». Данные материалы могут быль использованы педагогами дошкольных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое исследование проблемы психолого-педагогического просвещения родителей как формы взаимодействия семьи и ДОУ
1.1 Сущность понятия «педагогическое просвещение» в психолого-педагогической литературе
Со времен возникновения семьи важнейшей ее функцией признается воспитательная, а родителей считают первыми воспитателями своих детей. При этом человечество издавна пришло к пониманию важности и необходимости специальной их подготовки и обучения родительству [26].
Немецкий педагог Ф. Фребель в конце XVIII – начале XIX в.в. сделал попытку на практике осуществить подготовку матерей к воспитательной деятельности. Фребель считал, что «для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга[22].
Фридрих Фребель мечтал реформировать систему воспитания маленьких детей в семьях. Для этого он использовал открытые практические занятия, показательные выступления, обучение родителей в рамках детского сада, пытался достичь содействия и полноценного участия родителей в детском развитии». Работы русских деятелей просвещения этого времени (В.Г. Белинского, И.И. Бецкого, А.И. Герцена, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева) содержат и критику существующей системы семейного воспитания, и формулировку новых идеалов и ориентиров педагогической культуры родителей. Так, Н.И. Новиков отводил семейному воспитанию и разумно организованному домашнему образованию. Семью он называл в числе важнейших факторов формирования человеческой личности [18].
Во второй половине XIX века к родительской общественности обращались Н. А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский. Например, Н.И. Пирогов призывал изучать особенности детей соответственно их возрасту и по мере этого считаться с их возможностями и потребностями. К концу XIX в. помощь родителям в воспитании оказывалась в педагогических кружках, к работе в которых привлекались врачи, педагоги, гигиенисты. Большая заслуга в педагогическом просвещении родителей и в пропаганде идеи создания детских садов в нашей стране принадлежит Е.Н. Водовозовой, Е.И. Кронради, А.С. Симонович. Далее в начале ХХ века вопросы семейного просвещения рассматривались в трудах П.Ф. Лесгафта («Семейное воспитание ребенка и его значение») и П.Ф. Каптерева («Энциклопедия семейного воспитания и обучения») [60].
Многие педагоги предреволюционной России обосновывали необходимость специальной подготовки родителей в вопросах воспитания детей. В связи с созданием ассоциаций, в которых квалифицированные педагоги-консультанты оказывали помощь семьям в воспитании детей, в европейских странах и Америке возникло понятие «воспитание родителей». В послереволюционный период педагогическое просвещение рассматривалось в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского В трудах Н.К. Крупской (1869-1939) убедительно раскрыта роль образовательного учреждения как центра воспитательной работы с населением, в том числе педагогического просвещения родителей. Освещение этих вопросов - составная часть ее взглядов на образование народа, на воспитание подрастающего поколения как на созидательную деятельность учителей, родителей. Исследователь А. Ермаков считает, что «Крупская руководила народным образованием РСФСР около 20 лет, заведовала Главполитпросветом, а после его закрытия - Библиотечным управлением Народного Комитета Просвещения. Ее прямой заслугой стала социальная направленность советского просвещения, оставившая нам в наследство десятки тысяч детских садов, библиотек, домов детского творчества, лагерей отдыха, пришкольных участков. И хотя ее заветные идеи трудовой средней школы так и не были воплощены в жизнь, СССР стал первым государством мира с широко развитой сетью учреждений профессионального образования». В каждом произведении Н.К. Крупской, посвященном вопросам семейного воспитания, находит отражение мысль о том, что школа призвана оказывать родителям, всему населению безвозмездную систематическую и целенаправленную помощь в повышении уровня их педагогической культуры. Эта помощь в то же время должна быть направлена на усиление ответственности родителей за воспитание своих детей, их гражданское становление. Обосновывая мысль о единстве совместных усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения, она писала: «Нельзя говорить, вот в таком-то вопросе пусть влияет семья, а в таком-то школа, в таком-то общество. Воспитательное влияние так не разгородишь; воспитательное влияние кладет отпечаток на весь складывающийся характер ребенка или юноши».
В содержание лекций, бесед и докладов для родителей по вопросам семейной педагогики Н.К. Крупская включала такие вопросы, как цель воспитания подрастающего поколения в советском обществе; влияние на развитие детей общественного уклада; роль школы в воспитании и перевоспитании юной смены; семья прежде и теперь; борьба за здоровую смену; борьба за учебу; трудовое воспитание в семье и др. [16].
В ее работах показано значение педагогического руководства детским чтением в семье, выявлена роль родителей в этом руководстве. Антон Семёнович Макаренко в своей «Книге для родителей» приводит ряд писем от родителей, в которых они задаю тему вопросы и описывают ситуации из их жизни. На основе анализа таких писем А.С. Макаренко пишет «Когда в вашей семье появляется первая “детская” неурядица, когда глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения…». Макаренко не только описывает семьи, не только делиться своими размышлениями над взаимоотношениями между детьми и родителями, но, в первую очередь, раскрывает те подводные течения, те самые причины, которые приводят к «браку» в семейном воспитании. И тут же, как параллель пагубному педагогическому воздействию одних семей, приводит примеры верного воспитания в других семьях. Таким образом, А.С. Макаренко подчеркивал значение семьи в воспитании детей - под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире. Но не во всех семьях умеют правильно воспитывать детей и основной причиной ошибок в воспитании является недостаточный уровень культуры родителей. Поэтому актуальной задачей является психолого-педагогическое просвещение родителей. Важная роль в этом деле принадлежит педагогическому персоналу дошкольных организаций [22].
Большой вклад в теорию и практику формирования педагогической культуры родителей в 50-60-е годы внес видный отечественный педагог- гуманист В.А. Сухомлинский (1918 -1970). Многолетний педагогический и жизненный опыт, непрерывное повышение культурного и научного уровня позволили Василию Александровичу сделать вывод о том, что прежде, чем воспитывать детей, нужно воспитывать их родителей. Отцы и матери должны владеть педагогическими знаниями, умениями и навыками воспитательной деятельности. К сожалению, у многих родителей это отсутствует. Педагогика должна стать наукой для миллионов [36].
Известный советский педагог и журналист С. Соловейчик не без основания утверждал, что одним из «секретов» Павлышской школы, руководимой В.А. Сухомлинским, являлось то, что в ней воспитателей в 25-30 раз больше, чем числится в штате. Это отцы и матери павлышских учеников. Известную проблему «семья и школа» педагог решал с той же основательностью, что и все другие проблемы. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал в своих произведениях и постоянно стремился претворять в школьную практику мысль о том, что «без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [26].
Чтобы сотрудничество школы и семьи было плодотворным, чтобы родители являлись настоящими воспитателями, необходимо, чтобы они владели знаниями научных основ педагогики. «Отсюда следует, - писал он, - что одна из важнейших задач школы - давать родителям элементарные знания по педагогике. Школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Представители родительской общественности должны принимать непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания» [15].
Основные вопросы теории и практики формирования педагогической культуры родителей В.А. Сухомлинский исследовал во взаимосвязи с особенностями семьи в советском обществе. Он исходил из того, что семья строится на фундаменте общности духовных и гражданских интересов мужа и жены, на их полном равноправии, на ответственности обоих супругов перед государством и обществом за воспитание детей; семья воспитывает детей укладом своей жизни, сознательным выполнением гражданских обязанностей, честным трудом, высоким нравственным обликом отца и матери, всех членов семьи.
Низкую педагогическую культуру родителей В.А. Сухомлинский справедливо считал одной из основных причин детской безнадзорности и правонарушений. Он убедительно показал, что многие родители совершенно не знают, как правильно растить юных, формировать их характер, взгляды, привычки, в чем заключается этот процесс. «Бесспорно, - писал он, - нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети выросли хорошими людьми, честными тружениками, полезными обществу. Но беда в том, что не все это умеют делать... Вот почему, думается, важнейшей задачей педагогов является обучение родителей тому, как воспитывать детей» [25].
В Павлышской школе по инициативе В.А. Сухомлинского была создана система педагогического образования родителей. Она включала в качестве основного звена родительскую школу. В нее родители записывались и посещали занятия за два года до поступления их ребенка в школу. Курсы педагогики и психологии были рассчитаны на 250 часов (это примерно в три раза больше, чем то количество часов, которое отводится на изучение психолого-педагогических дисциплин в высших педагогических учебных заведениях Российской Федерации в начале XXI столетия).
Слушатели родительской школы подразделялись на пять групп (по возрасту их детей): 1) дошкольная; 2) I—II классы; 3) III—IV классы; 4) V-VII классы; 5) VIII-X классы. С каждой группой занятия проводились два раза в месяц. Основной формой организации занятий являлись лекции и беседы директора школы, завуча и наиболее опытных учителей. Теоретические знания по педагогике и педагогической психологии органически связывались с практикой семейного воспитания [33].
Для современной педагогики и практики семейного воспитания представляет интерес содержание психолого-педагогического образования в родительской школе, созданной В.А. Сухомлинским в с. Павлыш. Учебный план этой школы включал разделы из возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания, основы родительской педагогики, в том числе вопросы нравственной подготовки учащихся к семейной жизни, полового воспитания. Проводившие занятия в родительской школе использовали материал из местного опыта семьи и школы. При этом особое внимание обращалось на то, чтобы педагогические знания родителей соотносились с духовной жизнью школьников и способствовали повышению эффективности формирования их духовно-нравственного облика, выработке убеждений, соответствующих общественным интересам, гуманистическим идеалам, воспитанию чувства человечности, выработке собственной идейной, социальной ориентации [8].
В 1961 году В.А. Сухомлинский в статье «Общество и учитель» охарактеризовал знаменательное явление советской действительности - усиление активности рабочих, колхозников, интеллигенции в воспитании подрастающего поколения. Это явление, как убедительно показал педагог, отражало новые глубокие процессы общественной жизни страны, в том числе непрерывный рост числа людей, имевших высшее и среднее образование, а также приближение рабочих и колхозников по уровню своего образования к интеллигенции. Он показал, что инженеры, агрономы, зоотехники, рабочие и колхозники идут к учителям в школу не только для того, чтобы узнать, как учатся их дети, но и для того, чтобы вместе с учителями найти эффективные пути улучшения воспитательного процесса в школе и семье. Вместе с тем специалисты производства, рабочие и колхозники овладевали педагогическими знаниями, умениями и навыками воспитательной работы. В.А. Сухомлинский писал: «Сколько новых форм и методов работы рождает это явление! В лучших школах нашей страны на заседаниях педагогического совета приглашаются передовые люди труда - люди высокой культуры, принимающие активное участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы. Усиление влияния общественности на педагогический процесс повышает роль школы и учителя, поднимает теорию и практику обучения и воспитания на более высокую ступень». Таким образом, видно, что в истории педагогической мысли подход к определению понятия «педагогическое просвещение» достаточно многолик. Оно было представлено в виде: формирования педагогической культуры родителей, воспитания родителей, подготовки матерей к воспитательной деятельности и др. [52].
В настоящее время под педагогическим просвещением понимается как одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей.
Игнатова И.А. под педагогическим просвещением родителей понимается обогащение их знаниями, установками, умениями, необходимыми для гармонизации семейных отношений и эффективное выполнение родительских ролей в семье и обществе [9].
Под педагогическим просвещением родителей понимается работа с информацией об особенностях развития личности своего ребенка и способах взаимодействия с ним. Главное отличие педагогического просвещения от других (медицинского, экологического) - содержание и методы. Прежде всего, это обмен психолого-педагогическим опытом [11].
Н.Ф. Талызина под родительским просвещением понимает - умения, знания, способы и навыки выполнения педагогической деятельности [37].
Просвещение – это процесс пропаганды и распространения культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный отбор и оценку индивидами сообщаемой им информации. Обращаем внимание на словосочетание «самостоятельный отбор», так как просвещение обычно строится на принципе добровольности. Задача организаторов просвещения – предложить актуальную информацию, а право слушателей – распорядиться ею по собственному усмотрению. Поэтому в просвещении важно учитывать актуальные потребности родителей и не заставлять их терять время на прослушивание скучных лекций или давно известных фактов. Именно для этого и необходима предварительная диагностика их компетентности в той или иной области [3].
Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры, выстроенных на гуманистической основе. Педагогическое просвещение всегда направлено на свободное развитие личности родителей путем передачи как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений. Характерным отличием педагогического просвещения от любого другого (медицинского, экологического) является не только его содержание, но и методы, которыми оно осуществляется. Прежде всего это обмен педагогическим опытом, который у каждого родителя неповторим.
Необходимо отметить, что педагогическое просвещение родителей обусловлено индивидуальностью и возрастными особенностями детей и взрослых. Отличительной чертой является и то, что в процессе принятия психологических и педагогических знаний развивается и личность родителей [23].
Просвещение, в отличие от поддержки и консультирования, относится к коллективным методам сотрудничества с родителями. Поэтому, нужно внимательно отнестись к формированию педагогического сообщества, которое участвует в просветительской деятельности. Педагоги должны выработать тенденцию педагогического просвещения [18].
Рассмотрим основные принципы педагогического просвещения родителей [37].
1. Гуманистический характер взаимосвязи педагога, ребёнка и родителя: все участники являются активными участниками совместной деятельности.
2. Максимальный взгляд на индивидуальные особенности людей помогает организовать педагогическое просвещение по группам проблем: все вместе взятое дает возможность повысить актуальность педагогического просвещения родителей в глазах .
3. Образование строится, следуя логике развития личности ребенка. Систему просвещения родителей необходимо создавать с учетом всего обучения ребенка: оно должно носить актуальный и опережающий характер.
4. Принцип индивидуального продвижения детей в освоении учебного процесса. Разные родители имеют разный темперамент, характер, разную способность усваивать знания. Дифференциация взрослых обязательна, иначе взаимодействие в педагогическом просвещении родителей не будет результативным [11].
5. Принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Цель педагогов заключается не в том, чтобы родители усвоили чужие знания, а построили свою концепцию воспитания, принимая свою ситуацию и индивидуальности своего ребенка.
6. Участие всего педагогического коллектива в просвещении родителей: оно может объединить разных учителей и стать средством развития.
Целью обучения родителей является формирование оптимальной родительской позиции. Позиция родителей - это психологическая и воспитательная направленность родителей, которая основана на бессознательной оценке ребенка и выражается в определенных способах и нормах взаимодействия с ним [16].
Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.
|