ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Русский язык и литература. Русский язык
для студентов 1 курса по специальности
ФИНАНСЫ
2015-2016 учебный год
Раздел 1 Язык и речь. Функциональные стили речи
Теоретические вопросы:
1.Соответствие разделов науки о языке языковым единицам.
1) Фонетика
|
А) Правила написания слов
|
2) Фразеология
|
Б) Звуки речи
|
3) Словообразование
|
В) Фразеологические обороты
|
4) Орфография
|
Г) Значимые части слова и способы словообразования
|
2. Соответствие разделов науки о языке языковым единицам.
1) Фонетика
|
А) Расстановка знаков препинания
|
2) Фразеология
|
Б) Звуки речи
|
3) Морфология
|
В) Фразеологические обороты
|
4) Пунктуация
|
Г) Части речи и их формы
|
3. Соответствие разделов науки о языке языковым единицам.
1) Синтаксис
|
А) Расстановка знаков препинания
|
2) Фразеология
|
Б) Словосочетания и предложения
|
3) Орфография
|
В) Фразеологические обороты
|
4) Пунктуация
|
Г) Правила написания слов
|
4. Соответствие разделов науки о языке языковым единицам.
1) Лексикология
|
А) Расстановка знаков препинания
|
2) Фразеология
|
Б) Словарный состав языка
|
3)Фонетика
|
В) Фразеологические обороты
|
4) Пунктуация
|
Г) Звуки речи
|
5. Соответствие разделов науки о языке языковым единицам.
1) Фонетика
|
А) Правила написания слов
|
2) Фразеология
|
Б) Звуки речи
|
3) Морфология
|
В) Фразеологические обороты
|
4) Орфография
|
Г) Части речи и их формы
|
6. Соответствие разделов науки о языке языковым единицам.
1) Орфография
|
А) Расстановка знаков препинания
|
2) Фразеология
|
Б) Правила написания слов
|
3) Лексикология
|
В) Фразеологические обороты
|
4) Пунктуация
|
Г) Словарный состав языка
|
145. Последовательность предложений в тексте.
(А.)Над рекой висели два моста, и каждый из них был по-своему красив. (Б.)И изменчивая, непрочная красота их казалась более вечной, чем железо и бетон. (В.)Но все-таки, как бы они ни были красивы, это были всего лишь мосты. (Г.)А под ними блестела река, расстилались зеленые луга, легкие синеватые холмы.
146. Соответствие выражения языковому средству.
1) зелень глаз
|
А) сравнение
|
2) кричит, словно ребенок
|
Б) метафора
|
3) ноябрь дышал
|
В) эпитет
|
4) седой туман
|
Г) олицетворение
|
147. Соответствие выражения языковому средству.
1) золото волос
|
А) сравнение
|
2) поднималась стеной
|
Б) метафора
|
3) утро ежилось
|
В) эпитет
|
4) свинцовые волны
|
Г) олицетворение
|
148. Соответствие выражения языковому средству.
1) загорелись звезды очей
|
А) сравнение
|
2) в траве, будто в сетях
|
Б) метафора
|
3) лифт бастовал
|
В) эпитет
|
4) шелковые кудри
|
Г) олицетворение
|
149. Соответствие.
1) клубника с кулак
|
А) литота
|
2) мужичок с ноготок
|
Б) гипербола
|
3) стихи и проза
|
В) метонимия
|
4) купил Пушкина
|
Г) антитеза
|
150. Соответствие выражения языковому средству.
1) в сто сорок солнц закат пылал
|
А) литота
|
2) талия тоньше бутылочного горлышка
|
Б) гипербола
|
3) лед и пламень
|
В) метонимия
|
4) съел всю тарелку
|
Г) антитеза
|
151. Соответствие выражения языковому средству.
1) шаровары шириной с Черное море
|
А) литота
|
2) избушка на курьих ножках
|
Б) гипербола
|
3) Ученье – свет, а неученье – тьма.
|
В) метонимия
|
4) читал Достоевского
|
Г) антитеза
|
152. Соответствие
1) неприятный, противный, омерзительный
|
А) синонимы
|
2) хороший, плохой
|
Б) антонимы
|
3) бутик
|
В) архаизм
|
4) издревле
|
Г) неологизм
|
153. Соответствие
1) бегемот, гиппопотам
|
А) синонимы
|
2) горячий, холодный
|
Б) антонимы
|
3) ноутбук
|
В) архаизм
|
4) перст
|
Г) неологизм
|
154. Соответствие
1) горячий, жаркий, жгучий
|
А) синонимы
|
2) молодость, старость
|
Б) антонимы
|
3) секьюрити
|
В) архаизм
|
4) чело
|
Г) неологизм
|
Стереотипность, стандартизованность изложения, почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств характерны для … стиля.
художественного
разговорного
официально-делового
публицистического
Лексическими особенностями научного стиля являются…
частая повторяемость слов
использование литературных цитат
терминологичность
многозначность слов
Интервью является жанром … стиля.
художественного
публицистического
официально-делового
разговорного
(1)Древесный стебель был часто покрыт длинными крепкими острыми иглами, между которыми повсюду рос клочковатый розовато-серый не то пух, не то мех. (2)Из-за этого растение казалось массивным и неопределенным. (3)Несколько боковых отростков явно могли отламываться, как у кактуса. (4) Наверное, растение так и размножалось. (5)Внешне оно напоминало огромную, агрессивную шипастую гусеницу шелкопряда. (6)казалось, что это колюче-лохматое сооружение сейчас зашипит и кинется на меня (В.П. Серкин).
Укажите верные характеристики, относящиеся к тексту.
стиль – научный
тип речи – описание
средство связи 4-го и 5-го предложений – личное местоимение
выделенное слово употреблено в переносном значении
Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он Хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль (М.Ю. Лермонтов)
Тип речи данного текста - …
рассуждение
повествование
описание
рассуждение с элементами повествования
Признаком речи является…
ситуативность
уровневая организация
объективность
стабильность
За свою жизнь Эренбург написал и опубликовал более ста книг. Это разные книги. Иные из них были сразу приняты читателем. По поводу других с автором хочется крепко спорить. Наконец, были произведения, вызывающие, например у меня, активный протест. Но среди этих ста книг не было книг равнодушных, которые откладываешь непрочитанными, провожая длительным, смачным зевком (Б.Н. Полевой)
Стиль данного текста
художественный
научный
официально-деловой
публицистический
Напряжение в электрической сети должно соответствовать напряжению, указанному на информационной табличке устройства. В процессе работы тепловентилятора выходит сильно нагретый воздух. Во избежание ожогов не допускайте попадания выходящего горячего воздуха на открытые участки кожи.
Стилевой чертой данного текста является…
отсутствие эмоционально-экспрессивных языковых средств
спонтанность
острота и яркость изложения
стремление к абстрактности, обобщению
Тексты, включенные в настоящее пособие, предназначены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
В Книгу включены 10 типовых вариантов, состоящих из заданий типа А, В, и С, ответы к заданиям, бланки для записи ответов, а также инструкции по выполнению заданий.
Текст является фрагментом…
выписки
рецензии
аннотации
контекста
Укажите речевую ситуацию, которой соответствует речевое клише:
Позвольте выразить благодарность Николаю Петровичу Быстрову за прекрасно организованную выставку.
просьба
выражение благодарности
совет, предложение
комплимент
190. Прочитайте текст и выполните задания
Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потребность человека в красоте.
Забор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребностью красоты.
(4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (б)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.
(7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (Э)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. (Ю)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (11)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.
(12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выглядеть сегодня и тем более завтра.
(По В. Солоухину)
Номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.
Тип речи.
Стиль текста.
Средство связи 5-го и 6-го предложений.
Номера предложений, в которых использовано сравнение.
6. Слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».
191. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.
(2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4)Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: справочники, словари, учебники, сочинения классиков, современные книги и так далее. (5)Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
(7)Часто спрашивают: «Как выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом?» (8)Разве трудно выбрать время? (9)Находится же оно для совместного просмотра телевизора! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги — такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!
(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (15)Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.
(18)Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.
(С. Львов)
Номер предложения, в котором выражена мысль, доказательству которой посвящен текст.
Тип речи.
3. Определите стиль этого текста.
Предложение второго абзаца соединено с предыдущим с помощью лексического повтора и местоимения.
Из второго абзаца выпишите фразеологизм со значением «вызывать, иметь следствием».
Определите, в каком предложении второго абзаца использован прием олицетворения.
192. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Во времена Эдисона к лампочке предъявлялось только одно требование: она должна преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики осветительных приборов, помимо эффективности использования электричества, вынуждены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности, безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетической приемлемости. (3) Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)На- пример, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использовать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэффективен. (6)Если в ртутной лампе есть возможность получать 60 люмен (люмен — единица измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой — только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тратится больше, а следовательно, больше сжигается ископаемого топлива.
(8)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, выпуск которой в промышленном масштабе начался в 1980 году. (9)С тех пор она пользуется неизменным спросом, поскольку позволяет сберегать до 30 процентов электроэнергии, на 50 процентов продлевать срок службы ламп и делать свет ровным и немерцающим. (10)Это достижение наиболее приемлемо с точки зрения сохранения здоровья людей, поскольку исследования показали, что мерцающий свет существенно травмирует органы зрения, что особенно сказывается при работе на компьютере.
(11)Небезынтересный факт: наиболее перспективными в настоящее время представляются все же не лампы накаливания и даже не флюоресцентные, а светоизлучающие диоды, или светодиоды. (12)Видимо, какое-то время светодиоды все еще будут оставаться некой новацией в деле дизайнерского оформления общественных зданий, а когда мы к ним попривыкнем, они займут свое место и в наших домах. (13)Повсеместная светодиодная экспансия задерживается тем, что до сих пор еще не удалось в необходимой степени повысить яркость света, генерируемого диодами. (14)Однако в результате инженерных изысканий этот показатель ежегодно удваивается.
(И. Аникеев)
Современные осветительные приборы, производство которых представляется наиболее перспективным называются.
Предложение, в котором объясняется, какой вред здоровью людей приносит мерцающий свет.
Тип речи.
Стиль этого текста.
Предложение первого абзаца связано с предыдущим с помощью указательного и определительного местоимений.
Во втором абзаце слово, имеющее значение «наносить вред в результате внешнего воздействия».
193. Прочитайте текст и выполните задания.
Если бы природа чувствовала благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.
Прежде всего жизнь Пришвина — пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начать жить только по велению сердца. (3) В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, — всегда созидатель, обогатитель и художник.
(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жизни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во всяком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хватило бы времени). (7) Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожиданными открытиями. (8) Книги Пришвина, говоря его же словами, — это «бесконечная радость постоянных открытий». (9) И все у Пришвина блистает поэзией, как трава от росы.
(10) Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11) В чем тайна этого писателя? (12) В чем секрет его книг?
Как известно, слова «колдовство», «волшебство» относят обыкновенно к сказкам.
Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.
(16) Видимо, секрет пришвинского обаяния, очарования и поэтической пленительности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.
(18) И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.
(По К. Паустовскому)
Предложение, в котором сформулирована мысль, аргументации которой посвящен данный текст.
Тип речи.
Стиль этого текста.
В четвертом и пятом абзацах предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора и местоимений.
В пятом абзаце синоним к слову надоевший.
Предложение(-я), в котором(-ых) использовано сравнение.
194. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)В одном из словарей написано, что красивое — это то, что «радует глаз или разум». (2)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь из камня, не переложить на музыку?
(З)Красота линий и красок в «Троице» Рублева — гениальная метафора субстанции «неделимой, неслиянной, единосущной»; у Достоевского напряженность и богатство мыслей делают его прозу единственно возможной, а значит, красивой. (4)Аналогом одухотворенности в искусстве является красота логических построений в науке.
Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности, взаимосвязанности и взаимообусловленности частей, образующих целое, и отражает гармонию мира.
Не ошибаюсь ли я, так настойчиво сравнивая красоту в науке и в искусстве? (7)Ведь в искусстве всякое творение индивидуально и неповторимо — образ Дон-Жуана создавали многие, и среди них Мольер, Байрон, Пушкин, и каждый по-своему. (8)А в науке задача состоит в том, чтобы найти закон природы, не зависящий от индивидуальности ученого...
(9) И тем не менее...
(По Л. Мигдалу)
1. Номер предложения, в котором содержится основная мысль этого текста.
Предложения, в которых автор говорит о том, чем отличается красота научного открытия от произведения искусства.
Задача науки по мнению автора. Номер предложения, где об этом говорится.
Из последнего абзаца выпишите синонимы.
Стиль текста.
Тип речи
195. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное. (2) Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».
Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.
Каждая из великих книг — это не только часть души и (за)частую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. (б)Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».
(По А. Туркову)
1. По мнению автора, русскую классическую литературу можно было бы сравнить с Млечным Путем. Номер предложения, где объясняется это сравнение.
2. Почему некоторые из писателей русской классической литературы воспринимаются читателями как «ослепительные светила» или самостоятельные «вселенные»? Укажите все номера предложений, где доказывается этот тезис.
3. Стиль речи
4. Тип речи
5. Укажите номер предложения, в котором содержится тезис.
6. Способ связи 5-го и 6-го предложений.
196. Последовательность предложений в тексте.
(А.)Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель. (Б.)Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели. (В.)Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника, попавшего в неведомые страны. (Г.)У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».
197. Последовательность предложений в тексте.
(А.)Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы. (Б.)Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности. (В.)Нет, незыблемых норм не бывает. (Г.)Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?
198. Последовательность предложений в тексте.
(А.)Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето. (Б.)Раньше они вызывали только один обычный скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов. (В.)Должно быть, у каждого человека случается время открытий. (Г.)Именно тогда я узнал много новых слов, бывших до той поры известными мне, но далекими и не пережитыми.
199. Последовательность предложений в тексте.
(А.)Они утверждают, что запах цветка зависит от особых масел, расположенных на его лепестках. (Б.)Эти масла испаряются, и мы ощущаем запах цветка. (В.)Возможно, вы задумывались о том, почему цветы пахнут. (Г.)На этот вопрос, интересующий нас, отвечают ученые.
200. Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
(А.)Но в поэзии каждое из них приобретает удесятеренную силу по сравнению с обиходным языком. (Б.)Нет слов плохих и хороших, в языке они, конечно, все равноценны. (В.)Отсюда становится ясным, почему так непросто понять язык поэзии. (Г.)Именно поэтому поэзию считают образцом краткой и выразительной речи, которая оказывает на читателя сильное воздействие.
|