КГУ «Средняя школа № 4 им. М. Маметовой» отдела образования акимата Федоровского района.
Сборник развивающих упражнений по информатике для обучающихся 5 – 7 классов.
Автор: Пискун С.И.
учитель информатики
2016 год
Пояснительная записка.
Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, а также способствуют всестороннему развитию личности ученика.
Любая школьная дисциплина, рассматривая определенную узкоспециальную область знаний, использует одни и те же приемы их приобретения и систематизации: наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, умозаключения и т.д. Но ни одна из них не разъясняет, что собственно значит анализировать, каковы правила классификации, как проверить истинность умозаключения. Именно информатика – та дисциплина, которая должна способствовать формированию общих, надпредметных навыков работы с информацией начиная с младшего школьного возраста, а также раскрыть возможности компьютера как проводника в море информации и мощного инструмента для ее обработки.
Встречу с учебным предметом «Информатика» дети, как правило, ждут с нетерпением, поскольку уверены, что компьютер и компьютерный класс созданы для игр. Сразу убедив ребят в обратном, учитель информатики может надолго потерять детский интерес к своему предмету, и так необходимый положительный эмоциональный настрой.
Необходимость использования развивающих и занимательных заданий в курсе информатики 5 – 7 классов очевидна. Дети не готовы воспринимать «сухую» теорию. В любом возрасте они хотят играть, удивляться. Занимательность же не только оживляет процесс обучения, но и способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, без освоения приемов логического мышления (сравнение, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и др.). На уроках информатики у учащихся должно формироваться умение рассуждать, логически мыслить, давать ответы на поставленные вопросы. Умственная деятельность ученика на уроке должна занимать основное время. Для этого нужно организовать наполнение урока творческими заданиями, ориентированными на развитие логического мышления.
На сегодняшний день не является проблемой найти материал к уроку, выпущено много книг и статей с огромным количеством развивающих и занимательных заданий. Но как разобраться в этом потоке материалов, сделать их использование эффективным для учебного процесса? Как воспитать при этом серьезное, уважительное отношение школьников к предмету? Какие задания можно взять на урок, какие на факультатив, а какие на внеклассное мероприятие? Такие непростые, требующие изучения, вопросы ставят перед собой многие педагоги.
Цель данной работы: создание банка разнообразных заданий для использования на уроках информатики.
Для достижения поставленной цели были рассмотрены основные виды занимательных заданий, выявлены их особенности применения и эффективность, предпринята попытка представить в виде системы применение занимательных материалов на различных уроках.
Основная функция метода занимательности – повышение мотивации учебной деятельности школьников с помощью положительных эмоций к изучаемому материалу. Эффективность в этом направлении всех видов занимательности бесспорна и очевидна. Но учебные задания занимательного характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют так же накоплению определенных учебных знаний, умений и навыков, то есть могут выполнять обучающую, развивающую, воспитательную и контрольно – коррекционную функции.
При выборе заданий учитель, в первую очередь, должен руководствоваться их потенциальной пригодностью для достижения поставленных целей урока. Наиболее значимыми целями для учителя информатики в 5 – 7 классах являются формирование теоретических знаний, умений добывать, систематизировать знания, развитие мышления, способность выражать мысли, воспитание информационной и коммуникативной культуры.
Учитель может использовать как готовый занимательный материал, так и преобразованный, адаптированный в соответствии конкретными дидактическими целями.
Большую ценность имеют задания для учащихся, требующие самостоятельного составления занимательных материалов. В данном контексте многие виды занимательности, сохраняя свои основные функции, приобретают новые, очень важные, такие как: формирование умений добывать, систематизировать и применять знания, умения учиться, навыков самообразования; развитие способности выражать мысли; воспитание информационной культуры.
Осмысленное, систематическое применение занимательных заданий дает стабильную положительную динамику результативности обучения, повышает интерес учащихся к предмету, который учит ориентироваться в информационном пространстве, повышает общий уровень информационной культуры.
Школа должна растить творческих людей. Поэтому очень важна организация творческой работы учащихся. Одной из форм творческой работы учащихся является составление и отгадывание ребусов. И если учащиеся младших классов с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся 5 – 7 классов получают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание или составление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется не результатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А это важное условие формирования полноценной учебной деятельности.
В настоящее время конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от того, насколько он самостоятелен, ответственен, коммуникабелен, способен овладевать новыми технологиями, адаптироваться к иным условиям труда. Все эти качества (компетенции) можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и информатики.
Формирование компетенции происходит через специальные компетентностно – ориентированные задания, которые позволяют сформировать ту или иную компетенцию у учащегося и оценить умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни. В сборнике представлен теоретический материал по составлению КОЗ и ряд заданий которые могут быть использованы в урочной деятельности.
Представленные в методической разработке материалы помогут учителям информатики разобраться в этих важных вопросах, сделать их работу более осмысленной и эффективной.
Информация, информационные процессы.
Расположите средства работы с информацией в порядке их появления. Если слова в каждом пункте будут расставлены правильно, то из букв, под которыми они записаны, сложатся слова, обозначающие материальные носители информации.
А) Граммофон
К) Фонограф
О) Магнитофон
Н) CD-плеер
Р) Патефон
Т) Проигрыватель
А) Береста
Ж) Глиняные таблички
Л) Бумага
Н) Пергамент
Р) Папирус
У) Свиная кожа
Ответ: картон, журнал
Продолжите фразы.
а) Информация – это сведения об окружающем нас мире, которые человек получает с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния
б) Информатика – это наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
в) Информационные технологии – это технологии создания, хранения, обработки, передачи и получения информации, с помощью компьютера и использования программного обеспечения.
Поставь соответствие, какому информационному процессу соответствует определенное действие.
Информационный процесс
|
Действие
|
|
Решение какой-либо задачи
|
Передача
|
Просмотр телевизора
|
|
Разговор по телефону
|
|
Написание изложения
|
Хранение
|
Рисование
|
|
Звонок телефона
|
|
Прослушивание музыки
|
Обработка
|
Покупка продуктов
|
Реши задачи, предварительно изучив единицы измерения информации.
1. Сколько информации можно записать в тетрадь на 12 листов? 1 строка = 31 байт, 1 лист = 40 строк.
2. Сколько информации можно напечатать на листе А4? 1 строка = 10 байт, 1 лист = 50 строк.
3. Сколько бит в пословице «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»?
4. Сколько байт в слове «Информатика»?
5. Сколько Кбайт во фразе «Учиться, учиться и еще раз учиться»?
Замени знак вопроса числами.
? Кбайт =? байт = 110592 бита
123 Кбайта =? байта =? Бита
? Гбайта =? Мбайта = 7340032 Кбайта
? Мбайта =? Кбайта = 3145728 байта =? Бита
Мы постоянно участвуем в действиях, связанных с передачей информации. Люди передают друг другу просьбы, приказы, отчеты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач. В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию (источник информации), и тот, кто ее получает (приемник информации).
Во время бедствия Рязани один из бояр рязанских – Евпатий Коловрат – был в Чернигове. Там услышал он весть о нашествии татар и гибели Рязани.
«Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь.
Но все победили Батыевы рати:
Наш град – пепелище, и князь наш убит!» –
Евпатию бледный гонец говорит,
И, страшно бледнея, внимает Евпатий.
Укажите источник (1) и приемник (2) информации.
Ответ: источник – гонец. Приемник – Евпатий (или витязь)
На представленной диаграмме показана наполняемость в 1 – 4 классах начальной школы:
Определите:
А) В каком классе самая низкая наполняемость?
Б) В каком классе наполняемость близка к средней по начальной школе?
Ответ: А – 4б Б – 2б
Очень часто, того не осознавая, мы для передачи информации прибегаем к помощи языка жестов.
Установите соответствие:
a. Движения («кивки») указательным пальцем
b. Указательный палец прижат к губам
c. Движение головы слева направо
d. Движение головы сверху вниз
e. Пожимание плечами
A. Выражение удивления, сомнения
B. Выражение несогласия
C. Укор или угроза
D. Выражение согласия
E. Просьба сохранять тишину
Ответ: а – С, b – Е, c – B, d – D, e – A.
Модель и объект.
Установите соответствие между словами левого и правого столбиков.
Назовите имена объектов:
а) находящихся в вашем портфеле: учебники, тетради, ручка, карандаш, линейка, ластик.
б) расположенных на Рабочем столе компьютера: ярлыки, папки, документы, часы, клавиатура, панель задач, кнопка «Пуск»
в) используемых для хранения информации: дискета, лазерный диск, жёсткий диск, флешка.
г) изучаемых на уроках биологии: растения, организмы, клетки, пищеварение, фотосинтез, обмен веществ
д) изучаемых на уроках математики: числа, дроби, сложение, вычитание, умножение, деление.
е) изучаемых на уроке географии: страны, города, стороны света, климат, рельеф, масштаб, океаны, моря, озёра, полезные ископаемые
ж) изучаемых на уроках информатики: информация, компьютер, устройства компьютера, кодирование, таблицы, графики, схемы.
Дайте наиболее точное общее имя каждой группе объектов.
Вспомните по одному объекту каждого из приведённых множеств и запишите их единичные имена.
Запишите величины и их значения, определяющие следующие свойства объектов:
Заполните таблицу.
Запишите отношения между парами объектов, представленными на рисунках.
В каждой группе найдите и зачеркните один «лишний» объект, не подходящий к остальным по некоторому признаку; для оставшихся объектов укажите общий признак.
|
|
|
|
|
Отметьте истинные высказывания
Определите, какие из следующих моделей являются информационными, а какие натурными (соедините стрелками).
Укажите информационные модели.
Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «Объект - модель».
Для каждой из приведённых моделей запишите действие, которое можно выполнять и с ней, и с объектом – оригиналом, а также действие, которое невозможно выполнить с моделью.
Приведите примеры:
а) образной информационной модели – чертежи, рисунки
б) знаковой информационной модели – словесное описание, формулы
в) смешанной информационной модели – таблицы, графики, диаграммы, схемы (карты, графы, блок – схемы)
Встречались ли вы с информационными моделями в повседневной жизни. Приведите пример. Таблицы с формулами, с физическими характеристиками. Расписание уроков. Различные графики. Формулы в математике, физике. Чертежи различных механизмов. Фотографии, иллюстрации в учебниках и на плакатах.
Воспользуйтесь учебником географии и приведите пример словесной модели географического объекта или природного процесса. Океан – главный хранитель воды, давно поражающий исследователей необычностью своих свойств. Вода пронизывает всю географическую оболочку и производит в ней разнообразную работу.
Воспользуйтесь учебником биологии и приведите пример словесной модели объекта растительного или животного мира. Симбиоз – это взаимовыгодное отношение двух организмов.
Придумайте и запишите сиквейны.
Постройте математическую модель решения задачи.
В одной упаковке находится n керамических плиток размером 33 см х 33 см. Сколько упаковок плитки потребуется для того, чтобы выложить ею пол в ванной комнате прямоугольной формы размером а см х b см? Пусть Х – искомое количество упаковок, тогда: Х = (a * b ) / (33 * 33) / n
Постройте графическую модель решения задачи.
Из пункта А в пункт F ведёт прямолинейная дорога длиной 35 км. Остановки автобуса расположены в точках B, C, D, E. Известно, что АС=12 км, BD=11 км, СЕ=12 км, DF=16 км. Найдите расстояние: AB, BC, CD, DE и EF.
Почему расположенный ниже рисунок можно считать геометрической моделью формулы
У садовника имеется 22 метра провода, которым он хочет обозначить на земле границу будущей клумбы. Форму клумбы ему надо выбрать из следующих вариантов:
Размер одной клетки – 1 м х 1 м. Хватит ли садовнику имеющегося провода, чтобы обозначить границу каждой из представленных клумб? На 1-ю необходимо 20 м, на 2-ю -22 м, 3-ю – 22 м, 4-ю – 24 м. Значит, не хватает только на 4-ю клумбу.
Компьютер, основные устройства компьютера.
Предлагаются термины или понятия, связанные с человеком или с его деятельностью. Подберите аналогичные им, связанные с персональным компьютером.
Универсальная машина – человек
Внутренняя память – биологическая память человека
Внешняя память – запись на бумагу, магнитную пленку и т.д.
Ввод информации – человек смотрит, слушает
Вывод информации – записывает, запоминает
Обработка информации – человек думает
Процессор – мозг человека
Внешние носители информации – бумага, магнитные ленты
Внутренние носители информации – мозг человека
Принтер – рисующий, пишущий человек.
Загадки и анаграммы.
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке.
Напечатает картинку
Ловкий мастер Струйный ... (
принтер)
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ... (
дискета)
Компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... (
модем)
Компьютеры порой
Говорят между собой,
Но для этого одна
Им штуковина нужна.
К телефону подключил –
Сообщение получил!
Вещь, известная не всем!
Называется ... (
модем)
Взяв из слов только вторые слоги, составьте новое слово.
Соловей, потолок, змея, рама, пуговица, молоток, лава, укор, бузина, тина, поворот, пороша, канава
Взяв из слов только последние слоги, составьте новое слово
Мебель, ружьё, соломка, пора, мель, лиса, письмо, перелет, пуловер, пальто, полет, молоко, реле, лассо
По анаграммам найти исходные слова. Лбко, Упкс, Вцтеко, Умызак, Окамднри, Лкбуинак
Викторина (примеры ученических работ)
Викторина 1
Под какой элемент персонального компьютера подкладывают коврик?
Какие «мыши» бывают?
Если мышь перевернуть, во что она превращается?
Какая клавиша не оставляет никакого следа в документе?
На какой клавише ничего не написано?
Каких скобок не найти на клавиатуре?
С помощью какой клавиши можно «убежать» от проблемы?
Викторина 2
Как называется простая программа для работы с текстом?
Что такое текст?
Вставится ли пустая строка при нажатии на клавишу ПРОБЕЛ?
Что произойдет с выделенным текстом, если нажать на клавишу ПРОБЕЛ?
Исправятся ли ошибки в тексте при его форматировании?
Викторина 3
Как называется программа для создания рисунков?
Набор цветов называется….
Ведро с красками нужно для …
Что надо делать, если краска пролилась на весь рисунок?
Чтобы скопировать фрагмент рисунка его сначала…
Какой кнопкой делают копию экрана?
Задачи – шутки
1. С помощью чего быстрее набрать текст – 2 – кнопочной мыши или 102 – клавишной клавиатуры?
2. Кто создатель суммирующей машины «Паскалево колесо»?
3. Вечером на коврик рядом с компьютером положили мышь. Утром хозяин увидел около компьютера две мыши и обе в нерабочем состоянии. Как такое могло произойти?
4. По характеру это устройство похоже на собаку: всегда услужливо и покладисто, но, когда ест, его лучше не трогать, иначе может поднять скандал. Что это за устройство?
5. Когда на уроках информатики при работе за компьютером используется ластик?
6. Какая магистраль связывает компоненты компьютерной системы?
Занимательные игры.
Игра «Компьютерные антиподы». Правила игры: Для каждого понятия укажите его антипод (противоположное по смыслу).
Антивирусная программа – (компьютерный вирус)
Ввод – (вывод)
Долговременная память – (оперативная память)
Жесткий магнитный диск – (дискета)
Мышь - (клавиатура)
Приемник – (передатчик)
Восстановление – (удаление)
Программист – (пользователь)
Пиратский – (лицензионный)
Черно-белый – (цветной)
Игра «Фольклорная информатика». Правила игры: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как эти пословице звучат в оригинале?
Компьютер – лучший друг. (Книга – лучший друг)
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты)
Без компьютера жить – только небо коптить. (Без труда жить – только небо коптить)
На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча пенять, коли рожа кривая)
Без винчестера – полсироты, а без материнской платы – и вся сирота. (Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота)
Компьютер без программы, что фонарь без свечи. (Голова без ума, что фонарь без свечи)
Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь)
Кто БЭСМ помянет, тому и глаз вон. (Кто старое помянет, тому и глаз вон)
Мал ноутбук, да дорог. (Мал золотник, да дорог)
Всякий кабель свое гнездо любит (Всякая птица свое гнездо любит)
DOS – всему начало. (Голова всему начало)
Утопающий за F1 хватается (утопающий за соломинку хватается)
Семь бед – один RESET. (Семь бед – один ответ)
Бит байт бережет. (Копейка рубль бережет)
Проводник до файла доведет (Язык до Киева доведет)
От скуки бери мышь в руки. (От скуки бери дело в руки)
Наудалял с три корзины (Наврал с три короба)
Что из корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало)
Первая программа комом. (Первый блин комом)
Продолжите фразы.
а) Персональный компьютер состоит из подсистем: аппаратное обеспечение, информационные ресурсы, программное обеспечение.
б) Программное обеспечение совокупность всех программ компьютера.
в) Операционная система пакет программ, управляющих работой компьютера, обеспечивающих связь между человеком и компьютером, а также запуск прикладных программ.
г) Файл информация, хранящаяся в долговременной памяти компьютера как единое целое и обозначенная именем.
д) Пользователь человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задачи.
е) Пользовательский интерфейс взаимодействие человека и компьютера, которое обеспечивается операционной системой.
Отметьте на координатной плоскости и пронумеруйте точки со следующими координатами: А (1,1), Б (1,4), В (2,1), Г (3,4), Д (3,1), Е (4,4), Ж(4,1), З (4,3), И (5,3), К (5,1), Л (6,4), М (6,3), Н (6,1), О (7,4), П (7,1), Р (8,1), С(8,4), Т (9,4), У (9,1), Ф (10,4), Х (10,3), Ц (10,1), Ч (11,3), Ш (11,1).
Соедините точки А-Б-В-Г-Д. Е-Ж-К-И. З-М. Л-Н. О-П-У-Т. С-Р. Ф-Ц-Ш-Ч-Х.
У вас получилось:
а) устройство вывода информации, б) устройство ввода информации, в) устройство обработки информации, г) устройство хранения информации
Ответ: а (мышь)
Системы счисления
Решить задачу
У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
Ответ: Да. У меня 4 брата. Младшему 8 лет, а старшему 15 лет. Старший учится в 9 классе.
В классе 111100% девочек и 1100 мальчиков. Сколько учеников в классе.
Ответ: В классе 60% девочек и 12 мальчиков. Всего 30 учеников в классе.
Расставь знаки арифметических операций вместо знаков вопроса так, чтобы получились верны равенства в двоичной СС.
1100?11?100=100000 (1100*11-100=100000)
1100?10?10=100 (1100:10-10=100)
1100?10?10=110000 (1100*10*10=110000)
1100?10?10=1011 (1100-10:10=1011)
1100?11?100=0 (1100-11*100=0)
Заполните таблицу: переведите координаты точек из двоичной СС в десятичную СС. В декартовой системе координат отметьте получившиеся точки и соедините их прямой линией последовательно от 1 точки до последней.
№ точки
|
Десятичная СС
|
Двоичная СС
|
1
|
|
(10;1)
|
2
|
|
(101;111)
|
3
|
|
(10;111)
|
4
|
|
(10;1011)
|
5
|
|
(11;1100)
|
6
|
|
(100;1011)
|
7
|
|
(110;1011)
|
8
|
|
(111;1100)
|
9
|
|
(1000;1011)
|
10
|
|
(1000;111)
|
11
|
|
(101;111)
|
12
|
|
(1000;1)
|
13
|
|
(1101;11)
|
14
|
|
(1110;10)
|
15
|
|
(1101;1)
|
Ответ:
№
точки
|
Десятичная СС
|
Двоичная СС
|
|
1
|
(2;1)
|
(10;1)
|
2
|
(5;7)
|
(101;111)
|
3
|
(2;7)
|
(10;111)
|
4
|
(2;11)
|
(10;1011)
|
5
|
(3;12)
|
(11;1100)
|
6
|
(4;11)
|
(100;1011)
|
7
|
(6;11)
|
(110;1011)
|
8
|
(7;12)
|
(111;1100)
|
9
|
(8;11)
|
(1000;1011)
|
10
|
(8;7)
|
(1000;111)
|
11
|
(5;7)
|
(101;111)
|
12
|
(8;1)
|
(1000;1)
|
13
|
(13;3)
|
(1101;11)
|
14
|
(14;2)
|
(1110;10)
|
15
|
(13;1)
|
(1101;1)
|
№ точки
|
Десятичная СС
|
Двоичная СС
|
1
|
|
(11;0)
|
2
|
|
(100;11)
|
3
|
|
(10;1)
|
4
|
|
(10;110)
|
5
|
|
(11;110)
|
6
|
|
(11;1101)
|
7
|
|
(101;1111)
|
8
|
|
(111;1101)
|
9
|
|
(111;110)
|
10
|
|
(1000;100)
|
11
|
|
(1000;1)
|
12
|
|
(110;11)
|
13
|
|
(111;0)
|
Ответ:
№
точки
|
Десятичная СС
|
Двоичная СС
|
|
1
|
(3;0)
|
(11;0)
|
2
|
(4;3)
|
(100;11)
|
3
|
(2;1)
|
(10;1)
|
4
|
(2;4)
|
(10;110)
|
5
|
(3;6)
|
(11;110)
|
6
|
(3;13)
|
(11;1101)
|
7
|
(5;15)
|
(101;1111)
|
8
|
(7;13)
|
(111;1101)
|
9
|
(7;6)
|
(111;110)
|
10
|
(8;4)
|
(1000;100)
|
11
|
(8;1)
|
(1000;1)
|
12
|
(6;3)
|
(110;11)
|
13
|
(7;0)
|
(111;0)
|