И сотворил Бог мужчину и женщину:
Комментарии к
Социальной концепции Русской Православной Церкви.
М.: Даниловский благовестник, 2001.
Балашов Н. В.
Меняется ли учение церкви?
- Отец Николай! Прежде, чем мы начнем говорить о проблемах современной семьи, хотелось бы пояснить читателям - зачем понадобился этот новый документ: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»? Разве учение Церкви не остается неизменным?
- «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13. 8). И Благая весть о Нем, которую проповедует Церковь, по существу тоже не меняется. Но ведь люди, к которым обращена эта проповедь, - они меняются, потому меняется и язык, на котором говорит Церковь. Изменчива культура, изменчивы условия жизни людей. И в наше время эти перемены происходят особенно быстро. У человеческого общества возникают новые вопросы, на которые Церковь обязательно должна ответить. Если ответы новые, это не значит, что они придуманы, возникли на пустом месте. Они основаны на вечном Евангелии, на Священном Предании Церкви. Корни всего, чему Церковь учит, уходят в многовековую сокровищницу церковной мысли. Но церковное учение должно быть выражено ясным языком, понятным нашему современнику. И на возникающие именно теперь вызовы самой жизни должны быть найдены ответы, рождающиеся из творческих усилий богословской мысли. Утверждать, будто святыми отцами в прошлом все уже сказано, а нам нечего к этому добавить, значит не верить, что Дух Святой и ныне действует в Церкви, как в прежние времена.
В жизни нашей страны после падения диктатуры безбожия произошли огромные перемены. Новые тенденции развиваются и во всем мире - в светском, обезбоженном обществе, окружающем Церковь. Все эти изменения Церковь не вправе оставить без ответа. Такой ответ нельзя просто выдумать в процессе каких-то кабинетных размышлений.
Одна из главных задач, поставленных перед Церковью сегодня - осмыслить жизнь христианина в окружающем его светском мире. Когда-то существовали христианские государства. Во всяком случае, они себя называли таковыми. Потом мы жили в государстве атеистическом, основанном на идеологии, чуждой верующему человеку. А теперь вокруг нас общество, которое включает людей различных религиозных убеждений, а вместе с тем и людей без всякого определенного отношения к религиозным вопросам. Есть в этом обществе, конечно, и люди, относящиеся к Церкви враждебно. Но большинству из наших современников Христос и вера в Него просто безразличны. Они не понимают, какое отношение все эти религиозные вопросы могут иметь к их повседневной жизни, к тому, что для них действительно важно.
«Основы» - это, во всяком случае, попытка говорить с позиций веры о том, что интересует многих людей. О политике и о спорте, о законах и о собственности, о войне и мире... И, конечно, о семье и о любви.
Например, теперь все чаще можно слышать, что семья будто бы устарела, и общество будет развиваться в направлении «множественности форм совместной жизни». Разве может Церковь просто промолчать, оставить без ответа такую мысль? И это не только неверующие говорят, среди людей весьма религиозных тоже приходится встречать такое отношение к разным семейным вопросам, которое с православной верой трудно совместить. И, к сожалению, советы, которые можно бывает услышать от батюшек, порой оказываются не только непохожими, но даже противоположными. А бывает и так, что сторонники разных взглядов самоуверенно «вещают» и учительствуют от лица всей Церкви, а всякого, кто думает иначе, объявляют еретиком, хотя в действительности-то Церковь по этому вопросу точных и окончательных суждений никогда не выносила.
Речь, конечно, не о том, чтобы «сверху» ввести в жизнь Церкви абсолютное единогласие и раздать всем батюшкам и их пастве подробнейшие инструкции на случаи всех мыслимых и немыслимых житейских ситуаций. Такое «законничество» совсем не в духе православного благочестия. Определенные разномыслия всегда были в Церкви и всегда будут, потому что Бог, к счастью, создал нас всех удивительно раз-
ными и наделил нас различными призваниями, многообразными дарами. Но есть грань, за которой разномыслие допустимое и даже обогащающее Церковь переходит в искажение православного учения. Вовремя указать такие границы, - именно этим во все времена занимались церковные Соборы. На них авторитетно выражается голос Церкви, формулируется ее учение о правой вере и правой жизни по воле Божией.
Куда это годится, когда люди приходят на исповедь и слышат от одного духовника: «Если вы с мужем не венчаны - причащаться вы не можете!», а от другого могут услышать прямо противоположное? Один говорит, что брак дело хорошее и благословенное, но кандидата в жены или мужья лучше подберет сам батюшка. Другой же священник настаивает, что сейчас вообще не время вступать в браки (будто бы, так утверждают некие святые отцы), что наступило последнее время и христианам давно пора забыть о семье и о детях. Вот недавний пример: по нашим храмам стала довольно широко распространяться листовка с текстом новогодней проповеди, которую приписывают одному из архипастырей. И там есть такие слова: «Выбирайте - или вы кормите детей и в погибель, в муку вечную уходите или голодной смертью умираете... Время свадеб кончилось, сейчас время покаяния». Перед нами - образец суждения такого рода, которое Церковь отвергла еще в IV веке как искажение ее учения. Проповедники подобных взглядов уже тогда были осуждены и ана-фематствованы. И сейчас Церковь не может оставлять без внимания подобного рода крайности, которые явно не вписываются в здравый образ духовного руководства.
- Как готовились «Основы социальной концепции»? Учитывались ли при выработке их положений разумные разномыслия в Церкви, о которых Вы говорили?
- Церковь всегда откликалась на события в жизни общества. Но каждому понятно, что в течение многих десятилетий господства безбожия в нашей стране голос Церкви не мог звучать свободно. Начиная с 1988 года, наша Церковь стала постепенно «расправлять плечи», все более открыто высказываться по поводу происходящих в стране и в мире перемен - иногда приветствуя их, но вместе с тем и указывая на возникающие угрозы для блага народа, на искажения правды Божией, рождающиеся в общественной жизни.
В 90-е годы стало ясно, что отдельных определений Соборов, заявлений Священного Синода, выступлений Святейшего Патриарха уже недостаточно - надо постараться систематизировать церковное учение об отношении Церкви к миру, к государству, к политическим процессам, к светскому обществу, к развитию науки, к вопросам экономики. Конечно, невозможно сразу высказаться обо всем и подробно. Но нужно заложить хотя бы основы, обозначить контуры дальнейшего развития творческой церковной мысли, которые затем трудами иерархов и пастырей, ученых и богословов, самой практикой Церкви будут обогащаться и наполняться все более ярким содержанием.
В декабре 1994 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение, что нужно выработать всеобъемлющую концепцию, которая отражала бы общецерковный взгляд как на вопросы отношений между Церковью и государством, так и на проблемы современного общества в целом. Священный Синод учредил для этого рабочую группу по подготовке проекта. В нее вошли архиереи, священники, профессора духовных школ, сотрудники различных синодальных отделов - первоначально 26 человек. Возглавил ее постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Впоследствии выяснилось, что необходимо привлекать к работе и новых членов, специалистов в разных областях знаний.
Работа продолжалась в течение нескольких лет. Как правило, кто-то готовил первоначальный проект раздела или отдельных параграфов, потом этот текст обсуждался на нескольких совместных заседаниях, вносились поправки, добавления, иногда текст переделывали полностью. Тем членам группы, которые жили далеко от Москвы и не могли приезжать на каждое заседание, проекты направлялись по почте, чтобы каждый мог внести свой вклад.
Одни абзацы принимались легко и быстро, другие обсуждались часами, потому что в составе рабочей группы были представители разных воззрений, в том числе различных политических ориентации. Ведь нужно было выработать такой документ, который отражал бы взгляды всей Церкви, а не какого-то одного направления церковной или общественной мысли. Старались взвешивать каждое слово. В общем, каждая страница впитала труд многих людей, так что даже первоначальный проект был уже, в каком-то смысле, «соборным» документом.
В феврале 2000 года предварительные результаты работы обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», в мае - на специально созванном симпозиуме «Церковь и общество - 2000», в котором приняли участие не только богословы, но и видные светские ученые, общественные деятели. По результатам этих обсуждений в текст было внесено много дополнений и уточнений. Затем последовало детальное обсуждение проекта на заседании Священного Синода. Потом вновь доработанный документ раздали всем членам Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, заседавшего в августе 2000 года в храме Христа Спасителя. Несколько часов на Соборе продолжалась оживленная дискуссия. А закончилась она тем. что Преосвященные Архипастыри единогласно одобрили «Основы социальной концепции», признав, что подготовленный документ согласен со словом Божиим и Преданием Церкви.
Кому адресованы «Основы социальной концепции»?
- Кому адресованы «Основы»? Это инструкция для священников?
- Нет, это документ для всех - для архиереев и священников, монахов и монахинь, для всех верующих, «сверху донизу». «Основы» будут изучать в духовных семинариях и академиях; надеемся, приходские священники будут объяснять этот документ своей пастве. Со временем, несомненно, понадобятся новые тексты, разъясняющие или дополняющие этот труд. Но составлялся он так, чтобы служить Церкви в течение длительного времени. Именно поэтому в нем не рассматриваются многие проблемы, актуальность которых хоть и острая, но скоропреходящая.
- Возможен ли пересмотр отдельных положений, которые вошли в «Основы социальной концепции»?
- В соборном Определении сказано, что «по мере изменения государственной и общественной жизни, появления в этой области новых значимых для Церкви проблем, основы ее социальной концепции могут развиваться и совершенствоваться. Итоги данного процесса утверждаются Священным Синодом, Поместным или Архиерейским Соборами». Значит, пока изменения не одобрены Соборной властью, документ во всей полноте сохраняет обязательное значение для всех членов Русской Православной Церкви.
|