Скачать 460.31 Kb.
|
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ КОСТРОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ --------------------------------------------------------------------------------- КАФЕДРА ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Курсовая работа студента II курса Костромской Духовной Семинарии Владимира Пушкина Научный руководитель: Заведующий Кафедрой, Преподаватель Костромской Духовной Семинарии Протоиерей Сергий Степанов Кострома 2012 г. Оглавление: Введение. Выбор темы и её обоснование…………………………………...3 Глава 1. Проблема современного понимания Типикона………………......4 Глава 2. Изначальные смысл и значение Божественной Литургии…….6 2.1. Соборность Церкви………………………………………………………..6 2.2. Общее дело Церкви………………………………………………………..6 2.3. Церковь и Евхаристия……………………………………………………..7 Глава 3. Современный подход к Святому Причащению…………….…....8 3.1. «Нас же всех от Единого Хлеба и Чаши Причащающихся…» ………...9 3.2. Критика аргументов сторонников редкого Причащения…………...…10 3.3. Часто, или редко?.......................................................................................13 Глава 4. Современная практика подготовки к Святому Причащению………………………………………………………………….15 4.1. «…Да испытывает же себя человек…»………………………………....15 4.2. Правда о посте перед Причащением……………………………………17 4.3. «Последование ко Святому Причащению»…………………………….19 4.4. Исповедь перед Причащением…………………………………………..21 Глава 5. Отношение к Божественной Литургии сегодня……………....23 5.1 Богослужение - жизнь Церкви…...............................................................23 5.2. Проблема понимания богослужения……………………………………24 5.3. «Тайное знание?...» ......……………………………………………….…25 5.4. Профанация молитвы «о всех и за вся»………………………………...30 Заключение. Нужны ли реформы богослужения………………………...31 Библиография………………………………………………………………...33 Введение. Выбор темы и её обоснование. «Непрестанно молитесь, о всём благодарите - такова о вас воля Божия о Христе Иисусе» (1 Фес 5:17-18). «Каждый день пребывали единодушно в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян 2:46-47). Этими словами мы понимаем, что христиане, с первого дня существования Церкви не представляли своей новой жизни без общественной молитвы. Христианская Церковь есть Церковь соборная, и только в духовном единении своих членов (Пс 132:1) имеет свою силу. Данная же соборность Церкви выражалась и выражается не только в единой вере и едином духе, но и в поклонении и прославлении Единого Бога и Отца всех (Еф 4:6). Иными словами- богослужение есть общее дело всех христиан. В жизни Православной Церкви богослужение занимает столь важное место, что в представлении инославных христиан православие ассоциируется с богослужебным культом- пением, иконами и т. д. В богослужении находится вся сокровищница Священного Предания: здесь преподается Сам Христос. Богослужение, наипаче Евхаристия, свидетельствуют о Нем на земле. Но это предполагает от нас, православных христиан, знание его истории и богословского духовного опыта того, что составляет жизнь Тела Христова- богослужения, нашего общего дела. Следовательно, богослужение есть школа богословия и боговедения1. Но время всеобщего охлаждения духовности в XVIII веке и година огненного искушения (1 Пет 4:12) оставила Русской Церкви раны, которые до сих пор не зажили. В данной работе мы рассмотрим пути врачевания одной из этих ран- подмены понятий о богослужении Церкви, и нынешнего понятия Церкви как «центра раздачи благодати» и «погребально-крестильной организации». И эта болезнь, болезнь принадлежащих к её Телу - Христу (1 Кор 12:26). Здесь будут также рассмотрены проблемы понимания духовенством и мирянами общественного богослужения, и будет раскрыт его истинный первоначальный смысл в историческом и богословском контексте. Следует отметить, что автор никоим образом не требует «реформировать» богослужение, а всего лишь указывает вполне возможные пути возвращения правильного взгляда на богослужение, в целом и в отдельных его видах, что, как сказано выше, и является целью написания данной работы1. Глава 1. Проблема современного понимания Типикона. Нынешним «краеугольным камнем» современной богослужебной практики был2 и есть Типикон. Всякому православному христианину для понимания смысла богослужения необходимо осознать тот факт, что современное православное богослужение, в том числе и то, что совершается в городских и сельских приходских храмах, по своему изначальному уставу является монастырским богослужением. Современный Типикон является монашеским Типиконом, практически не содержащим предписаний относящихся к мирянам, а только к инокам. Если в VIII-X в. существовали один устав для монастырей, а другой («Устав Великой Церкви», который изначально употреблялся в Храме Святой Софии Константинополя) для соборных и приходских храмов, то к XIV в. последний, ввиду падения Византийской Империи, полностью вышел из употребления и остался только монастырский3. Данная ситуация до сих пор порождает некоторые очевидные неудобства. Прежде всего, Типикон, как и видно из его заглавия4 - устав монастырских служб, и, следовательно, рассчитанных на общину людей, основным занятием которых является участие в богослужении. От современного, пусть даже и воцерковленного человека, состоящего на светской службе, содержащего семью и воспитывающего детей невозможно требовать ежедневного многочасового стояния на службе. Если монахи могли молиться в течение всей ночи, то для мирянина постоянное участие во Всенощных бдениях (в буквальном смысле) просто невозможно. Поэтому нынешняя приходская практика, как в России, так и в других Поместных Церквях создали свой устав службы- значительно урезанный монастырский устав. Но и нынешние 2-3 часовые богослужения нередко тяготят тех, кто считает себя невозможным «отстоять» службу1. Ввиду этого, базовой проблемой богослужения видится появление поклонников буквы устава - «типиконщиков»- мирян, зачастую и отдельных пастырей, готовых на всё ради исполнения Типикона. Поистине, оцеживающие комара и поглощающие верблюда (Мф 23:23-24). Кроме соблюдения богослужебных «сверхточностей» они превращают Православие в религию еды - строго следят, что и с чем можно и нельзя есть в посты, зачастую забывая, что этот устав был создан в климатических условиях Палестины, крайне отличающихся от Российских. И пост уже не средство достижения добродетели, а сама добродетель. Еда - это камень, на котором строим свою духовную жизнь: сухоядение- значит сухоядение; с «древяномаслием»- значит с «древяномаслием»; писано, что полагается «два варения с елеем, шесть смокв и две чаши вина»- умри, но найди, съешь и выпей. Один такой священник не разрешил беременной женщине есть пищу с маслом в будни. Думаю, что он не стал бы на месте Христа исцелять в субботу… А где любовь, как главный принцип Христианства?... И если бы это было каким-то исключением, а ведь это распространено повсеместно, если присмотреться2. Следовательно, радикальное расхождение между Типиконом и современной богослужебной жизнью Церкви невольно заставляет поставить вопрос о необходимости «легализации» сложившейся практики, путем выработки такого устава, который учитывал бы все особенности приходской жизни3. Глава 2. Смысл и значение Божественной Литургии. 2.1. Соборность Церкви. Дословный перевод слова «Церковь» означает «собрание, созыв». Собрание людей, объединенных одной верой1 в собравшего их Христа2. (Еф 4:2-6) Вот уже две тысячи лет Церковь Христова берет на себя грехи, немощи и скорби человеческие, и очищает всякого приходящего с верою в её Божественное происхождение и силу Главы её. (Еф 1:22-23) Две тысячи лет Церковь Христова возводит сыновей и дочерей своих в обители Отца Небесного, освящая и перерождая их в Божественных небожителей - преобразуется сама из земной воинствующей в Небесную Царствующую. Все условия для перерождения ослепленных, озлобленных измученных сатаной людей в сынов и дочерей Божиих имеются в Православной Церкви. По завету Христа: «Идите, научите все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19), Церковь учит и освящает. Только она есть школа жизни и Храм освящения. И если здесь говорится о Церковных общественных богослужениях, то они и являют собой это средство уневещивания и освящения; в них преподаются высочайшие понятия об истинах христианской жизни, во всей полноте раскрывается христианское вероучение, и совершаются благодатные Таинства приобщения человека к жизни во Христе3. 2.2. Общее дело Церкви. Центральное место, средоточение и кульминация всех богослужений суточного круга - Литургия. В простонародье называется она «обедней», и это нехитрое слово приводит нас к смыслу богослужения. На Литургии её участники «обедают», совершают тайновводную трапезу- в присутствии Самого Христа вкушают Его Тело и Его Кровь1. Таинство для непосвященных и нехристиан непонятное, даже страшное2, которое явилось соблазном для многих с момента его основания (Ин 6:60,66-67). Но здесь будут мало затронуты богословские аспекты Литургии. Скажем, что это есть Богоустановленное Таинство, смысл Нового Завета и сам Новый Завет (Лк 22:20). В ранней Церкви понятие Литургии не было просто синонимом культа. Литургия прилагалась ко всем служениям и обязанностям в Церкви, в которой она проявляла и осуществляла свою природу и призвание, и первоначально она имела экклезиологическое, а не культовое назначение. Даже то, что Литургия есть центральный акт христианского культа, показывает её особый характер, её уникальность, её место и функция в Церкви. А уникальная функция состояла изначально, по словам протопресв. А. Шмемана «делать Церковь тем, что она есть»- свидетельницей и причастницей спасительного события Христа, новой жизни в Духе Святом, присутствие в «мире сем» грядущего Царства3. 2.3. Церковь и Евхаристия. Церковь Евхаристична, а Евхаристия церковна по природе, ибо Церковь есть Тело Христово (Кол 1:18-24), а Евхаристия есть главное Таинство Церкви, «Таинство Таинств»4, ради чего Церковь существует и создана Господом. Евхаристия сводит воедино, фокусирует всё то, что происходит, есть и будет в Церкви. Евхаристия даже выше этого - она и есть созидаемая Церковь. Евхаристия и Церковь - понятия почти тождественные. Евхаристией люди соединяются в единое Тело Христово. Все мы причащаемся Одного и Того же Христа. Его Святейшие Тело и Кровь проходят до последних атомов нашего существа - и мы становимся через это больше чем братьями и сестрами - единым Телом, славящим Бога «едиными усты и единым сердцем». Евхаристия, как видим из перевода слова - благодарственная «жертва хваления» Богу. Через Причащение мы благодарим Бога за совершенное Им дело нашего спасения и делом творим наше собственное спасение. Всё церковное устроение евхаристично. Все каноны, литургика, догматика, аскетика и прочее,- существует в Церкви в контексте Евхаристии, в свете её и приобретает свою церковность только в связи с этим Таинством. Православную веру и православное богословие, по словам современного насельника Афона, «невозможно помыслить вне пространства Божественной Литургии, где Бог являет Свою славу посредством приношения и умаления Своего Сына, и где верующие исповедуют Истину Троицы посредством любви друг ко другу, потому что вера и любовь есть всё, и выше их ничего нет1». (1 Кор 13:13) По словам протопресв. А. Шмемана, «Литургия прежде всего общее действие, посредством которого собрание людей исполняет свое призвание, осуществляет свое назначение, становится орудием Божиим исполняющим Его волю, и что самое главное, Евхаристия - это вхождение Церкви в радость Господа своего. А войти в эту радость и засвидетельствовать её в «мире сем»- это и есть первое основоположное «общее дело» Церкви и источник прочих её служений2. Итак, Литургия, это не только Таинство Церкви, не просто богослужение, а средоточие жизни Церкви, то, ради чего обычно мы и собираемся в храмы, ради чего эти храмы и зиждутся. И всё в Церкви существует в контексте Литургии. Глава 3. Современный подход к Святому Причащению. К сожалению, большое количество современных христиан пренебрегает тем бесценным даром приобщения, которое оставил нам Спаситель. Даже на Пасху, на Великие праздники, в Великий пост в храмах присутствует огромное количество не подходящего к Чаше Жизни народа. Эту же ситуацию можно наблюдать и на многочисленных молодёжных форумах, фестивалях, съездах. В связи с этим возникает необходимость напомнить Божественное, Церковное и святоотеческое учение по этому поводу1. 3.1. «Нас же всех от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся…» В современном Православии нет общепринятого мнения относительно того, как часто следует причащаться. Практика одной Поместной Православной Церкви в этом плане может существенно отличаться от практики другой Церкви, и даже внутри одной Поместной Церкви различная практика может существовать в разных регионах, епархиях и приходах. Зачастую, на одном приходе два священника по-разному учат о том, как часто следует приступать к Таинству Евхаристии. Как было выше сказано, по словам протопресв. А. Шмемана «это явилось следствием «литургического» и «нелитургического» восприятия Христианства и Церкви, «литургического понимания Литургии», сведением её в категорию «культа»2. Евхаристия сначала из братской трапезы (Деян 2:42; 20:7-12) (Которая до установления Спасителем Таинства Причащения была еврейской пасхальной вечерей - расширенным ритуалом будничной и субботней вечери (Мф 15:35-36; Мк 8:6))3, превратилась в торжественное общественное богослужение, а затем понимание Евхаристии, как общего дела, как события, в котором участвует вся община, уступило место представлению о Причащении как о частном религиозном акте, что существует и поныне. Протопресв. А. Шмеман пишет о причинах этого: «…Классически-катехизическое определение Церкви, как общества никогда не пересматривалось и не отвергалось. Церковь-общество попросту не обнаруживает себя вне посещения богослужения. Переживание богослужения давным-давно перестало быть переживанием соборного литургического акта. Теперь это индивидуальный акт, собрание индивидов приходящих в храм и присутствующих на богослужении, чтобы индивидуально удовлетворить свои индивидуальные духовные нужды, а не для исполнения и составления Церкви1.» (Что сейчас, в укор нам, православным, полностью сохранилось у протестантов). И, если древняя Церковь видела свое реальное исполнение как общение в едином Теле («Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во единое Святаго Духа общение…»), то сегодня мы усматриваем в Причащении самый индивидуальный и приватный из всех религиозных актов, всецело зависящих от личного желания, благочестия и подготовки2. Проще говоря,- нет единства среди верующих, которое должно выражаться совместным участием в Таинстве Евхаристии. А некоторые духовники вообще утверждают, что «слишком частое» Приобщение, якобы всегда ведёт к прелести и снижению уровня духовной жизни3, и могут привести даже к «нездоровым явлениям в духовной жизни4». 3.2. Критика аргументов сторонников редкого Причащения. Противники частого Причащения исповедают веру в регресс Церкви и её духовной жизни: не имея возможности отрицать факт «сверхчастого» Причащения в библейские времена (Согласно книге Деяний), и единодушного мнения Святых отцов относительно частоты Причащения, утверждают, что тогда все люди были поголовно святыми, а сейчас такая святость редка, если не невозможна. Во времена апостолов было всё прекрасно, и потом, что ни монах, то преподобный, что ни епископ, то святитель, но вскоре стало хуже, «оскуде преподобный5», в XIX в. святые отцы писали, что всё ужасно, а про нынешнее время и говорить нечего. Так называемые причастоборцы думают этим, что Христос не выполнил Своего обещания (Мф 28:20) и забыл Церковь, и Дух Святой куда-то ушел, а современность лишена Божьего попечения, (Хотя, по словам протод. А.Кураева, «никогда в истории Церкви не было века, который сам себя считал бы “золотым”1»). Но они хотят исправить ситуацию своими силами. Это - горькое чувство оставленности человека и мысль, будто святость сегодня недостижима, разве только отдельным сверхчеловекам. Поэтому даже мысль о попытке жить в постоянном общении с Богом воспринимается или как прелесть, или как фанатизм. А уж идея, что богообщение должно быть жизнью всего общества, воспринимается сейчас как обновленчество и просто как скандал: какое тут евхаристическое возрождение, когда «на дворе “последние времена”»?! Богословски это можно оценить как радикальное пелагианство, а в отношении к Церкви - как отрицание её Божественного сердца. Сын Божий не оставил Церковь, и Дух Божий одинаково ведет её и в I, и в XIX, и в XXI веках. И в наше время можно достичь святости, как и сто, как и тысячу лет назад. Как и тогда, святость можно получить от Святой Чаши2. Апологеты редкого Причащения даже Священное Писание, по словам священника Даниила Сысоева «используют как вешалку для развешивания собственных мыслей 3»: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, повинен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (1 Кор 11:27-30). Логика здесь такая: «опасно причащаться недостойно, не рассуждая Тела и Крови Господних. Если часто причащаться, то невозможно сохранить благоговение. Значит, причащаться надо редко». Вторая предпосылка, как видно, «введена руками», и её нет в Священном Писании. Апостол Павел не сказал «ешьте хлеб и пейте от чаши реже», а предлагает судить и исследовать себя (очистить свое сердце раскаянием в грехах, желанием исправиться, и тогда приступать). Таким образом, как и объясняет эти слова Златоуст - «Павел знает одно время для участия в Таинстве Причащения - когда чиста совесть, когда очищен от порочных наклонностей1». Феофилакт Болгарский тоже предлагает «поставить судьей над нами самих себя, и оправдаться перед своей совестью, и так приступать, не только когда праздники, но тогда, когда чиста совесть2». Следовательно, свидетелем покаяния должен быть сам человек. В Русской Церкви отошли от этого принципа. Введя обязательную исповедь перед Причастием, что, по словам свящ. Даниила Сысоева, очень полезно для нашего духовно ослабленного общества3. Хотя митр Иларион (Алфеев) считает, что «не от каждого верующего надо требовать обязательной исповеди перед каждым Причащением. По согласованию с духовником, для лиц регулярно приступающих к Таинству, соблюдающих Церковные правила, и канонические посты может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и Причастия4. Христос призывает, чтобы Его неизреченный дар стал нашей пищей, залогом и этой, и будущей жизни: «Я есмь хлеб жизни», (Ин 6:35),» Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин 15:1), «Приходящий ко мне не будет алкать, и верующий в меня не будет жаждать никогда» (Ин 6:35), Старайтесь не о пище тленной, но о пище приводящей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин 6:27), Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф 6:11), «Приимите, ядите,сие есть Тело Мое…Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя» (Мф 26:26-28).- то есть мы непременно должны есть Его Тело и пить Его Кровь. Причастоборцам приходится грубо перетолковывать канонические определения, прямо касающиеся частоты Причащения не отлученных от Церкви христиан: 8 правило Апостолов наказывает клирика отказавшегося причаститься за Литургией, а 9 правило налагает епитимии на мирянина не участвующего в Причащении1. Ныне же это правило сохранилось только в отношении к священнослужителям. Иные священники не могут ответить на вопрос «Чем же миряне хуже, если им нельзя причащаться так же часто, как и Вы?». «Благословной виной» для уклонения от Причащения не может быть и «благоговение перед святыней», или «смиренномудрие», которые причастоборцы считают чем-то великим. Таким «благоговейным» каноны предусматривают строгое наказание. Причиной уклонения от Причастия предусматривается внутренняя страсть (например, раздражение утром, которое никак не успокоить), осквернение, вызванное вожделением, или месячные у женщин - именно для них и предназначен антидор2. 3.3. Часто, или редко? Древняя Русь в вопросе о частоте Причащения, очевидно, следовала древней византийской «частой» традиции3, но с веками, как и в Греции, на Руси Причащение становилось всё более и более редким событием, а правила подготовки более ужесточались. В Требнике митрополита Киевского Петра Могилы (1646 г.) еще было предписание о как можно более частом Причащении («…Во вся нарочитыя Великия, аще возможно, праздники, а ныне в четверогодищныя посты4»). В XVIII-XIX веках Причащение стало ежегодной повинностью: наиболее благочестивые причащались пять раз в год - в посты и в день Ангела, а ежемесячное Причастие было признаком особого благочестия. Такая практика отражена и в «Пространном Христианском Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви», митрополита Филарета (Дроздова)5. А ежегодное Причащение в XVIII в. было установлено светским законодательством не для благочестия, а для выявления скрытых раскольников и сектантов1. Мнения русских святых о частом Причащении подменивались и подтасовывались в пользу апологетов «смиренномудрия». К ним до сих пор приписывают Филарета (Дроздова), Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, Макария и Варсонофия Оптинских, Варнаву Гефсиманского, Серафима Саровского. Ни один из них не выступал против более частого Причащения, хотя они и требовали благоговейного отношения к Святыне. А Амвросий, Леонид и Макарий Оптинские были телесно больны, и из-за своих немощей телесных старались следовать норме Трулльского собора - Причащались раз в три недели2 (Что и является каноническим порогом редкости Причащения). Исходя из канонов можно заключить, что христианин всецело сохраняющий Православную веру, не впадающий в смертные грехи и соблюдающий канонические посты (в т. ч. и евхаристический – с полуночи) имеет право причащаться, пока не доказано обратное. В наше время можно наблюдать во многих храмах возмутительное попрание канонов ради «предания старцев»: в Пасхальную ночь не причащать мирян Святых Таин. Это прямо противоречит словам Златоуста на Пасхальной утрени: «Трапеза исполнена, насладитесь вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры» - здесь святитель, естественно, не подразумевает «разговление куличиком и крашеным яичком». Но некоторые даже отказывают мирянам в Причащении и на Пасху, и на Светлой Седмице. А ведь та же распространенная практика неядения до конца Литургии, даже при отсутствии в храме, есть отголосок правила Вальсамона о том, что «все верные должны приобщаться Святых Христовых Таин каждый день, если возможно, как и сказано прежде в других правилах3». Церковные каноны, как видно, всегда стараются облегчить для верных и благочестивых христиан доступ к Святой Чаше, не допуская при этом к ней иноверных и отягченных смертными грехами – и вытекает это из Священного Писания и подтверждается учением отцов Церкви. Прав был Никодим Святогорец, один из авторов «Книги душеполезнейшей о непрестанном Причащении Святых Таин», обличая священников взявших ключ разумения (Лк 11:52): «Священники… не причащающие приступающих с благоговением и верою, осуждаются как убийцы, согласно пророку Осии: «Скрыша жрецы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша. (Ос 6:9) Они (прогоняющие приступающих к Тайнам) не догадываются, что их слова в молитвах оказываются ложью. Ведь они сами возглашают «Со страхом Божиим и верою приступите»… Не знаю, как назвать это бесчиние…1». Но при всех минусах пренебрежения Таинством Евхаристии, по мнению М. Скабаллановича, прекращение общего Причащения за Литургией оказало и положительное явление на богослужебный устав, что подняло Вечерню и Утреню до высоты близкой к Литургии, что помогло избежать пренебрежения этими службами (как это произошло, например в Римско-Католической Церкви). Обратный процесс приводит к постепенному вытеснению вечернего богослужения из приходского обихода (как это, по сути, уже происходит в Греческой Церкви)2. Но в конце отметим, что евхаристическую жизнь Церкви нельзя уложить в некую идеальную схему. Жизнь Церкви – это ещё и действие Всеблагого Промысла Божия в человеческой истории, и её нельзя стилизовать под нечто умозрительное. Частота Причащения – индивидуальный вопрос, и решается он в зависимости от духовных запросов и внутреннего устроения каждого человека. И поэтому тут не может быть разнарядки свыше («Всем причащаться столько-то раз в неделю!»). Оставим это совести каждого отдельного христианина. Иначе велик риск стать заложником противоположной крайности – самодовлеющей идеи только частого Причащения, которая единожды овладев нами, может принести много зла нам и нашей Церкви3. |
И сотворил Бог мужчину и женщину: Комментарии к Социальной концепции Русской Православной Церкви Отец Николай! Прежде, чем мы начнем говорить о проблемах современной семьи, хотелось бы пояснить читателям зачем понадобился этот... |
Деятельность русской православной церкви в рабочей среде московского... Охватывают церковно-религиозную сторону повседневной жизни рабочих, что говорит о своевременности и актуальности данной работы |
||
Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. 13 |
Вселенской Православной Церкви Предисловие Российского Православного Университета. Поскольку автор не преподавал историю Русской Церкви, ее изложение отсутствует в данной книге.... |
||
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви Кой деятельности Русской Православной Церкви в значительной мере выполнила свое назначение. В новом документе, первое рассмотрение... |
Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Российский государственный... Константино-Еленинский женский монастырь Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви |
||
Отчет о результатах самообследования деятельности Частного общеобразовательного... «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» составлен во исполнение приказа Министерства образования... |
Руководство по истории Русской Церкви Руководство по истории Русской... Христианство в пределах России до начала Русского государства. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира.... |
||
Курс русской риторики Рекомендовано Учебным комитетом при Священном... Риторика классическая наука о целесообразном и уместном слове востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства... |
Положение о научно-методическом совете Православной гимназии г. Калининграда «Православная гимназия Калининградской Епархии Русской Православной Церкви» (далее – Гимназия) разработано в соответствии с Федеральным... |
||
Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий |
2. Летописное сказание о проповеди св. Апостола Андрея Первозванного.... Понятие о церковно-исторической науке. Источники по истории Русской Церкви. Периодизация |
||
Организация приходской жизни Московской епархии. Поэтому некоторые изложенные здесь правила и подходы могут не совпадать с теми, которые существуют в других епархиях... |
Отчет о результатах самообследования деятельности Частного общеобразовательного... |
||
Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» См. Кучинов А. М. Влияние Русской Православной Церкви на политический процесс в России. 2011. № С. 145–155 3 |
Очерки церковной смуты Русской Православной Церкви в 20 — 30-х годах нынешнего столетия. Своим появлением он во многом обязан ныне усопшему владыке Мануилу,... |
Поиск |