Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
« Кыновская детская школа искусств»
Утверждено :
Решением
педагогического совета
№1от30.08.2011г.
_________Н.В.Долгушина
Программа
дополнительного образования
«БЕРЕСТА»
Срок реализации 3 года
Возраст обучающихся 11-15 лет
Педагог :Долгушин Г.В.
2011г.
-
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа « Береста» является модифицированной программой, в основу которой положены программы « Плетение из бересты» А.А. Полежаева, «Художественная обработка бересты и соломки» О.Н . Осиповой и многолетний собственный опыт педагогов Кыновской ДШИ. Программа рассчитана на 3 года обучения на категорию обучающихся среднего возраста 11-15 лет.
Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость и гниению) береста издавна широко применялась в народном быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на три группы:
1. Вещи, сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: кузовки, набирушки.
2. Плетеные изделия разнообразных форм и размеров; от маленьких солонок до огромных сумок - заплечников, а также плетеная обувь и т.д.
3. Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.
Изготовление изделий из бересты с давних пор занимались народные мастера. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций.
Программа дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
2.Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, создание условий для развития творческого потенциала в процессе изготовления художественных изделий из бересты.
Задачи программы
Обучающие:
познакомить с основами знаний в области прикладного искусства, с историей берестяного промысла, с приемами обработки бересты;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бересты;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству:
Воспитывающие:
• осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
• воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству - работе с берестой
3. Продолжительность освоения образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения (2 раза в неделю по 2 часа).
4. Формы и методы проведения занятий
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский (особенно на втором году обучения, когда предполагается расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения).
Формы проведения занятий:
Коллективное творчество;
Сотрудничество;
Индивидуальная работа;
Экскурсии;
Праздники.
5. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки
Один из элементов работы по программе – это отслеживание результатов.
Виды контроля:
Беседы с детьми;
Викторины и конкурсы;
Контрольные работы (после изучения определенной темы);
Мини-выставки (в помещении творческого объединения, в школе, в Доме творчества, в детском саду и т.д.);
Участие детей в районных, городских, областных, всероссийских выставках и фестивалях.
6.Ожидаемые результаты
После трехгодичного периода обучения дети должны:
Знать
Особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
Разнообразие выразительных средств: цвет, свет, объем, композиция, ритм;
Различные виды декоративного творчества;
Различные способы плетения, тиснения, виды аппликации.
Уметь
Пользоваться различными материалами и инструментами;
Сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
Самостоятельно составлять эскиз;
Создавать композиции в различных техниках (аппликация, плетение и т.д.);
Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, технической картой;
Проявлять творчество в создании изделий.
7. Обработка бересты
Первый этап обработки бересты – снятие верхнего тонкого белого слоя с коры о щероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Накезать материал (бересту или бумагу) возможно несколькими способами, в нашем обучении будем использовать только два из них – при помощи ножниц и с помощью ножа и линейки. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при плетении.
8. Заготовка бересты
Заготовлением бересты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочому слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того как Вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
9. Правила при заготовке бересты
Обязательно ученикам нужно объяснить то, что заготовлять бересту можно только в определённых участках леса. Для этого необходимо связаться в ближайшим лесничеством и получить разрешение на заготовку бересты. Ни в коем случае нельзя снимать кору с берёз, расположенных на территории города, парков, вблизи населённых пунктов (будь то деревня в три дома).
10. Хранение бересты
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позоляют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста снятая пластами укладывается между двух широких досок или фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.
Свежая береста обладает такими свойствами как гибкость, прочность, эластичность, водонепроницаемость, насыщенность цвета. Цвет в декоративном творчестве играет важную роль.
При художественной обработке бересты, как в живописи, рисунке и архитектуре необходимо соблюдение правил композици и пропорции изделия. Данная программа придерживается более традиционного направления работы с материалом. Но также обязательно проводить связь традиционного назначения изделия с современным использованием. Детей привлекает работа с берестой тем, что за короткий промежуток времени можно сделать своими руками интересные вещи, отличающиеся своей неповторимостью. И самое главное – показать результаты сврего труда окружающим.
11.Правила техники безопасности
1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
2. Ношение и пользование инструментом:
а. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в зачехлённом виде.
б. Применять инструмент только по назначению.
в. Вынос инструмента из кабинета запрещён.
г. Ответственность за рабочее состояние и хранение инструмента возлагается на учащихся.
3. В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь..
12. Содержание обучения
1 год обучения
Месяц
|
Кол-во часов
|
Содержание занятий
|
Сентябрь
|
12 ч.
|
|
|
2ч
|
Вводное занятие. Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности
|
|
4ч
|
Подготовка берестяных полос ( или бумажных) для плетения.
|
|
2ч
|
Экскурсия в лес. Знакомство с материалом- берестой. Выбор бересты на березе.
|
|
4ч
|
Закладка в книгу. Изготовляется способом косого плетения. Используется 4-ре полосочки. Плетётся в два приёма
|
Октябрь
|
16ч.
|
|
|
4ч
|
Закладка в книгу. Изготовляется способом косого плетения. Используется 4-ре полосочки. Плетётся в два приёма.
|
|
6ч
|
Берегиня. Изготовляется способом косого плетения. Используется от 4-х до 6-ти лычек. Секрет мастерства – скрепление в оберег.
|
|
6ч
|
Браслет. Способ плетения петелькой. Используются 2-ве лычки. Секрет мастерства – скручивание в спираль.
|
Ноябрь
|
16 ч.
|
|
|
4ч
|
Звёздочка. Используется принцип «китайского узла». Изготавляется из 4-х лычек. Секрет мастерства – заплетение верхних лепесточков.
|
|
8ч
|
Украшение из звёздочек. Изготавляется из 4-х и более звёздочек. Секрет мастерства – аккуратное соединение меж собой.
|
|
4ч
|
Коврик. Изготавляется по принципу шахматной доски. Используется чётное количество полосочек. Прямое плетение
|
Декабрь
|
18ч
|
|
|
6ч
|
Солонка (край уголками). Изготавливается способом косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – заплетение углов основания.
|
|
4ч
|
Солонка (прямое завершение краёв). Изготавливается способом косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – заплетение края.
|
|
8ч
|
Бутылочка. Способ косого плетения. Изготавливается из 8-12 лычек. Секрет мастерства – завершение горлышка.
|
Январь
|
12ч
|
|
|
6ч
|
Бусы. Изготавливаются из отдельных бусинок. Секрет мастерства – составление украшения.
|
|
6ч
|
Корзинка. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление перевесла.
|
Февраль
|
16ч
|
|
|
8ч
|
Конфетница. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление ножек.
|
|
8ч
|
Шкатулка. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление крышки и украшения.
|
Март
|
16ч
|
|
|
4ч
|
Солоник-уточка. . Способ косого плетения. Изготавливается из 6-ти лычек. Секрет мастерства – заплетение хвостика.
|
|
6ч
|
Очешник с крышкой. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление крышки.
|
|
6ч
|
Очешник открытый. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – заплетение основания, узор.
|
Апрель
|
16ч
|
|
|
8ч
|
Лапти. Изготавливается из 4-х лычек. Секрет мастерства – заплетение носка.
|
|
8ч
|
Ступни. Изготавливается из 11-ти лычек. Секрет мастерства – заплетение каймы и пятки.
|
Май
|
8ч
|
|
|
8ч
|
Подготовка к отчётной выставке.
|
Июнь
|
12ч
|
Заготовка материала.
|
Итого:
|
144 часа
|
|
Художественная обработка бересты представляет собой целый спектр направлений: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Неизменными остаются методы и приёмы заготовления, хранения, обработки бересты.
Все берестяные изделия можно разделить на две группы:
- изделия, которые изготовлены из целого пласта бересты и обработаны сосновым корнем, лозой, деревом, росписью. Они наиболее просты по форме – кузовки, короба, туеса, набирушки для ягод, латки (широкие низкие посудины для хлеба)
- изделия плетёные из лент (лычек) самых разнообразных форм и назначений, от небольших затейлевых солоников до больших заплечных пестерей.
В наше время технологичесого прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности.
Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.
Данная программа рассчитана на детей средней группы. В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуем знакомить детей с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала. Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с бумагой – за один и тот же промежуток времени можно освоить большее количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на её обработку.
Если же материал заготовлен, то после приобретения некоторых навыков плетения (закладка, звёздочка, коврик, корзиночка) нужно воспроизвести изделия из бересты. Перед этим проводится обучение обработки бересты.
2 год обучения
Месяц
|
Кол-во часов
|
Содержание занятий
|
Сентябрь
|
12ч
|
|
|
2ч
|
Введение. Техника безопасности при работе с берестой и резаком
|
|
2ч
|
Экскурсия в березняк
|
|
6ч
|
Шкатулка. Способ косого плетения. Выбор размера произвольный. Секрет мастерства – изготовление крышки и украшения
|
Октябрь
|
16ч
|
|
|
6ч
|
Латка (плоская посудина)- Изготавливается из двух
пластов бересты с прошиванием краев лентой. Секрет мастерства - повторение формы образца.
|
|
6ч
|
Браслет сложный. Изготавливается способом
сплетения обруча лентой бересты узкой по ширине. Различные варианты узора. Секрет мастерства -выбор пропорции изделия.
|
|
4ч
|
Чехол для инструмента. Изготавливается из пласта
бересты. Необходимый инструмент - шило. Размер выбирается исходя из размера инструмента (нож, ножницы, шило). Секрет мастерства - отсутствие расколов прошивки.
|
Ноябрь
|
18ч
|
|
|
4ч
|
Оберег сложный. Изготавливается аналогично
браслету сложному. Секрет мастерства - плотность оплетения, оберега.
|
|
6ч
|
Корзина. Изготавливается из одного толстого слоя
бересты. Секрет мастерства - изготовление и прикрепление ручки.
|
|
8ч
|
Конфетница. Изготавливается способом косого
плетения с произвольным завершения края. Размер 8*8. Секрет мастерства - плетение ножки.
|
Декабрь
|
16ч
|
|
|
2ч
|
Ложка, черпак. Изготавливаются из пласта и ветки березы. Секрет мастерства - закрепление прошивкой.
|
|
4ч
|
Подстаканник. Изготавливается из пласта бересты. Скрепление в цилиндр замком. Секрет мастерства -закрепление 2-го слоя и приплетение ручки.
|
|
8ч
|
Туес. Изготавливается из пласта с замочным скреплением. Прошивка верхнего и нижнего краев. Секрет мастерства - изготовление донца и крышки ( материал береста или дерево).
|
|
2ч
|
Святочные маски. Изготавливается при помощи прорезания из пласта. Секрет мастерства -неповторимость маски.
|
Январь
|
16ч
|
|
|
6ч
|
Кошелек. Изготавливается из пласта- Выбор
размера произвольный Секрет мастерства - подбор цветовых отношений материала.
|
|
4ч
|
Обложка для книги. Изготавливается из листа бересты. Размер определяется по книге. Секрет мастерства -аккуратность прошивки.
|
|
6ч
|
Оплетение стеклянной бутылки. Способ косогоплетения. Размер определяется бутылкой. Секрет мастерства - плотное сплетение емкости.
|
Февраль
|
16ч
|
|
|
2ч
|
Оплетение зеркала. Изготавливается из пласта.Размер произвольный. Секрет мастерства -изготовление крышки.
|
|
8ч
|
Пестерь-кузовок. Способ косого плетения. Размер по выбору. Секрет мастерства - заплетение крышки.
|
|
6ч
|
Теснение на бересте- Производится при помощи набоек и молотка. Показ образцов. Объяснение символики теснения.
|
Март
|
16ч
|
|
|
16ч
|
Прорезная береста. Изготавливается при помощи ножа-резака. Показ образцов. Прорезь Архангельской и Вологодской областей.
|
Апрель
|
16ч
|
|
|
16ч
|
Роспись по бересте. Гуашь, кисти. История росписи различных центров Севера (Пермогорская^Уфпожская, Мезенская, Важская). Техника и приемы росписи. Демонстрация образцов.
|
Май
|
8ч
|
|
|
8ч
|
Подготовка к отчетной выставке. Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
|
Июнь
|
10ч
|
Заготовка бересты.
|
Итого:
|
144 часа
|
|
3 год обучения
Месяц
|
Кол-во часов
|
Содержание занятий
|
Сентябрь
|
12ч
|
|
|
2ч
|
Введение. Техника безопасности при работе с берестой и резаком
|
|
2ч
|
Экскурсия в березняк
|
|
6ч
|
Бусы. Виды бусин. Соединение разных форм в единое изделие. Секрет мастерства – уметь спрятать кончик.
|
Октябрь
|
18ч
|
|
|
18ч
|
Тисненые туеса. Приемы тиснения растительных, геометрических рисунков. Секрет мастерства- умение расположить рисунок между замками.
|
Ноябрь
|
18ч
|
|
|
10ч
|
Оберег сложный. Изготавливается аналогично
браслету сложному. Секрет мастерства - плотность оплетения, оберега.
|
|
8ч
|
Конфетница. Изготавливается способом косого
плетения с произвольным завершения края. Размер 8*8. Секрет мастерства - плетение ножки.
|
Декабрь
|
18ч
|
|
|
14ч
|
Туесок. Изготавливается из пласта с замочным скреплением. Прошивка верхнего и нижнего краев. Секрет мастерства - изготовление донца и крышки ( материал дерево).
|
|
4ч
|
Святочные маски. Изготавливается при помощи прорезания из пласта. Секрет мастерства -неповторимость маски.
|
Январь
|
16ч
|
|
|
16ч
|
Комплект туесков для специй. Изготавливается из пласта с замочным скреплением. Прошивка верхнего и нижнего краев. Секрет мастерства - изготовление донца и крышки ( материал дерево).
|
Февраль
|
16ч
|
|
|
16ч
|
Комплект тисненых туесов « Береза».Теснение на бересте- Производится при помощи набоек и молотка. Показ образцов. Объяснение символики теснения.
|
Март
|
18ч
|
|
|
18ч
|
Прорезная береста. Изготавливается при помощи ножа-резака. Показ образцов. Прорезь Архангельской и Вологодской областей.
|
Апрель
|
16ч
|
|
|
16ч
|
Роспись рубашки туесков. Секрет мастерства- умение расположить рисунок пропорционально.
|
Май
|
8ч
|
|
|
8ч
|
Подготовка к отчетной выставке. Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
|
Июнь
|
10ч
|
Заготовка бересты.
|
Всего
|
144ч.
|
|
13.Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:
Столы и необходимое количество стульев;
Полки для хранения материалов;
Шкафы для хранения инструментов, литературы, иллюстраций, эскизов и образцов;
Стол для глажения;
Утюги (2-3 шт.);
Большая емкость (ванна, таз) для замачивания материала;
Стенды для размещения образцов, схем и проведения выставок;
Вентиляция;
Хорошее освещение (естественное и верхнее);
Кладовая для хранения материала (бересты, соломы);
Раковина и вода для мытья рук.
14.Инструменты и материалы:
Ножницы;
Тупые и острые ножи (резаки);
Шило;
Каточек;
Пробойник;
Ленторез;
Молоток;
Скрепки, проволока, гвозди, прочные нитки;
Штампики, сечки для пробивания отверстий;
Бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов);
Фломастеры, простые карандаши, ластики;
Клей ПВА, клей типа “Момент”, “Титан”;
Линейки, треугольники, циркуль;
Тряпки для удаления излишков клея;
Кусок толстой резины для пробивания отверстий;
Маленькие ножницы;
Пинцет;
Скальпель.
15.Методическое обеспечение:
Иллюстративный материал;
Книги;
Технологические карты.
16. Список литературы
Геллер Е. Игры на переменах для школьников [Текст]/Е.Геллер, М.Геллер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1985.
Лазарева А.В. Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом [Текст]/А.В.Лазарева. – М.: Аделант, 2000.
Лобачевская О.А. Плетение из соломки [Текст]/О.А.Лобачевская. – Минск: Культура и традиции, 2000.
Федотов Г.Я. Сухие травы. Основы художественного ремесла [Текст]/Г.Я.Федотов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Финягин В.В. Изделия из бересты [Текст]/В.В.Финягин. – М.: АСТ Астрель, 2001.
Фитч Б. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивка, аппликация [Текст]/Б.Фитч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Литература для обучающихся
Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры [Текст]/М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст]/А.Ф.Некрылова. – М.: Правда, 1989.
Сидоренко В.И. Игрушки своими руками [Текст]/В.И.Сидоренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Черныш И.В. Поделки из природного материала [Текст]/И.В.Черныш. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Чибрикова О.Н. Нескучный дом [Текст]/О.Н.Чибрикова. – М.: Эксмо, 2007.
Приложение №1
Вводное занятие
Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. Лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручнного материала мастерил всё что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты).
Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и народ снова обращался к бересте – прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь – вода набирается, а когданогу поднимаешь – вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижнийвенец сруба, чтобы в древесину не проникала влага (наглядый пример – церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря).
Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом.
Известно, что береста обладает лечащими свойствами – берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, богато представлены берестяные изделия – очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, инструменте.Рассказывается программа с показом изделий, правила техники безопасности и об участии в выставке в заключении года.
Приложение №2
«Роль и место бересты в жизни крестьян России на протяжении многих столетий»
Демонстрационный материал.
Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный материал (слайды) и диапроектор. Желательно отснять материал на природе – в поле, в лесу, на реке и т.п. В качестве тематики предлагаются следующие предметы:
- лапти
- корзины
- туеса
- солоники
- пестери
- дудки
- погремушки
- украшения
Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем перенестись в прошлые далёкие времена, в 16-17 век.
Северные земли России, не столь населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте жизни.
Покос
- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро, идуших мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно, коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём еда на весь день и берестяной дороджный солоник с солью. По рассказу мастера Дружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в форме кораблика – карбаса.
Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или молоко. Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу – тяжела, хрупка, да и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде – туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно нести туесок не расплескав жидкости.
А что у крестьянина на ногах ? – лапти. И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам не колко.
Посев
В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать, крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле – берут большие корзины для посева зерна – севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.
Лес
При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек.
После сбора в лесу ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой). Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.
Рыбалка
Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес, и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.
Строительство
Собирутся мужики всей деревней ставить избу одной семье, заготовят стройный крепкий сосновый лес – только сруб собирай. И под первый венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные пласты, защищая дом от влаги.
Хозяйство
- Обвивали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать
- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век
Приложение №3
Словарь терминов
Инкрустация – украшение поверхности (деревянной) изделия элементами из соломки.
Коточик – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью с удобной деревянной ручкой для проделывания проходов между ленточками во время плетения.
Ленторез – служит для приготовления берестяных лент разной ширины, состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
Междоузлие (коленце) – часть ствола злаков между узлами.
Нож-косяк – нож с длинной рукояткой и острым коротким лезвием.
Пресс – тяжесть, груз для прижимания склеиваемых деталей.
Пробойник – инструмент из стальной трубки для выбивания одинаковых элементов из соломы, бересты.
Плетежок (плетенка) – косичка, плетеная тесемка из соломы.
Сбежистость – постепенное уменьшение толщины ствола к вершине.
Узел – утолщение на стволе злаков.
Шаблон – готовый образец, по которому изготавливают изделие.
Штампик – инструмент из древесины, трубочек, один из торцов которых имеет форму одного из элемента орнамента (цветок, квадрат, круг и др.) и ударом молотка делают оттиск на бересте.
2
|
Объемные аппликации из соломки
|
15
|
2
|
13
|
|
|
3
|
Соломенные плетенки
|
15
|
1
|
14
|
4
|
Соломенная пластика
|
48
|
2
|
46
|
VII
|
Повторение пройденного материала
|
15
|
-
|
15
|
|
|
VIII
|
Итоговое занятие
|
3
|
3
|
-
|
|
Подведение итогов. Выставка работ.
|
|
Всего часов
|
216
|
24
|
192
|
|
|
V. Содержание занятий 2-го года обучения
Вводное занятие
Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Техника безопасности.
Берестяное царство
Работа с берестой. Состоит из пяти тем.
Повторение теории
Повторение с детьми техники безопасности при работе с берестой. Способы обработки. Основные термины, используемые при изучении темы. Загадки, ребусы, кроссворды, викторина.
Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте
Выполнение небольшой гравюры, используя для этого все выразительные средства (фактуру бересты, линию, цвет, игру света и т.д.).
Резьба, прорезная резьба
Знакомство с новым видом обработки бересты. Из истории обработки бересты.
Плетение берестой
Еще один древний способ работы с берестой. Историческая ценность. Художественная выразительность данной техники.
Цветы и сувениры из бересты
Изготовление поделок, сувениров.
Повторение пройденного материала
Изготовление коллективной работы.
Учимся у народных мастеров
|