Скачать 4.32 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова На правах рукописи АБАКУМОВА Евгения Владимировна ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ. Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Новицкая Татьяна Евгеньевна Москва - 2014 Содержание Введение……….………………………………………...………………………..5 Раздел 1. Правовое положение евреев накануне их вступления в российское подданство и условия их принятия в российское подданство……………………………… …………………………….……….19
Раздел 2. Право евреев на расселение на территории Российской империи…………………..………………………………………………….…..47
Раздел 3. Личные и имущественные права евреев в Российской империи……………………………..…………………………………….…....130
Раздел 4. Обязанности евреев по уплате налогов и несению иных повинностей…………..…………...………………………………….………..207
Раздел 5. Права евреев в области самоуправления……….…..……...287
Заключение……….……………….……………………………………...……322 Список использованных источников и литературы………...….……..328 Введение Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что национальный вопрос в России всегда остается одним из самых животрепещущих. Российское государство, уже изначально сложившееся как многонациональное, впоследствии постепенно включало в свой состав территории, населенные различными народами, а также допускало к принятию российского подданства представителей различных национальностей. Этому в равной мере способствовали и особое географическое положение, и культурно-политическая неразвитость некоторых соседних народов, и традиционно активная экспансивная внешняя политика. В отдельных случаях такие народы постепенно ассимилировались, однако чаще они сохраняли свою национальную идентичность, и российские власти были вынуждены учитывать своеобразие их традиций, образа жизни, культуры, уровня экономического развития, социальной структуры и пр. Разумеется, под влиянием множества факторов взаимоотношения с различными народами выстраивались по-разному, но на протяжении всей истории России ни одна национальная группа не вызывала такой глубокой и устойчивой неприязни, как евреи. Антисемитские настроения веками передавались из поколения в поколение, и отдельные их эксцессы встречаются в нашей стране до сих пор. В такой ситуации представляется важным вернуться к истокам «еврейского вопроса» и выяснить, каким образом государство осуществляло юридическое обособление евреев, кáк более двух веков назад начиналось формирование их особого правового статуса. Эти доводы подтверждают актуальность проведенного исследования. Предметом настоящего исследования является правовой статус евреев, сложившийся в российском законодательстве в 1772-1825 гг. Объектом исследования является российское законодательство, устанавливавшее правовой статус евреев, а также практика его применения. При этом рассмотрены не только законы, определявшие права и обязанности именно еврейского населения, но и некоторые акты, в которых хотя о евреях прямо и не упоминалось, но они касались всех подданных независимо от национальности и вероисповедания либо отдельных групп, членами которых могли быть и евреи (например, жителей присоединенных белорусских губерний или купечества в целом). Для верного понимания предмета исследования необходимо определить, какое значение в настоящей работе придается термину «евреи». Ответ на этот вопрос не представляется очевидным по той причине, что этническое определение и самоопределение представителей еврейского народа традиционно тесно связано с религиозной принадлежностью. Российское государство также исторически приравнивало друг к другу исповедание иудаизма и принадлежность к еврейской национальности. Так, в частности, в XVI – XVII вв., когда евреи оказывались на территории нашей страны как жители завоеванных городов либо военнопленные, применение к ним тех или иных специальных мер (репрессивных, как, например, массовые казни, либо поощрительных, как, например, высылка на родину) обусловливалось сохранением ими своего вероисповедания. При этом оговаривалось, что евреи, пожелавшие принять крещение, могли быть оставлены в живых и считаться подданными русского царя. Вплоть до XVIII века такое положение могло объясняться общим курсом государственной политики по вопросам определения подданства: поскольку Россия долгое время оставалась единственным государством, где православие было государственной религией, исповедуемой большинством подданных, принятие православия для иностранцев юридически отождествлялось с переходом в российское подданство1. Впоследствии, после 1772 года, наделение евреев специальным правовым статусом также находилось в прямой зависимости от их принадлежности к иудаизму. На выкрестов, принимавших христианство, переставали распространяться как специальные привилегии, так и ограничения, предусмотренные для евреев. Процесс закрепления юридического положения выкрестов будет подробнее рассмотрен ниже, в основной части настоящего исследования; однако нужно заранее уточнить, что в тексте работы везде, где иное не оговорено специально, термин «еврей» употребляется не только в этническом, но и в этноконфессиональном значении, обозначая не любого представителя еврейского народа, а именно последователя иудаизма. А.К. Тихонов в связи с этим утверждал, что при рассмотрении правовых аспектов дореволюционной истории российского еврейства правильнее употреблять термин «иудей»2; теоретически с этим предложением можно было бы согласиться, однако его практическая реализация затруднена вследствие того, что наименование «еврей» в том значении, которое придается ему в настоящей диссертации, является устоявшимся, будучи используемым как в дореволюционном законодательстве, так и в подавляющем большинстве исторических и историко-правовых исследований по данной теме. Помимо этого, следует уточнить, что рамки диссертационной работы не позволяют подвергнуть разбору правовой статус всех групп еврейского населения, встречавшихся в Российской империи в рассматриваемый период. Вследствие этого представляется целесообразным сосредоточиться на анализе прав и обязанностей самой многочисленной из этих групп, оставивших наиболее заметный след в российской истории, а именно евреев-ашкенази, вошедших в состав российских подданных в конце XVIII века в ходе присоединения бывших территорий Речи Посполитой и проживавших в местностях, впоследствии именовавшихся «чертой постоянной еврейской оседлости». Кроме того, определённое внимание необходимо будет уделить некоторым другим еврейским общинам, а именно крымским караимам и евреям прибалтийских губерний, поскольку выработка их юридического положения происходила в рамках общей дискуссии о статусе российского еврейства. В то же время, правовой статус остальных еврейских общин, имевшихся в России в конце XVIII – начале XIX вв. (горских и грузинских евреев, евреев Царства Польского) в рамках настоящего исследования рассмотрен не будет, поскольку он формировался в основном автономно, независимо от правового статуса евреев, населявших западные губернии, исходя из совершенно других местных социально-политических особенностей. Хронологические рамки исследования определены неслучайно. Если с древнерусских времен евреи появлялись в нашей стране в небольшом количестве и эпизодически, то именно в 1772 году к Российской империи были присоединены территории с многотысячным еврейским населением, в отношении которого государство должно было проводить определенную политику, заключавшуюся прежде всего в определении субъективных прав и обязанностей. Вначале эта политика находилась в стадии формирования и была противоречивой, амбивалентной, иногда даже непоследовательной: издавались отдельные, в некоторых случаях противоречащие друг другу законы, государство методом проб и ошибок пыталось выработать линию поведения в отношении евреев. В таком виде законодатель действовал до конца правления императора Александра I. В дальнейшем правительство подходило к регулированию правового положения евреев уже более системно и осмысленно. Программные цели государственной политики по отношению к евреям неоднократно менялись, что означало наступление нового этапа политики в еврейском вопросе. Для каждого такого этапа были характерны особенные проблемы и особенные правовые меры их разрешения; следовательно, каждый из этапов требует отдельного изучения, поэтому представляется целесообразным ограничить данное исследование рамками одного из таких периодов. Исходя из того, что целью работы является изучение особенностей регулирования и эволюции правового положения евреев в России, определяются следующие задачи исследования:
Методологическую базу исследования составляют как общие, так и специальные научные методы. К общенаучным методам, применявшимся при проведении настоящего исследования, относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, системный и структурно-функциональный подходы, моделирование. К специальным научным методам относятся хронологический (исторический), формально-юридический, сравнительно-правовой методы, метод периодизации. Эмпирическую базу исследования можно разделить на несколько блоков материалов. Во-первых, это нормативные акты, принимавшиеся в Российской империи на различных уровнях государственной власти: именные указы императоров, указы Сената, распоряжения центральных ведомств (прежде всего Министерства внутренних дел и Министерства духовных дел и народного просвещения), нормативные акты губернаторов и наместников провинций и т.п. Большая часть проанализированных правовых актов включена в Полное собрание законов Российской империи; тексты некоторых других правовых актов, не вошедших в ПСЗ, восстановлены по копиям, хранящимся в государственных архивах. Данные источники являются основными при проведении исследования, поскольку законодательные акты непосредственно регулировали правовой статус евреев, устанавливая, подтверждая или изменяя их права и обязанности. Во-вторых, это материалы государственных архивов (Российского государственного архива древних актов (г. Москва), Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), Государственного архива Российской федерации (г. Москва)), в частности, документы ведомственной переписки, статистические данные ревизий податного населения, прошения, подаваемые в различные государственные органы, докладные записки и отчеты чиновников, проекты реформ и т.п. Данные материалы позволяют, во-первых, судить о причинах и мотивах, приведших к формированию действовавшего законодательства, а во-вторых, выявить правовые и социальные последствия применения этого законодательства. В-третьих, это опубликованные мемуары и свидетельства современников, в частности, путевые заметки иностранных путешественников, посещавших Российскую империю в рассматриваемый период (Э. Гендерсон, Ф. Миранда), воспоминания российских чиновников, которые тем или иным образом встречались с евреями в силу своих служебных обязанностей (А.Н. Голицын, Н.И. Мамаев, П.П. фон Геце, Г.Р. Державин), мемуары представителей еврейской интеллигенции (А.И. Паперна, Л. Зельцер). Историческую достоверность этих источников нельзя признать абсолютной, в первую очередь потому, что необходимо учитывать возможность сознательного или случайного искажения фактов авторами мемуаров; тем не менее, невозможно отрицать исследовательскую ценность сведений, сообщаемых непосредственными участниками событий, и предлагаемых ими оценок. В-четвертых, это внутренние нормы, применявшиеся еврейскими общинами для регулирования различных вопросов жизни евреев. Внутренняя документация общин, в которой были зафиксированы эти нормы, записывалась на иврите и практически не издавалась, почему и находилась вне поля зрения большинства исследователей. Тем не менее имеется опубликованный сборник пинкосов Литовского ваада, т.е. сборник постановлений съездов представителей литовских еврейских общин XVII-XVIII вв. Анализ этого документа позволяет составить достаточно объективное представление о собственном взгляде евреев на некоторые из тех вопросов, которые в той или иной мере попадали в поле зрения российского законодателя. В силу того, что еврейский вопрос на протяжении более чем двух веков является в России остроактуальным, соответствующим темам были посвящены тысячи, а возможно, и десятки тысяч разнообразных публикаций. Однако злободневность проблемы имела и обратную сторону: значительная часть работ носила публицистический характер либо была посвящена анализу современной автору ситуации. Исторические, а тем более историко-правовые аспекты этого вопроса, тем более применительно к рассматриваемому в настоящей диссертации периоду, освещались сравнительно нечасто. Тем не менее, среди исследователей, обращавшихся к теме истории российских евреев периода конца XVIII – начала XIX вв., можно назвать Е.К. Анищенко3, С.А. Бершадского4, М. Вишницера5, Ю.И. Гессена6, Н.Н. Голицына7, Н.Д. Градовского8, С.М. Дубнова9, Дж.Д. Клиера10, М.И. Кулишера11, И. Левитаца12, Ф.И. Леонтовича13, П. Марека14, В.А. Мацеевского15, А.И. Миллера16, О.Ю. Минкиной17, И.Г. Оршанского18, Д.З. Фельдмана19. Однако, несмотря на наличие перечисленных исследований, эту тему нельзя считать исчерпанной. Высоко оценивая научную ценность этих работ, нельзя не признать, что всем им в той или иной мере были присущи черты, позволяющие говорить о необходимости дальнейших изысканий в этой области. Так, труды дореволюционных исследователей создавались, как правило, в общем русле общественной полемики по еврейскому вопросу, и потому особенно обоснованы сомнения в объективности и научной беспристрастности их авторов, которые либо занимались апологетикой государственной антиеврейской политики конца XIX – начала XX вв., пытаясь найти ей оправдание в событиях вековой давности (как Н.Н. Голицын, чиновник Министерства внутренних дел, чье исследование было проведено по прямому государственному заказу и опубликовано для служебного пользования) либо, напротив, развивали дискурс, представляющий евреев как жертв систематических необоснованных притеснений со стороны властей (как Ю.И. Гессен и С.М. Дубнов, которые были видными представителями неформальных еврейских общественных движений). Зарубежные авторы, чей интерес к этой теме оформился в эпоху «холодной войны», по политическим причинам были лишены доступа к первоисточникам и вынуждены были строить свои исследования только на переосмыслении фактов, известных им из опубликованных ранее работ. С одной стороны, это приводило к интересным результатам, заставляя их, за неимением других путей, критически переосмысливать чужие теории (как это сделал, например, Б. Натанс, который выстраивал свои рассуждения в соответствии с теорией о том, что ограничение в правах евреев было лишь одним из проявлением общего бесправия подданных Российской империи20) либо обращать внимание на материал, недостаточно подробно проанализированный их предшественниками (как Дж.Д. Клиер, посвятивший обширную главу рассмотрению проектов еврейских реформ, которые ранее только фрагментарно упоминались учеными, но не становились предметом комплексного анализа). С другой стороны, невозможность получить новый эмпирический материал неизбежно ограничивала не только фактографическую базу, но и тематику исследований, а значит, и характер получаемых выводов. Многие исследования, посвященные истории российских евреев в целом, придавали недостаточное значение рассматриваемому в настоящей диссертации временному этапу, концентрируясь в основном на позднейших периодах, когда законодательное регулирование осуществлялось более активно и обильнее освещалось современниками событий. Из-за этого не получил достаточного освещения целый ряд важных проблем, касающихся, в частности, правового статуса кагалов, внутреннего налогообложения еврейских общин, чиншевых правоотношений сельских евреев и помещиков, сословного статуса евреев и т.п. Кроме того, большинство работ в этой области было подготовлено историками, которые не обращали специального внимания на собственно правовые аспекты рассматриваемых ими проблем. Сравнительно недавно по правовому положению евреев Российской империи в Ростове-на-Дону была защищена кандидатская диссертация Г.А. Козлитина и на ее основе подготовлена монография21, а в Нижнем Новгороде была опубликована монография В.В. Егорова22. Однако в работе Г.А. Козлитина периоду до 1825 года посвящена только малая часть сравнительно небольшого объема (131 с.), к тому же поскольку автор не опирается на архивные источники, монография не вводит в научный оборот новые данные. Монография В.В. Егорова также основное внимание уделяет более поздним периодам правового регулирования, и значительная часть важных законодательных актов либо совсем не упоминается, либо анализируется недостаточно подробно; кроме того, в качестве основного источника по данному периоду используются нормативные правовые акты, а некоторые документы регионального архива привлекаются только для освещения статуса евреев в конце XIX – начале ХХ века. Помимо этого, позиции автора настоящей диссертации не совпадают со взглядами вышеназванных учёных, что позволяет утверждать: настоящее исследование обладает научной новизной. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Отдельные положения диссертации были изложены в докладе на конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010». |
Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина... Конфессиональная политика в Российской империи во второй половине хiх–начале ХХ в |
Торгово-экономические отношения российской империи с сопредельными... Охватывают период с середины XVIII до середины XIX столетия. Нижняя граница определяется временем |
||
Xviii–xix веков Под редакцией проф. А. В. Западова. Третье, исправленное... I. Возникновение русской периодической печати и развитие ее в XVIII – начале XIX в |
Возникновение и развитие российской империи в XVIII xix вв Предпосылки петровских преобразований. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Реформы в сфере государственного управления |
||
Образовательная программа магистратуры «Музейное кураторство» Роль музеев в формировании американской национальной идентичнности в конце XIX – начале XX века |
Бакалаврская работа Реформы образования в Российской империи в первой половине XIX в Особенности первой половины XIX в как очередного исторического периода в жизни Российского государства |
||
Деятельность русской православной церкви в рабочей среде московского... Охватывают церковно-религиозную сторону повседневной жизни рабочих, что говорит о своевременности и актуальности данной работы |
Большой юридический словарь Аболиционизм (от лат abolitio уничтожение, отмена) в конце XVIII- xix в в Сша движение за отмену рабства негров; в Великобритании,... |
||
Пётр Аркадьевич Столыпин во главе правительства Российской империи... Пётр Аркадьевич Столыпин во главе правительства Российской империи в непростой период её существования – фигура не случайная. В начале... |
Возникновение российской империи и её развитие в XVIII в Предпосылки петровских преобразований. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Реформы в сфере государственного управления |
||
Руслан Скрынников Ермак Жизнь замечательных людей Руслан Скрынников Ермак предисловие В конце XV — начале XVI века на месте разрозненных русских княжеств образовалось обширное Российское государство. Русь покончила... |
Буддийские культовые предметы у монголоязычных народов в xviii-первой... Буддийские культовые предметы у монголоязычных народов в xviii-первой половине XIX века в собрании маэ ран |
||
Образовательная программа магистратуры вм5543 «История» Особый статус великого княжества финляндского в составе российской империи и его влияние на экономическое развитие края во второй... |
«100 великих авиакатастроф»: Вече; Москва; 2004 isbn 5 9533 0029 8 Стремление человека подняться в воздух и даже прорваться в космос всегда было сопряжено с огромным риском. В книге И. А. Муромова... |
||
Исходные материалы для курсовой работы по растениеводству культура соя Юго–Восточная Азия. В китае она была известна за 6 тыс лет до н э. Издавна ее возделывают и в других районах Азии – Индии, Японии,... |
Деятельность городского общественного управления в забайкальской... Охватывают Забайкальскую область в административно-территориальных границах последней четверти XIX – начала XX вв., совпадающую с... |
Поиск |