Кортякова Е.С.
Развитие творческих способностей учащихся в подборе аккомпанемента на уроках сольфеджио в ДШИ
Кортякова Елена Семеновна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
МОУ ДОД «ДШИ им. Н. А. Римского-Корсакова»
г. Тихвин Ленинградской области
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Задача преподавателя ДШИ состоит в том, чтобы раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках сольфеджио.
Многие рассматривают задание по подбору аккомпанемента к мелодии как творческое, в методике оно так и трактуется. Но опыт показывает, что успешное освоение таких заданий возможно только на основе правильного применения различных теоретических знаний и многих практических навыков, получаемых на занятиях в классе сольфеджио. Подбор аккомпанемента многие считают продолжением подбора мелодий, но, в отличие от последнего, подбор мелодий во многом определяется степенью природной одаренности учащегося и лишь в небольшой степени теоретическими знаниями. Другими словами, подобрать мелодию можно «на слух», а вот аккомпанемент не всегда. Порой мы слышим исполнение аккомпанемента корявое по звучанию и причиной тому не слабая фортепианная техника, а грубые ошибки в расположении аккордов, погрешности в голосоведении, неграмотность в использовании основных аккордов или их обращений, несоответствие местоположения аккорда в музыкальной форме. И только потом уже нашему восприятию может помешать фактура изложения и другие музыкально-выразительные средства. Вспомним мудрые слова одного из профессоров Московской консерватории, продолжателя системы П.И. Чайковского в курсе гармонии, автора наиболее стройного из известных учебников по теории и гармонии, И.В. Способина: «Фактура – дура, аккорд – молодец!». По сути, подбор аккомпанемента это не что иное, как гармонизация мелодии, только на первом этапе, когда еще не изучен 4-х голосный склад, но принцип тот же самый.
Рассмотрим подбор аккомпанемента в соответствии с двумя основными способами, отметив плюсы и минусы каждого из них.
-
Подбор по слуху.
Этим способом владеют крайне ограниченное число учащихся;
Это могут делать только учащиеся с очень хорошими слуховыми природными данными, все остальные не могут;
Они подбирают независимо от того, задано это или нет;
Основной принцип: слышу – играю, быстрый путь к успеху;
Это делается с удовольствием;
Нет осознания того, как это делается, в лучшем случае, знают тональность;
Результатом такой работы будет не применение полученных в результате обучения знаний, а реализация природных слуховых талантов;
Это путь к музицированию в широком смысле слова.
-
Подбор на основе теоретических знаний.
Таким способом могут овладеть все учащиеся, исключение составляют равнодушные и ленивые;
Выполняется только то, что задано, не более;
Учащиеся понимают, что и как делают;
Основной принцип: анализирую – определяю, строю – играю, более долгий путь к успеху;
Если учащиеся хорошо и стабильно занимаются, и у них получается, то они начинают делать это с удовольствием;
Это путь к освоению гармонии в узком и широком смысле.
Для методики преподавания комплекса теоретических дисциплин наиболее важен второй способ подбора аккомпанемента, так как наша задача – именно научить, привить определенные навыки, сформировать устойчивые наработанные модели, сделать так, чтобы учащиеся со средними данными проявляя усердие получали в дальнейшем удовольствие от выполнения подобных заданий. Работая над этим разделом пробовались различные варианты, в том числе и самостоятельный подбор учащимися любимых мелодий. В результате это сводилось к помощи преподавателя, так как музыкальный материал чаще всего не соответствовал уровню теоретических знаний учащихся и не мог быть самостоятельно освоен. Опыт показал, что более продуктивен и результативен второй способ, ибо развитый музыкальный слух – это комплекс природных данных и полученных умений и навыков на основе прочных знаний.
Отчего зависит уровень конечного результата, успех? Во-первых, от прилежания, во-вторых, от теоретических знаний, в-третьих, от уровня владения фортепиано.
Музыкальный материал подбирается в соответствии с программой, параллельно с изучаемым теоретическим материалом. Для удобства это, в основном, мелодии из сборников сольфеджио соответствующих классов.
Программа по подбору строится по принципу усложнения аккордовых средств, тональных соотношений и особенностей фактуры.
Для подбора аккомпанемента важно верно определить ритм смены аккордов, то есть, гармоническую пульсацию. Вначале используем мелодии, где гармонизуется каждый звук, темп умеренный, движение поступенное, часть гаммы, затем – полная гамма в пределах октавы. Далее используем мелодии, где смена происходит по принципу: такт – аккорд. Позднее берем мелодии, в которых 1-2 аккорда в такте, ускорение происходит, как правило, в каденции.
По структуре и функции аккордов также происходит постепенное усложнение в их использовании: трезвучия главных ступеней – обращения трезвучий главных ступеней – трезвучия побочных ступеней - секстаккорд второй ступени – септаккорд пятой ступени – обращения септаккорда пятой ступени – вводные септаккорды – септаккорд второй ступени – доминантовый нонаккорд.
Используемые аккордовые средства постепенно приводим в соответствие с формой мелодии, например, оформляя каденции. Параллельно изучаем особенности применения различных по структуре аккордов: трезвучия в начале и конце построений, секстаккорды на более легком времени такта, квартсекстаккорды в проходящих и вспомогательных оборотах, доминантсептаккорд в каденциях и при отклонении.
В тональном отношении постепенно от мелодий однотональных переходим к мелодиям с отклонениями и модуляцией.
В фактуре постепенно от аккордовой переходим к гармонической фигурации либо используем фактуру в соответствии с жанром мелодии: полька, вальс, мазурка и т.д.
Мелодии из учебников сольфеджио, рекомендуемые для подбора аккомпанемента:
1-2 класс. Н. Баева, Т. Зебряк
№ 16, 17, 20, 21, 22, 25, 29, 38, 46, 47, 56, 62, 88, 100, 139, 183, 208, 226, 238, 243, 256.
1 класс. А. Барабошкина
№ 30, 34, 43, 50, 51, 52, 53.
2 класс. А. Барабошкина
№ 9, 11, 19, 20, 21, 26, 33, 53, 61, 62, 63, 78, 97, 101, 107, 120.
3 класс. Е. Давыдова, С. Запорожец
№ 38, 48, 51, 68, 80, 83, 97, 190, 197, 200, 203, 211, 224, 235, 248, 253, 259, 295.
4 класс. Е. Давыдова
№ 11, 13, 71, 78, 107, 128, 135, 260, 271, 284, 298310, 311.
5 класс. Е. Давыдова
№ 5, 11, 14, 22, 26, 35, 39, 62, 74, 80, 91, 94, 99, 120, 123, 124, 126, 144, 192, 205, 220.
6 класс. Т. Калужская
№ 2, 6, 14, 21, 53, 66, 109, 127, 137, 197, 330, 343, 344, 438.
Предложенные мелодии используются преподавателем в зависимости от конкретных задач по подбору аккомпанемента и не всегда соответствуют классу.
На выпускном устном экзамене по сольфеджио одним из заданий может быть исполнение мелодии с аккомпанементом в различных вариантах, например:
- самостоятельное домашнее задание;
- стандартное домашнее задание;
- экспромт – исполнение с листа.
«Список литературы»
Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. Москва, «Музыка», 1986
Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: учебник. Москва, «Музыка», 1983
Веселова А., Александрова-Старухина А., Фалалеева Е. Шпаргалка по музыкальной грамоте. Санкт-Петербург, «Союз художников», 2008
Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки. Москва, «Музыка», 1991
Курс теории музыки. Учебное пособие. Авторы: Т.С. Бершадская, Л.М. Масленкова, Б.А. Незванов, Г.Р. Фрейдлинг; общая редакция А.Л. Островского. «Музыка», Ленинградское отделение, 1978
Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI» 2003
Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. 6-е изд. Москва, «Кифара», 2008
Упражнения по теории музыки. Н.Ю. Афонина, Т.Е. Бабанина, С.Е. Белкина и др. Санкт-Петербург, «Композитор», 2002
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. Москва, «Музыка», 1974
Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. Учебное пособие. Москва, «Музыка», 2001
|