Скачать 4.45 Mb.
|
Бухарин_Этюды_k.docСОДЕРЖАНИЕ Предисловие 005 1 Борьба двух миров и задачи науки 009 2 Теория и практика с точки зрения диалектического материализма 037 Техника и экономика современного капитализма 064 Дарвинизм и марксизм 108 3 Гёте и его историческое значение 143 Гейне и коммунизм 177 Валерий Брюсов и Владимир Маяковский 192 Злые заметки 201 4 Социалистическая реконструкция и естественные науки 211 Основы планирования научно-исследовательской работы 236 Социалистическая реконструкция я борьба за технику 306 5 Финансовый капитал в мантии папы 335 Послесловие 355 \005\ ПРЕДИСЛОВИЕ Сборник составлен из докладов и статей, которые выходили отдельными брошюрами. Они касаются различных сторон культуры — от техники до философии. Н. Бухарин Начало мая 1932 г. \006 - 009\ БОРЬБА ДВУХ МИРОВ И ЗАДАЧИ НАУКИ (Наука СССР на всемирно-историческом перевале. Доклад на чрезвычайной сессии Академии наук СССР 21—27 июня 1931 г.) Основной факт всемирной истории - глубокий раскол мира. На смену мировому капитализму идёт новый уклад. И речь идёт обо всём мире. Переход к новой общественной формации вызывается богатой, развитой техникой, которая и рвёт рамки капитализма. Теперь миллионы угнетённых становятся творцами истории. \010\ Уровень развития придаёт перевороту многосторонность и богатство содержания: борьба пронизывает науку, искусство, философию, разъедает старый быт и традиционные соотношения. Борьба классов превращается в борьбу культур, мировоззрений, в небывалую борьбу идеологий. В этом сложнейшем процессе только марксизм выдерживает испытание, — теория марксизма. Много раз подвергали нападению её центральную идею о закономерности исторического процесса, о возможности прогноза в общественных науках. Предсказания о крахе капитализма, о диктатуре пролетариата, о смене капитализма социализмом презрительно трактовали, как эсхатологические утопии, мистические пророчества, как сказку о грядущем золотом веке спасения человечества пролетариатом. Материалистическую теорию объявляли мистикой именно потому, что она срывала мистическое покрывало вечности с преходящего способа производства, - капиталистического способа производства. История подводит итоги общественного развития. \010\ „Экспроприация экспроприаторов" началась. Человечество идёт к новому бытию. Это — подведение итогов „пред"-истории человечества. Крах капиталистической системы становится непререкаемым фактом исторической действительности. Марксистские предсказания облекаются в плоть и кровь. 1. КРИЗИС. Беспомощная буржуазная мысль, - рефлекс капиталистического упадка, - даёт образчики разнородных „объяснений" кризиса капитализма и разнообразных средств его „лечения": здесь и „недостатки статистики" с предложением наладить учёт „социальной экономики", чтобы „помочь выйти из состояния маразма"1, здесь и „ошибки", которые „мы" наделали. Кейнс вещает: «Мы раньше не ошибались, но теперь мы попали в колоссальную сумятицу, так как совершили грубые ошибки при управлении чувствительной машиной, законов которой мы не знаем"2, здесь и „недостаток золота", и „нехватка капиталов", и „высокая зарплата", и даже „эксцессы техники". 1 J. P. Haesaert, Considerations methodiques sur la crise, „Revue Economique internationale", avril, 1931, p. 30. 2 „Wirtschaftsdienst" 1930, № 51. \011\ В. Зомбарт старается переоригинальничать всех своим диковинным положением: „Нынешний кризис... сам по себе не имеет ничего общего с капиталистическим хозяйством"1. Так оказывается, что кризис разыгрывается-де в пустоте. Наёмные рабы капитала, - пролетарии, которых кризис заставляет голодать, выбрасывает из жилищ и превращает в нищих, напрасно-де ополчаются против капитализма. Раньше, когда шла резня народов, организованная империалистами, массам тоже преподносили сказку о том, что в этом виноват не капитализм, а злые свойства той или иной нации, которые привели к истреблению более десяти миллионов наиболее здоровых людей. Теперь ученые мужи капитала снова стремятся объявить несуществующим то, что есть сама реальность. Речь идёт о чем-то гораздо большем, чем об одном из периодических кризисов „нормального" капитализма: „Налицо революция, что исключает всякую возможность возврата к прежнему состоянию"2. Английский „Economist'1,3 констатирует, что настоящий кризис есть самый глубокий из всех. 1 Доклад по радио, отпечатанный в „Neue Freie Presse", март, 1931, 2 J. Dalemont, La crise, „Revue Economique Internationale", avril 1931. 3 „Economist" от 14 февраля 1931, \012\ Речь идёт не об одном из „моментов" нормального цикла, не об обычной „конъюнктуре", которая приходит и уходит с известной правильностью чередования подъема и кризиса: речь идёт о глубоком системном кризисе. Протекающий кризис есть новая фаза упадка мировой капиталистической системы. Это формирование разного типа людей, борьба двух миров. Капитализм воплощает стихийную неорганизованность рынка. Могучие организации финансового капитала составляют часть слепой в целом системы, стихийным ходом которой никому не овладеть. Судорожные попытки её рационализации, познания законов конъюнктуры и овладения этой конъюнктурой обречены на провал, ибо овладеть - значит организовать, а организовать — значит выйти за пределы рынка. Любая же другая „рационализация" частно-капиталистических групп становится сама моментом роста стихийности, ибо включена в анархическую систему и воспроизводит хаос. {V: Написано это в 1931 году, а сейчас – 2012 год, и ни одна из реогрганизаций ЕЭС пока не привела к позитиву!} \013\ Этой структуре противостоит складывающаяся структура социализма с её плановым принципом, с новой ролью людского массива в процессе производства, с возможностью маневрировать всей совокупностью хозяйственных средств и ресурсов. Это противопоставление получает своё выражение в противопоставлении разумного активного строительства разгулу стихий. Но антагонизм способов производства не исключает взаимных хозяйственных влияний (экспортно-импортные операции, кредит и т. д.), полярная противоположность классовых структур не есть изоляция СССР. Эти связи между разными классами не играют, однако, такой важной роли, как глубокая внутренняя солидарная связь между пролетариатом разных стран. Это мировой пролетариат (в лице рабочих Союза) строит своё государство, вызревает в руководящий класс. Это государство пролетариата есть эмбрион мирового государства, которое возникает, чтобы умереть затем, уступив место безгосударственному обществу коммунизма. Тем ярче подчеркивается раздвоение мировой политики. Из раздвоения хозяйства и политических надстроек вытекает раздвоение всей культуры. Буржуазия гордится своей цивилизацией. Исторически она сделала, в своё время, огромное дело. Однако этот тип культуры должен отойти в прошлое. \014\ Буржуазная культура преходяща. „Высочайший" тип духовной культуры буржуазии - форма религиозного и идеалистического сознания, которая закрепляет во всех головах проклятье земного мира, - делает из отношения рабства модель для всего космоса. Буржуазная культура связана с разделением между умственным и физическим трудом, которое обрекает трудящихся на умственное варварство, давая им обрывки знаний лишь в той мере, в которой это необходимо для работы на машинах и аппаратах: „кусочек" арифметики плюс библия на предмет „мировоззрения" и для послушания. Буржуазная культура неразрывно связана с калечением людей: город высасывает соки из деревни и обрекает её на духовный идиотизм. Убожество профессий превращает людей в кастрированных узких специалистов, в придатки машины, канцелярии, бюро. Буржуазная культура формирует эгоистических, жадных животных, спекулянтов в области жизни, действия, философии, - мещан, для которых власть денег есть высший закон. Буржуазная культура создаёт двойную бухгалтерию в морали, религии и искусстве, подобно тому, как она неизбежно должна опираться на тайную дипломатию в политике. И здесь социализм выступает со своими принципами. Он уничтожает культурную противоположность, полярность умственного и физического труда, объединяя их, связывая теорию и практику, мысль и дело, науку и труд. Он делает всю сумму знаний доступной всем. \015\ Общий кризис мирового капиталистического хозяйства есть кризис всей капиталистической культуры. Борьба классов есть борьба двух культур, настоящая борьба миров. Мировой хозяйственный кризис ставит новую веху на пути упадка капитализма, „заката Европы", который, по сути, есть закат всей буржуазной цивилизации. Дельцы трестов вынуждены предпринимать спешные меры по искусственному разрушению производительных сил. Они топят запасы товаров, искусственно сокращают посевы пшеницы и хлопка, гасят доменные печи, сокращают производство средств производства, - обнаруживают изрядную изобретательность в деле удушения производительных сил. В начале XIX столетия, когда введение машин ломало кости рабочим, в Англии возникло движение „луддитов", объединённых мифом о таинственном короле Лудде, вожде рабочих, истребителе машин. В одной луддитской песне говорилось: Эти машины злосчастные осуждены на смерть Единодушно всеми рабочими, И Лудд, презирая все преграды, Будет великим исполнителем приговора, Это движение, с которым буржуазия расправилась при помощи виселиц, было движением отчаявшихся, видевших в технических силах, а не в их капиталистическом применении, источник своих мучений. Но кто бы подумал, что через сто с лишком лет в качестве машиноборцев выступят собственники машин!? Сила кризиса такова, что уже создана целая литература, протестующая против „чрезмерности техники", против „засилья техников", „недоучета экономики", нарушения „соотношений между техникой и экономикой" и т. д. Уже ведётся пропаганда возврата „к кирке и мотыге", создаётся идеология технического регресса. \016\ Техников вынудили занять оборону и „оправдываться" перед коммерсантами, „выгораживая" технику и снимая с неё ответственность за катастрофу.1 Г-н Людвиг подвёл солидный базис под эту идеологию, утверждая, что капиталисты всё ещё исходят из установок молодого капитализма, когда рынок поглощал всё, тогда как теперешний капитализм стоит перед проблемой сбыта2. Раньше царила одна воля: производить больше3. „Vierteljahrsheft zur Konjunkturforschung"4 останавливается на аграрном кризисе и видит его причину в механизации сельского хозяйства и применении химических удобрений: „Производство жизненных припасов расширяется в объёме, который прежде считался невозможным". „Тенденция перепроизводства охватывает... и скотоводство. Кризис земледелия становится кризисом всего сельского хозяйства". Анализируя кризис в САСШ, журнал замечает: „Спрос со стороны последнего потребителя отставал от производства. Это объясняется, в первую голову, вытеснением живого труда. «Значительная часть трудоспособного населения перестала фигурировать в качестве регулярных потребителей». Эта фраза означает, что „значительная часть трудоспособного населения" безработна и голодает. 1 См. статью А. Гертцля . Ist die rasende Technikschuld an der Wcltwirtschaftskrise" в „Maschinenbau" от 18 августа, 1930. 2 „Weltwirtschaft" № 11, 1930. 3 Julien Dalemont, 1. c, 28. 4 „Vierteljahrshefte zur Konjunkturforschung", Heft 2, 1930. \017\ Этим вскрываются все корни действительного положения вещей. А именно: 1. Капиталистические производительные силы пришли в столкновение с покупательной способностью масс, суженной тем же капиталистическим развитием. 2. Капитализм стал оковой дальнейшего техническою прогресса. 3. Капиталисты начинают душить продвижение техники. 4. Появилась идеология технического регресса. Это упадок. Хозяйство Советского союза знает свои трудности. Но здесь всё наоборот: мы зовём не назад, от машины к кирке, а вперед, к совершенным машинам, не к сокращению производства, а к его развертыванию. Это — энергия творчества. Тяжести нашей жизни - жертвы Будущему. Но они окупятся развертывапием хозяйства. Это начинают чувствовать и на Западе, в стане противников. В своей книге об американском „процветании" проф. Бонн, с точки зрения американского инженера, даёт такую характеристику советского строительства1: „Сердце американского инженера, который слышит о возможностях строительства в России, бьётся сильнее, потому что там он может создавать технические сооружения без оглядки на ограничивающую силу капталистической рентабельности,— сооружения, которые превосходят всё бывшее до сего дня (158—159). Здесь действительно начался золотой век техники, Здесь нет традиций и сентиментальности, которые бы парализовали гигантское планирование. Здесь „хотеть", „действовать", „мочь" сливаются в единство огромного размера" (154—160). „Оптимизм коммунистической России затрагивает родственную ноту в сердце американца" (161). 1 М. Bonn. Prosperity. Wunderglaube und Wirklichkeit im amerikanischen Wirtschaftsleben. G. Fischer, 1931. \018\ Конечно, и Гувер — „настоящий американец". Но факт, что инженер по-своему может прийти к коммунизму, при определенных исторических условиях. Факт и то, что и кризис в капиталистических странах и строительство в СССР „вдалбливают диалектику" в некоторые головы, которые ранее были, в общем, почти безнадежны. Идеологический кризис крадётся по пятам за кризисом хозяйственным. Его уже не отрицают. В общественных науках приобретает право гражданства „социология смысла" (verstehende Soziologie), про которую Зомбарт в книге „Три, политические экономии"1 утверждает, что она не имеет практического значения, т. е. - никакого смысла. В естественных науках наряду с витализмом в биологии процветает философский агностицизм, „обосновываемый" кризисом понятий квантовой механики и „удачно" дополняемый верой в бога. Идея „внутреннего созерцания", „чувствования", „ясновидения" вместо разумного познания, реет сейчас над буржуазной мыслью, которая уже обращает свои взоры на „идеал средних веков". Идеологии технического регресса соответствует идеология средневековой метафизики или экстатического религиозного „созерцания целого". Ученые физики вроде Эддингтона, католические философы вроде Макса Шелера, задающие тон экономисты вроде Отмара Шпанна, — все они берут одну идеологическую ноту: от действительного знания к вере. „Я говорю, — вещает новый Заратустра,— прошлое время хотело знания без бога и знания без добродетели. Нo такого знания нет. „Я не хочу... употреблять патетических слов, я хочу лишь констатировать эмпирический факт. Знание без бога! Хотели познать связи мира и духа аналитически (zergliedernd 2) без последних основ бытия. 1W Sombart, Die drei Nationalokonomien. 2 zergliedernd - расчленяя \019\ Знание без добродетели! До эпохи просвещения не было знания, которое могло бы требовать от мудреца понимания без добродетели. Это требование ставилось лишь эпохой просвещения, которое нас привело туда, где мы обретаемся сейчас,— в коммунистических перестрелках в берлинских предместьях"! Итак: долой эпоху просвещения! Да здравствуют „Добродетель" и „бог" да станут вновь столпом и утверждением истины. Этот «выход из кризиса» аналогичен выходу, предлагаемому машиноборцами. Это „свидетельство о бедности", которое выдала себе буржуазия. |
2014 содержание Структура и содержание образовательных программ по аккредитуемым специальностям (профессиям) 12 |
Содержание содержание 2 Приложение №1 Особенности определения справедливой стоимости расчетными методами. 16 |
||
Содержание содержание 1 Руководство пользователя упрощенного редактора пространственных данных Краевой гис 8 |
Содержание Содержание ps: напечатано без картинок, расклады схематически обозначены. И пропущен раздел ритуалов на животных |
||
Оао «нк «роснефть»-курганнефтепродукт» г. Курган содержание содержание 2 цели 2 Обслуживания технологического оборудования, средств измерений, на автозаправочных станциях |
Пояснительная записка. 2 Содержание коррекционно образовательной деятельности. 3 Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению нарушений устной речи |
||
Содержание рабочей программы Раздел Содержание разделов Страница целевой Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях |
П 1 2 обу «курскгражданпроект» Содержание содержание обозначение Наименование Краткое описание территории муниципального образования, условий и инфраструктуры, формирующих факторы риска возникновения чрезвычайных... |
||
Спецкурса и дидактическое содержание Дидактическое содержание: овладение теоретическими и практическими навыками в области сохранности библиотечных документов |
Содержание содержание Три режима активации – еженедельно – по дням недели – циклически от 1 до 30 дней – по четным – нечетным дням месяца |
||
Инструкция пользователя содержание содержание 2 основные функции 3 комплектация 3 Поздравляем Вас с покупкой радар-детектора star! Мы уверены, что он будет очень полезен и прослужит Вам долго |
Станция биологической очистки сточных вод нвк-био ООО «нвк» г. Москва... |
||
Инструкция пользователя Страница 2 Содержание Содержание замена батарей... Замените литиевой батареей cr2032, соблюдая полярность: установите крышку батарейного отсека на место и заверните, чтобы закрыть |
Формата Передачи Данных TransUnion (tutdf) январь 2016 г. Версия 03r Содержание Содержание 2 Разъяснения по выгрузке информации о прекращении банковской гарантии в иных, отличных от окончания срока гарантии случаях. 145 |
||
Содержание образовательной программы оглавление 3 Пояснительная записка... Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования 193 |
Содержание Содержание Легенда Сокращения Вопрос понятие информационного... Вопрос информационный менеджмент как технология организации управленческой деятельности [вверх] |
Поиск |