Скачать 0.64 Mb.
|
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета». I. ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Овладение будущими педагогами бального танца танцевальной техникой и методикой преподавания историко-бытового танца.
Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами как: «Методика преподавания бального танца», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», а так же с предметами общепрофессионального цикла. 4. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса «Методика преподавания историко-бытового танца» студенты должны знать:
Владеть:
Уметь:
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии. 2. Исторический бальный танец (Средневековье, Возрождение, XVI – XIX вв.). 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра. 4. Основные источники изучения историко-бытовых танцев. 5. Бытовой и бальный танец XX века.
Раздел 1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии. Тема 1. Предмет и задачи курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев» Цель и задачи курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Историко-бытовой танец в системе профессионального хореографического образования. Взаимосвязь историко-бытового танца с классическим, народным и другими видами хореографии. Историко-бытовой танец в структуре музыкальных, драматических и др. видов искусства. Историко-бытовая хореография в системе художественного и эстетического воспитания. Структура курса. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Требования к уровню освоения курса. Самостоятельная работа по предмету. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету. Тема 2. Историко-бытовой танец в системе подготовки педагогов бальной хореографии Исторический процесс эволюционного развития бальной хореографии. Истоки бальной хореографии. Связь с народными первоисточниками. Стиль, характер и манера исполнения салонной хореографии прошлых эпох. Самоопределение современных форм бальной хореографии в отдельный вид искусства. Современные направления бальной хореографии. Понятия «социальный танец», «бальный танец», «спортивный бальный танец». Взаимосвязь современных форм бальной хореографии с бытовыми и национальными танцами. Предпосылки возникновения педагогики историко-бытовой хореографии. Историко-бытовой танец в современной системе подготовки танцоров бальной хореографии. Формирование понятийного аппарата, методологических основ курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Система подготовки педагогических кадров для среднего и высшего хореографического образования. Тема 3. Музыкальные формы и стили историко-бытовой и бальной хореографии Музыка как основа танца. Единство идейного, эмоционально-ритмического содержания музыки и хореографии. Определение понятия «музыкальная форма». Исторический путь развития музыкальных форм прошлых веков. Их взаимосвязь с танцевальными формами. Музыкальные стили прошлых эпох. Влияние музыки на стилевые особенности, характер и манеру исполнения бытовой хореографии. Музыкальное наследие композиторов прошлых эпох Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. Музыка как составная часть учебно-воспитательного процесса. Основные принципы музыкального оформления практических занятий по историко-бытовому танцу. Использование на занятиях образцов старинной музыки в инструментальном звучании. Учебная и учебно-методическая литература по данной тематике. Тема 4. Методика построения урока историко-бытового танца Цель и задачи урока историко-бытового танца. Методы и формы педагогического обучения. Роль и значение дидактических принципов в формировании умений и навыков освоения практического материала историко-бытового танца. Задачи и содержание групповых и индивидуальных занятий. Технология построения урока по историко-бытовому танцу. Приемы обучения. Экзерсис историко-бытового танца: постановка корпуса, головы, позиции ног, позиции рук, положение рук; виды шагов: бытовой, танцевальный, pas menus, pas elevé, pas glissé, pas chassé, pas balancé, па галопа, па польки, па полонеза, па вальса и др. Методика изучения основных элементов танцевальной лексики изучаемой эпохи. Изучение танцевальных форм композиционных построений прошлых эпох (XVI – XX вв.). Соразмерность длительности частей урока. Методы контроля эффективности педагогического процесса. Подбор музыкального материала. Подготовительная работа с концертмейстером по музыкальному сопровождению практических занятий. Роль педагога на уроке по историко-бытовому танцу. Личностные и профессиональные качества педагога как фактор эффективности учебного процесса по историко-бытовому танцу. Самостоятельная подготовка преподавателя к уроку исторического танца. Тема 5. Самостоятельная работа студентов по курсу "Методика преподавания историко-бытовых танцев" Самостоятельная работа – одна из главных составляющих внеаудиторного учебного процесса по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Задачи самостоятельной работы студентов. Виды, формы и методы самостоятельной работы. Формы эстетического самообразования. Развитие общего и профессионального кругозора, творческого мышления в процессе самостоятельной работы Методика самостоятельной работы с учебно-методическими материалами. Системность самостоятельной работы. Разбор и освоение танцев прошлых эпох по существующим источникам. Приобретение практических навыков записи танцевальных элементов и хореографических композиций прошлых эпох. Условные обозначения. Раздел 2. Исторический бальный танец (средневековье, возрождение, XVII – XIX в.в.) Тема 6. Историко-бытовой танец эпохи средневековья Историческое значение эпохи Средневековья в истории мировой культуры. Общественно-социальный уклад жизни. Господство церковной философии аскетизма во всех сферах бытования ранней эпохи Средневековья. Запрет церкви на веселье, радость жизни. Историческое значение эпохи в процессе развития бытовой хореографии. Бытовой костюм, социальная среда и бытовой танец. Зависимость бытового костюма и танца от художественного стиля эпохи. «Романский» стиль раннего средневековья и его воздействие на силуэт костюма. Основные составляющие женского костюма данного периода: нижнее платье, верхнее платье – «bliaud», узкий жилет «gippe», пояс и т.д. Развитие ремесел и их роль в становлении городской культуры позднего средневековья. Ткацкое производство, выделка кожи и процесс формирования костюма. Готический стиль второй половины эпохи и его влияние на формирование женской одежды. Основные черты женского костюма присущие готическому стилю: нарочитая вытянутость, динамическая устремленность вверх, сложность и вычурность форм. Основная линия силуэта женского костюма – «готическая кривая». Рыцарская культура и её влияние на разделение покроя женской и мужской одежды. Графическая четкость кроя мужской одежды второй половины эпохи. Особенность мужского силуэта (тонкая талия и широкие плечи). Основные составляющие мужского костюма: «шемиз», безрукавная куртка («gippons»), шоссы (узкие и длинные), сюрко, пурпуэн, пояс, остроносая обувь («poulaine»), конусообразный головной убор и т.д. Сословные и профессиональные различия в костюме. Итальянское Возрождение конца XV века – новый период модификации стиля и формы европейского костюма. Народные танцы истоки салонной бытовой хореографии эпохи Средневековья. Народные танцы в гуляниях и праздники. Круг – как основа композиционного построения народных танцев Средневековья. Танцевальная лексика народных танцев и её связь с трудовой деятельностью. Появление парного танца. Бранль – наиболее распространенный танец эпохи Средневековья. Музыкальное сопровождение народных танцев. Рыцарские турниры, балы и маскарады и их роль в развитии простейших танцевальных форм. Танцы придворной знати бассдансы – танцы-шествия. Колонна – основа композиционного построения придворных танцев. Сословно-иерархическое положение аристократической знати и ее влияние на регламентацию мест в танце. Практические занятия:
Тема 7. Историко-бытовой танец эпохи возраждения Значение эпохи Возрождения в истории мировой культуры. Влияние социально–бытового уклада жизни общества эпохи Возрождения на развитие бытовой хореографии. Музыка. Литература. Живопись. Театр. Идеи гуманизма в культуре раннего периода эпохи Возрождения. Новые нормы воспитания, образования и поведения «идеального человека». Бытовой костюм, социальная среда и бытовой танец. Зависимость бытового костюма и танца от художественного стиля эпохи. Новые художественные и эстетические понятия итальянского Ренессанса и его влияние на формирование европейского костюма. Стремление к изысканной простоте через индивидуальные художественные средства костюма – основной принцип стиля и формы итальянской одежды. Влияние итальянской моды на форму женского костюма в начале XVI века. Отличия французского женского костюма от итальянского. Основные составляющие женского костюма данного периода: рубашка, котт (платье с длинными рукавами), роб, пояс и т.д. Влияние испанской моды на развитие одежды других стран Европы. Каркас – как новый тип («футлярный») испанского костюма и его роль в формировании европейской женской одежды. Отказ от декольте. Стремление к объемности женского платья второй половины XVI века. Основные составляющие женского французского костюма данного периода: корсет, вертюгаль, рукава (двойные, очень расширенные наверху и сильно зауженные внизу), громоздкая фреза, котт (одновременно два или три), роб (распашной спереди), пояс и т.д. Модные аксессуары: ювелирные украшения, веер из страусовых и павлиньих перьев, перчатки и т. д. Конец эпохи – возникновение моды на парики и высокие прически – «тупей». Основные составляющие мужского французского костюма: белая, с широкими рукавами и рюшами рубашка, верхние штаны (шоссы), чулки (о-де-шосс), пурпэн. Середина XVI века – изменение кроя мужской одежды. Особенность формы женской и мужской обуви эпохи Возрождения. Церемонии обетов и клятв. Влияние рыцарских турниров, балов и маскарадов на развитие салонной бытовой хореографии. Место танцевальных жанров в развитии инструментальной музыки простейших. Музыка и её влияние на развитие танцевальных форм. Разнообразие танцевальных форм эпохи Возрождения. Появление танцев строго определенного построения. Придворный этикет и его влияние на развитие бытовой хореографии. Реверансы и поклоны и их роль в композиционном построении танцев. Практические занятия:
|
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также... |
Примерная программа дисциплины «Историко-бытовой танец» Овладение танцевальной техникой и базовыми навыками хореографической композиции историко-бытового танца |
||
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена... По специальности 031201. 65 – «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» |
Примерная программа учебной дисциплины «Управление качеством» Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением |
||
Примерная программа учебной дисциплины "Менеджмент" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждением |
Примерная программа учебной дисциплины организационная техника 2011 г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)... |
||
Примерная программа учебной дисциплины основы экономики, менеджмента и маркетинга Информация заполняется, если примерная программа разрабатывается по отдельной учебной дисциплине, а не в составе примерной основной... |
Примерная программа учебной дисциплины техничекое оснащение организаций питания 2016 г Информация заполняется, если примерная программа разрабатывается по отдельной учебной дисциплине, а не в составе примерной основной... |
||
Примерная программа профессионального модуля Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... |
Рабочая программа дисциплины Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Современные проблемы ивт» студентам очной формы обучения по направлению... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины «эпидемиология» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Эпидемиология» профессионального цикла студентам очной формы обучения... |
Программа академической магистратуры Форма обучения: очная Срок освоения... Содержание программы рассчитано на обучение магистрантов теории и методическим принципам, необходимым для преподавания дизайна в... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины хранение, переработка плодов... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 12 студентам очной формы обучения |
Место дисциплины в структуре образовательной программы Цели освоения дисциплины: формирование у обучающегося теоретических и практических знаний в области организации бытового обслуживания... |
||
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 03. «Английский язык» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла обучающимся очной формы... |
Методика и проведение военно-полевых сборов с учащимися 10-х классов Слушатель переподготовки по дополнительной образовательной программе «Педагогика, психология и методика преподавания школьных дисциплин:... |
Поиск |