ПСИХОЛОГИЯ
XXI СТОЛЕТИЯ
ТОМ 2
Ярославль, 2008
Печатается по решению
Президиума Международной Академии Психологических Наук
ПСИХОЛОГИЯ XXI СТОЛЕТИЯ. Т. 2 / Под редакцией Козлова В.В. – Ярославль, МАПН, 2008 - 368с.
Состав организационного комитета Симпозиума:
Председатель: Новиков В.В.,
Директор: Козлов В.В.
Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.В., Обозов Н.Н., Свенцицкий А.Л., Семенов В.Е., Урываев В.А., Шарапов Е.П., Фетискин Н.П., Шевчук В.Ф.
Программный комитет: - Карпов А.В., Кашапов М.М., Клюева Н.В., Козлов В.В., Мазилов В.А., Шадриков В.Д., Фетискин Н.П.
Ответственный редактор: Козлов В.В.
Редколлегия:
Мазилов В.А., Новиков В.В.
Статьи в сборнике изданы в авторской редакции.
ãМАПН, 2008 г.
ãКозлов В.В., 2008 г.
НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ.
Кузнецова Н. (Москва)
В настоящее время в силу социально- общественных изменений, которые влекут за собой психологические преобразования личности, особенно актуально стоит тематика кризиса среднего возраста. Что это благо или зло? Как к этому относиться?
Существует много точек зрения на кризис среднего возраста, но в настоящий момент к согласию и единой точке зрения психологи не пришли.
Так что же такое кризис среднего возраста?
Кризис среднего возраста - это этап в эволюционном развитии личности.
Кризис среднего возраста - это возможность переоценки жизненных приоритетов. Установление их новой иерархии. То, что было на последних позициях, может занять главенствующее место.
Кризис (в более общем плане)- это зов перехода в новое качество, это «остановка-размышление» между жизненными прямыми. Это обновление, возрождение, замещение новым, более действенным.
Кризис сорока лет- это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали, человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста.
Кризис среднего возраста – не такое страшное явление, если в нем можно увидеть возможность начала новой жизни, а не окончание жизненного пути. Такая установка- это больше чем просто утешение для человека, который испытывает тяжелое переживание. Она может означать разницу между жизнью и смертью, либо позволит обрести смысл в страдании, которое раньше казалось мучительным и безутешным.
Кризис- это смерть прежней идентичности, уже не соответствующей задачам текущего этапа личностного развития. Старый образ себя должен умереть, а через его пепел должна прорасти и раскрыться новая индивидуальность, более соответствующая эволюционным, материальным, социальным и духовным целям. Содержание этого этапа связано с непосредственным рождением новой личности. За пиком боли, страдания и агрессивного напряжения следует катарсис, облегчение и наполнение жизни новыми смыслами.
Этот этап кроме индивидуальных, личностных переживаний, имеет выраженное архетипическое содержание, отличается отчетливо нуминозным характером и связан глубокими экзистенциальными инсайтами, которые открывают всеобъемлющее единство за миром разделенности.
За смертью и возрождением важен поиск новых целей, стратегий жизни, новых ценностей. Их нахождение часто становится прорывом, который круто меняет восприятие мира. По мере приобретения опыта кризиса в этой фазе у человека появляются новые механизмы разрешения конфликта и развиваются новые способы адаптации, которые помогают ему в будущем эффективнее справляться с такой же или подобной ситуацией.
Когда кризис завершен, человек становится «умудренным опытом», личность не может обрести мудрость в обыденности.
Как мы видим из перечисленного понятий кризиса среднего возраста много. Само это словосочетание ввела в американский язык Гейл Шихи.
Кризис среднего возраста у многих авторов рассматривается как острая форма невроза, характеризующаяся возникновением депрессии и тревоги, а также появлением конфликтности. Юнг, все эти симптомы рассматривал не как внешние признаки болезни, а как попытка самостоятельного исцеления человеческой психики, т.е. как внешнее проявление стремления психики, здоровой в своей основе обрести подлинное равновесие. Обострение невроза служит определенной цели - побудить человека выйти на новый уровень сознания. Обострение невроза часто становится важной необходимой предпосылкой для выбора важного жизненного пути, и, следующий по нему человек получает удовлетворение от жизни.
По мнению Юнга, невроз- это попытка самолечения, в такой же мере, как и любая соматическая болезнь, отчасти является попыткой самолечения… это попытка саморегулирующейся системы психики восстановить равновесие.
От чего же зависит то, почему один человек переживает кризис среднего возраста, а другой нет, хотя находится в не менее сложных условиях? По мнению Юнга, ответ заключается в том, что индивидуальная психика человека знает и свои ограничения, и свои возможности. Если выйти за пределы этих ограничений, не осознавая своих возможностей, произойдет нервный срыв. Человеческая психика делает все возможное, чтобы исправить ситуацию.
Кризис необходим нам для того, чтобы выйти из «трясины» жизни, обновиться. Кризис делает встряску, ненужный «целлюлит» накопленный при жизни отторгается, давая расти новой «коже». Приземленность уступает место движению. Как пишет В.В. Козлов « Кризис- это всегда вызов для личности. Кризис среднего возраста является закономерным кризисом, который является эволюционным этапом онтогенеза». Во время кризиса очень важно отношение человека к нему, его настрой. Если человек будет относиться к кризису как к чему-то негативному, то есть большая вероятность, что протекать он будет со знаком минус, никаких положительных новообразований человек не получит, а если положительно, то и результаты кризиса будут позитивны.
Кризисная ситуация не является ни болезнью, ни патологией и отражает реальную борьбу индивида с текущей стрессовой ситуацией. Фактически состояние активного дисбаланса ограничено во времени и обычно продолжается до тех пор, пока отыскивается некая приемлемая форма решения ситуации.
Человек в этом состоянии более чувствителен к воздействию извне. Привычные модели поведения не дают нужного результата. Привычные защитные механизмы ослаблены, не нужно пробиваться сквозь толщу механизмов психологических защит, человек «голый» для воздействия. И даже малейший толчок в этом состоянии может дать максимальный эффект. В то время как в обычном состоянии, больший по интенсивности толчок не приводит к успеху.
«Кризисы развития - это периоды психологического стресса и трудностей, которыми сопровождаются жизненные трансформации и переломные моменты» В.В.Козлов.
Очень важно использовать ресурсы личности. Кризис среднего возраста - это стресс для организма, попытка психологической адаптации к новым условиям функционирования. Соответственно в это время организм живет взаймы своими ресурсами, т.е. это ресурсное состояние, и его нужно попытаться использовать по максимуму, т.к. после того, как организм «съест» весь «неприкосновенный запас», следующая возможность раскрыть свой потенциал будет не скоро. Главное кризисное состояние не «затянуть», чтобы стресс плавно не перетек в дистресс.
Гроф называл состояние психодуховного кризиса – процессом самоисцеления психики и тела. Тоже самое мы можем встретить у Юнга. Он рассматривал это состояние, как попытку самостоятельного исцеление человеческой психики, то есть, как внешнее проявление стремления психики, здоровой в своей основе, обрести подлинное равновесие.
У этих состояний есть огромный терапевтический эффект. По многолетним наблюдениям В.В. Козлова кризисы несут положительный потенциал. Человеку нужно помочь благополучно пройти через кризис. Для этого нужен опытный проводник, чтобы открыть для него потенциал его самого. Именно в этом состоянии человек открыт для нового, «расшатан» для усвоения нового, для рывка вперед, вверх.
Люди, находящиеся в кризисе склонны расценивать происходящее как нечто уникальное, не случавшееся ранее ни с одним человеком. Но если человеку преподнести кризис как его шанс обрести что-то новое в жизни, то в этом состоянии, эта установка может быть продуктивна. Кризис обозначает одновременно как ненадежную ситуацию, так и потенциальную возможность подняться к более высокому уровню бытия. Признание двойственной природы кризиса- опасности и возможности - является фундаментальным для определения стратегий профессионального взаимодействия с людьми, находящимися в кризисном состоянии.
В этом состоянии при правильных психотерапевтических стратегиях можно дойти до появления признаков трансформации личности. Личность в этом состоянии похожа на пластилин: можно лепить многое и достаточно легко. Личность открыта для нового, более восприимчивая к изменениям.
Душа человека не терпит застоя.
Но если произошло углубление кризиса, с потерей витальности, нужно попытаться сначала восстановить жизненную энергию. Существует множество психотехник по аккумулированию энергии.
«Углубление кризиса с потерей витальности, т.е. негативная дезинтеграция с преобладанием отрицательных эмоций, носящих астенический пассивно- бессильный характер. Человеком овладевает тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации, с возможным переходом в невроз, срыв, когда он полностью деморализован и смирился с поражением. Возникают те негативные последствия, которые кризисное состояние оставляет в организме- депрессии, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений, в стадию нарушений стойких, органических. Негативная дезинтеграция- это причина суицидальных намерений индивида, которые могут привести к его смерти.
Под позитивной интеграцией мы понимаем составляющую часть психологического кризиса, которая является элементом качественного личностного роста и развития.
В данном случае мы видим два гипотетических русла одной реки. В какое русло пойдет река зависит от конкретного индивида, от его желания «взлететь» или «упасть». Когда человек долго лежит как камень на дороге, то естественно «взлета» не получиться. Для полета нужно как минимум махать крыльями, а не падать тушкой вниз.
Китайская пиктограмма слова «кризис» полностью отражает идею кризиса. Она состоит из двух основных радикалов: один изображает опасность, другой возможность. Длительно протекающий кризис истощает потенциал личности. Поэтому нужно по возможности быстрее разрешить кризис. Промедление смерти подобно. Необходимо предоставить клиенту информацию о том, что происходящее с ним является следствием индивидуальной духовной эволюции. Как терапия при кризисе среднего возраста должно быть раскрытие личности, выход ее на более высокий уровень. Скидывание «слоя сала» мешающего полету личности. Во время полета личность должна быть налегке. Из жалеющей себя склизкой амебы, человек превращается в золотистый светящийся шарик, готовый в любую минуту улететь куда угодно, с легкостью и энергией внутри. До кризиса «шелуха» жизни приземляет, не дает двигаться. Во время кризиса происходит иногда достаточно болезненный сброс этой «шелухи». Затем появляется легкость. Мы как рак-отшельник, живущие в домике-ракушке, после того, как ракушка стала маленькая, мы скидываем ее, находясь, какое-то время только в маленьком, беззащитном, хиленьком тельце. Но затем находим ракушку большую по размерам и живем в ней более комфортной жизнью. Состояние кризиса это и есть то состояние, когда маленький домик-ракушку мы уже скинули, а большой еще не найден. Состояние «голого Я», когда на нас нет одежды состоящей из наших психологических защитных механизмов, болезненно, уязвимо, доступно как для взлета, так и для падения.
Для людей среднего возраста под воздействием кризиса характерно самокопание, они испытывают мучительные фантазии, им не дают покоя мрачные, подозрительные мысли и фантазии. Их взгляд на будущее лишен всякой надежды. Они теряют свою энергию и свои амбиции, они полны тревоги и чувствуют, что не успевают вскочить в последний вагон. Самым заметным симптомом в среднем возрасте является внутренний конфликт. Но и этот момент Юнг перевел в симптом со знаком плюс: «Совершенно невыносимый внутренний разлад является доказательством вашей подлинной жизни. Жизнь без внутренних противоречий - это только половина жизни, или жизнь в Запредельном, которой живут лишь ангелы». Исходя из этого, мы видим, что кризис среднего возраста, это обычный жизненный этап, и внутренние противоречия, которые с ним связаны - это естественный ход нашей жизни. Ничего непереносимого для человека здесь нет, за исключением тех случаев, когда человек сам себя запугивает кризисом, и сам его боится. Если человек так внушаем по поводу негативного течения кризиса, то соответственно он может быть податлив для позитивных влияний. Очень важно ваше отношение к кризису. Если вы будете его рассматривать как трамплин к высотам, то взлетите высоко, а если как трамплин для прыжка вниз, то упадете и больно ударитесь.
По мнению Дерил Шарп, кризис это большое количество энергии, необходимой либо для изменения чего- либо, либо для чего- то другого. Нужно этой энергии придать русло. Энергию этого состояния, а ее бывает много, нужно попытаться использовать рационально.
Для терапии кризисов среднего возраста нужно использовать техники раскрытия личности. Для этого нужно не гасить энергию, пытаясь убрать боль и метания, а попытаться использовать «шанс» предоставленный нам природой, воспользоваться этим состоянием.
От чего же зависит то, почему один человек переживает кризис среднего возраста, а другой нет, хотя находится в не менее сложных условиях? По мнению Юнга, ответ заключается в том, что индивидуальная психика человека знает и свои ограничения, и свои возможности. Если выйти за пределы этих ограничений, не осознавая своих возможностей, произойдет нервный срыв. Человеческая психика делает все возможное, чтобы исправить ситуацию.
При духовных кризисах социальное «Я» конформность отходит в сторону, а истинное «Я»
Становится более очевидным и действенным. Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности выхода за свои пределы. Как говорит В.В.Козлов «Сначала незаметно, но затем все интенсивнее жизнь начинает указывать тебе, что то лоно, которое ты обжил, уже устарело, или тесно, или пахнет затхлостью. Слышишь ты или не слышишь, но зов к изменениям начинает заполнять пространство твоей жизни. И этот зов мы называем кризисом». Часто кризис вызывается, подталкивается, инициируется через ломку привычных социальных отношений и отождествлений с ролями и статусами: потеря работы, супружеская измена, потеря близких.
Существуют и другие точки зрения на кризис среднего возраста. О.О.Косякова « Кризис сорока лет- это период критической самооценки: анализируется аутентичность образа жизни; решаются проблемы морали, человек испытывает неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста». Но, судя по этому отрывку, либо это писалось давно, либо кризис среднего возраста отодвинулся во времени. В настоящее время у большинства людей в 40 лет дети не покидают дом, а ходят еще в школу. И сам взгляд на кризис очень поверхностен. Основной акцент кризиса делается на семейные отношения, высказывается женская точка зрения на кризис. Кризис представлен как негативное явление, т.е. человек идущий по пути трансцендентно- генеративного человека - не испытывает кризиса середины жизни, поскольку нашел адекватные решения большинства жизненных проблем, затем по нисходящей градации: путь псевдоразвитого человека; путь человека в кризисе середины жизни, и последняя, самая низшая градация- путь обездоленного судьбой человека. Из всего сказанного О.О. Косяковой получается, что если человек задумывается над смыслом жизни, если у него в середине жизни меняются ценности, что закономерно для развития, то он либо идет по пути обездоленного судьбой человека, либо по пути псевдоразвитого человека. Такие формулировки как минимум унижают человеческое достоинство находящегося в кризисе человека, лишая его желания бороться за свою жизнь. Хотя опять же повторяю, опираясь на исследования В.В. Козлова имеющего большой опыт работы с кризисной личностью - кризис очень ресурсное состояние, при умелом проводнике человек может достигнуть неведомых доселе высот.
Личность переживает много кризисов, они подобны спирали, в которой личность снова и снова возвращается к своей обыденности, но каждый раз достигая более высокой перспективы, если конечно какой-то из кризисов не приводит к полному уничтожению личности и невозможности возврата в привычное лоно жизни.
Кризисы в какой-то мере являются эволюционным вызовом. Своеобразный последний механизм селекции наиболее мощных и сильных личностей. Это мощное извечное переживание, испытание которого приводит к предельной эффективности человека как носителя человеческого. Кризис скрыт в человеческой психике и таит в себе эволюционный потенциал.
В довершении к сказанному хочу подчеркнуть, что кризис- это не проблема для сильного человека, это подарок природы, и то насколько вы высоко взлетите или низко упадете, зависит от вас, от вашей силы воли и желания подчинить себе силы и энергию кризиса, только не забывайте, что в вашем путешествии по кризису, желательно нужен опытный проводник.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ XX ВЕКА
Кузьмина В.М. (Курск)
Молодежная проблематика включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.
Проблема психологической адаптации сельской молодежи к городской жизни своими корнями уходит в послевоенный период ХХ века. Если в 1920-1930-е годы руководящей партией в деревню направлялись сотрудники низших партийных ячеек и представители творческой интеллигенции для реализации программы «культурной революции», включавшей в себя повышение грамотности населения, развитие новой социалистической культуры и формирование новой советской интеллигенции. В послевоенное время молодежь стала интенсивно осваивать городскую жизнь с целью получения высшего образования и поднятия собственного социального статуса. Данная тенденция находит свое отражение в произведениях советских литераторов и драматургов. Именно советские писатели старались рассказать о тех трудностях, с которыми приходилось сталкиваться молодежи в городе и на стройках. Практически ими (Е.Я. Дороша, В.Ф. Тендряков, А.Я. Яншин, С.П. Залыгин) был сделан вывод о противопоставлении ценностей сельской жизни городским ценностям.
Много о проблемах приспособления молодежи к городу не приходилось говорить, поскольку в советском искусстве четко проводилась политика партии по осуществлению «смычки» города и деревни, которая подразумевала практически отсутствии каких-либо проблем в процессе взаимного сотрудничества. Но вскоре стало ясно, что проблем у деревенской молодежи гораздо больше, чем об этом писали.
В настоящее время для сельской молодежи актуальна проблема получения высшего образования. Существуют некоторые программы, которые помогают им поступать в сельскохозяйственные вузы страны. После зачисления студентов из села в городской вуз начинается огромное количество проблем, связанных в первую очередь с адаптацией молодежи к реалиям городской жизни. Процесс адаптации очень личностный, но, тем не менее, можно выделить определенные стереотипы поведения в процессе адаптации сельских ребят. Справедливости ради надо отметить, что сельскохозяйственный вуз провинциального города это не тоже самое, что сельскохозяйственный вуз столицы, но молодежь также подстерегают различные трудности на пути достижения заветной цели- получения диплома.
В первую очередь, сельская молодежь более доверчива, так как ее воспитание проходило в определенной гармонии с природой. Данный факт совсем не свидетельствует о моей идеализации молодежи из села, но отношение к жизни и к окружающим людям у этих ребят более открытое, добродушное, полное открытий об окружающем мире, естественное, без притворства. Данная черта характера была отмечена В.Распутиным в его произведении «Деньги для Марии»1. Доверчивостью деревенской молодежи очень легко и выгодно пользуются городские ребята. Например, они одалживают у них различные суммы денег, не заботясь об их возращении. Они знают, что сельские ребята беззащитны.
Во-вторых, открывая для себя ранее неизведанные страницы городско жизни, сельские ребята недооценивают всей опасности, которая таиться вокруг них. Попробовав наркотики один раз, они не могут сказать нет повтору, с ними нет рядом близких людей, которым они могли бы что-то рассказать, надеясь на своевременную помощь. С ними нет рядом отца, который мог бы их наказать именно в мой манере, в которой воспитываются все сельские ребята. Также сложно девушкам, так как им очень легко пойти по пути разврата и прелюбодеяния. Боясь наказания со стороны родителей, они предпочитают идти на обман. Зная, как гордятся родители своими детьми, что те обучаются в вузе, оступившаяся молодежь не желает разочаровывать своих родителей, предпочитая держать их в обмане и неведении2.
В- третьих, не зная пути выхода из тяжелых сложившихся ситуаций, сельская молодежь ищет защиту среди «своих», что заставляет ее объединяться в различные группировки, промышляющие «разборками и выбиванием денег». Агрессивность поведения – одна из ведущих проблем не только психологов, историков, политологов и т.д. Рост преступности молодежи свидетельствует о плохой адаптации к современной жизни. Проявление физической агрессии более свойственно юношам, но у девушек она принимает несколько иные формы – обида, девичья месть.
И последнее, что хотелось бы сказать о сельских ребятах. Они во время обучения в сельскохозяйственном вузе живут в определенном психологическом стрессе, и только приезжая домой на каникулы, они отдыхают3. Они отдыхают в простом труде, в наслаждении окружающей природой, потому что они выросли здесь, и именно здесь они чувствуют себя по-настоящему счастливыми.
На сегодняшний момент можно говорить о том, что в вузы поступает достаточно большое количество «деревенской» молодежи, которые обучаются по различным целевым программам или на договорных основах. И с данной категорией студентов очень большие трудности как социального, так и психологического плана. С целью преодоления этих трудностей в профильном обучении необходимо вводить гуманитарные компоненты, которые позволят образование сделать личностно-ориентированным, а также больше времени уделять на разработку практических курсов по обучению саморегуляции поведения студентов в различных стрессогенных ситуациях, которыми полна не только студенческая, но и обычная жизнь. Необходимо обучать социальной адаптации - умения в современном обществе добывать, получать информацию, т.е. человек должен быть готов к осознанию собственной самоценности, к творческому саморазвитию. В любом случае процесс подготовки специалистов – это процесс формирования личности со своими ценностями, взглядами, мировоззрением, мотивацией и уровнем самооценки.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.
Кукина М. (Иркутск)
Одна из главных тайн человека - тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Как утверждает выдающийся отечественный психолог и психотерапевт В.Н.Мясищев, основные психические качества составляют нравственное ядро личности и важно, чтобы между всеми участниками деятельности, будь то игра, учение, труд, были организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма. Именно отношения личности – ее потребности, интересы, склонности – являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности – и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми, считал В. Н. Мясищев. Он не раз подчеркивал, что истинные отношения человека к действительности до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях. В связи с этим, источником нарушений в личности, многих форм ее патологии являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.
Неизлечимая болезнь, смерть – это явления, которые не принимаются в обществе. Люди стараются об этом не думать и жить так, как бы этого не было. Поэтому тяжело больные и умирающие, как бы нарушают своим присутствием, принятое в обществе «молчание о страданиях», вызывают неуверенность и дискомфорт у окружающих.
Тяжелая болезнь и близость смерти становятся источником больших страданий, вызывает необходимость переоценки отношения к самому себе, близким, окружению, к Богу. В связи с болезнью изменяются взаимоотношения в семье, среди друзей и на службе, человек борется или смиряется с нарушением физической целостности тела, с потерей эстетического образа самого себя. Для многих наших соотечественников диагноз «рак» ассоциируется со смертью, а смерть – это уничтожение, исчезновение всего и вся ради чего жил человек. Безысходность пациента, окруженного ложью не желающих «сдаваться» близких, на фоне его собственного понимания того, что он умирает, невероятно трагична.
Работая с онкологическими больными в терминальной стадии в течение десяти лет, не могу не согласиться с психотерапевтами, утверждающими, что пациенты, получающие психологическую помощь, имеют большие шансы на выживание или продления жизни на несколько лет. Долг не только медиков, но всего нашего общества с его социальными и духовными институтами оказать всестороннюю поддержку этим страдающим людям, устранить не только физическую боль, но дать им почувствовать внимание и любовь родных, близких, друзей по жизни и по профессии, социальную поддержку, духовную помощь церкви. Это дает не только освобождение от страданий, но и душевный покой уходящему из жизни.
В экзистенциализме нашего столетия опыт переживания смерти стал одним из исходных пунктов для анализа человеческой ситуации. Экзистенциалисты подчеркивали, что смерть – это не просто конец жизни, но ее составная часть и отстаивали идею, согласно которой только интеграция концепции смерти в человеческое «Я» делает возможным истинное существование. Платой за отрицание смерти становятся страх и самоотчуждение. Чтобы до конца понять себя, человек должен научиться смотреть в лицо смерти, осознать свою личную смерть.
Экзистенциальная психология рассматривает две противоположные этические доктрины – с одной стороны отношение к смерти – это стоическое или скептическое принятие неизбежности смерти, а порой даже вытеснение жизнью самой мысли о смерти; с другой – идеалистическое прославление смерти как такой, которая придает смысл жизни или является непременным условием истинной жизни человека.
Реакции на грозящую смерть формируются под воздействием связанных между собой факторов:
Психологическая зрелость индивида;
Доступные ему способы, позволяющие справиться с ситуацией;
Влияние таких систем координат, как религиозная ориентация, возраст, пол;
Позиция врача и других людей, играющих важную роль в жизни пациента
Степень опасности протекающих в организме процессов.
Личность человека не перестает развиваться и в таких тяжелых условиях, как онкологический диспансер или хоспис. В психике человека, однажды осознавшего неминуемость своей близкой смерти, всегда налицо, сознательно или бессознательно, идея смерти и чувство ускоренного приближения к «моменту» наступления смерти, тревога и даже страх перед этим концом. Однако физически здоровый человек не знает «момента» своей смерти, он не может даже приблизительно предугадать его, вследствие чего его состояние существенно отличается от состояния тех больных людей, которым врачи сообщили, что они неизлечимо больны и вскоре умрут.
Перед лицом смерти человеку важно осознавать, что для него является смыслом жизни, бесконечным смыслом существования, заключающим в себе и смерть, и смысл страдания и умирания.
Один из известных экзистенциалистов Ирвин Ялом отмечал, что многие больные раком на терминальной стадии используют свою кризисную ситуацию и нависшую над ними угрозу как стимул к изменению. Эти люди рассказывали о поразительных сдвигах, о внутренних переменах, которые нельзя охарактеризовать иначе, чем «личностный рост» или изменение установок. Он отмечает следующие изменения в характерах и отношениях онкологических больных:
Изменение жизненных приоритетов, уменьшение значения тривиальностей;
Чувство освобожденности: появление способности сознательно не делать то, что не хочешь;
Обостренное переживание жизни в настоящем, вместо откладывания ее до пенсии или какой-нибудь еще точки будущего;
Переживание природных явлений: смены времен года, перемены ветра, опадания листьев, последнего Рождества и т.д., – как высоко значимых событий;
Более глубокий, чем до кризиса, контакт с близкими;
Уменьшение страхов, связанных с межличностным общением, и озабоченности отвержением; большая, чем до кризиса, готовность к риску.
Известно, что людям от рождения свойственны поиски смысла жизни. Личностная значимость понимается как когнитивная система, основанная на ценностях и убеждениях личности, обусловленная качествами личности и взаимоотношениями человека с другими людьми. Более того, она придает чувство удовлетворения жизнью. Широко известный на Западе доктор П. Вонг стремился создать инструмент, с помощью которого можно было бы измерить личностную значимость. Его исследование привело его к разработке профильного теста личностной значимости (ПТЛЗ), он используется для определения количества и источников смысла в жизни людей. Он определяет семь величин: достижения, взаимоотношения, религиозность, чувство собственно превосходства, принятие себя, интимность и честное отношение к жизни. Эти семь факторов положительно влияют на психологическое здоровье [5]. Этот параметр может быть использован не только для определения уровня или количества смысла в жизни, но и выделения источников этого смысла, предоставляя, таким образом, информацию о ширине и балансе источников личностной значимости жизни.
Данный вопросник измеряет величину восприятия людьми личностной значимости их жизни. Как правило, значимая жизнь подразумевает наличие цели и чувство собственной значимости. Однако, приоритеты ценностей различны у разных людей, и они имеют разное представление о том, как сделать жизнь стоящей.
Модель отношения к смерти, предложенная П. Вонгом – один из наиболее многообещающих подходов к изучению отношения к смерти основан на теории личностной значимости П. Вонга. Если эта теория используется в качестве модели понимания отношения к смерти, результат исследования основывается на экзистенциональной теории и позволяет рассматривать проблему с разных сторон. Более того, на ее основе была разработана статистически достоверная шкала методики «Отношение к смерти» [4]. Таким образом, модель, предложенная П. Вонгом предполагает, что люди мотивированы найти смысл в жизни. Отсутствие смысла жизни связано с депрессией и страхом смерти, в то время как его наличие связано с положительным отношением к смерти и психологическим здоровьем.
В нашем исследовании принимало участие 17 пациентов онкологического отделения хосписа г. Иркутска в возрасте от 19 до 76 лет. Из них было 2 мужчин и 15 женщин. У всех участников было диагностировано онкологическое заболевание, после использования различных методов лечения было предложен паллиативный уход в условиях стационара хосписа или дома. Все участники исследования имели средне – специальное или высшее образование.
1 – достижение, 2 – взаимодействие, 3 – религиозность, 4 – собственное превосходство, 5 – принятие себя, 6 – интимность, 7 – честное отношение к жизни.
Рисунок. Результаты, полученные при диагностике личностной значимости онкологических больных.
Данные рисунка обращают внимание на то, что по трем субшкалам «Религиозность», «Чувство собственного превосходства» и «Интимность» 24% составляют высокие показатели. По субшкалам «Достижения» и «Взаимоотношения» высокие показатели составляют 18%.
Это характеризует пациентов следующим образом:
Большая часть пациентов занимала активную жизненную позицию, были инициативными, целеустремленными, стремящимися помогать ближним, реализовать свой потенциал. В обследуемой группы было только две практикующие христианки, однако, большой процент высоких и средних показателей свидетельствует о том, что подавляющее большинство группы признавали, что человеческая жизнь имеет определенную цель и значение, что она управляется законами морали, стремились искать встречи с Богом в обыденной жизни. Так же подавляющее большинство группы отмечали, что имеют ясную цель в жизни, стремятся к высшим ценностям - тем ценностям, которые выходят за пределы личного интереса, считали, что могут внести значительный вклад в жизнь общества. Эти же пациенты подчеркивали важность и необходимость поддержки, оказываемой им родными и друзьями. Они считали, что важно хранить семейные и дружеские узы.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистической программы «Биостатистика» с применением критерия ранговой корреляции r-Спирмена, применяющийся для изучения взаимосвязи двух метрических переменных, измеренных на одной и той же выборке.
На представленной таблице видим, что существуют корреляционные взаимосвязи между показателями профильного теста личностной значимости и отношением к смерти онкобольных.
|
Собственное превосходство
|
Интимность
|
Религиозность
|
|
r s
|
p
|
r s
|
p
|
r s
|
p
|
Избегание смерти
|
0,487
|
0,049
|
0,527
|
0,031
|
|
|
Принятие смерти
|
|
|
|
|
-0,679
|
0,03
|
|